Примерный проект «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Ольга Потриденная
Примерный проект «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

Актуальность проблемы здоровья детей сегодня очевидна для всех. В последнее время особенно обоснованную тревогу вызывает состояние здоровья детей именно дошкольного возраста как наиболее массового контингента детей. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей, научного Центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьши-лось в 5 раз и составляет лишь 9% от контингента детей, поступающих в школу, тем не менее, результаты социологических исследований показывают, что в системе ценностей российских образовательных учреждений здоровье не поднимается выше девятого места. В связи с этим одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования должно стать сохранение и укрепление здоровья воспитанников дошкольных учреждений.

Развитие ребёнка неразрывно связано с развитием речи, с увеличением объема речевого общения. Работа голосового аппарата – это постоянная нагрузка на дыхание. Учащенный дыхательный пульс у детей нарушает ритм и плавность произношения слов и фраз. Неумение управлять дыханием вносит дезорганизацию в произношение звуков. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся ежедневно в течение 5-10 минут в хорошо проветренном помещении. Их можно использовать и как часть занятия, так и в режимных моментах.

3-Развитие общей моторики.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем интенсивнее развивается его речь. У детей с нарушением речи, часто наблюдаются «неполадки» в общей моторике: недостаточная четкость и организованность движений, недоразвитие чувства ритма и координации.

Оздоровительные паузы – физкультминутки, проводятся в игровой форме в середине занятия. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Сочетание речи с определёнными движениями даёт ряд преимуществ для детей, посещающих логопедические занятия.

4- Развитие мелкой моторики.

Пальчиковая гимнастика – весьма эффективное профилактическое мероприятие в системе оздоро-вительных мероприятий детского сада. В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например известная всем «Сорока-Ворона». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно влияют на развитие детей. А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1-Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге стимулирует развитие речи.

2-Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3-Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4-Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строч-ками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

5-Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определенные положения рук и по-следовательность движений.

6-У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рас-сказывать руками целые истории.

7-В результате освоения всех упражнений кисти рук пальцы приобретут силу, хорошую подвиж-ность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

5-Су-джок терапия.

Суджок терапия – это высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод само-помощи, существующий в настоящее время. С помощью колец «ежиков» удобно массировать пальцы для благотворного влияния на организм. Исследования невропатологов, психиатров и фи-зиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей ко-ры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой в логопедических целях су-джок терапия активизирует развитие речи детей.

6-Самомассаж

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Само-массаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёнок сам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.

Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализации мышечного тонуса данных мышц.

Использование самомассажа широко применимо по нескольким причинам:

-Можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно.

-Можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения.

-Можно использовать без специального медицинского образования.

7-Гимнастика для глаз

90% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимна-стика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения.

Целью проведения зрительной гимнастики – является формирование у детей дошкольного возрас-та представлений о необходимости заботы о своём здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья. Для того чтобы, гимнастика для глаз была интересной и эффективной, необходимо учитывать особенности развития детей дошкольного возраста, она про-водится в игровой форме, в которой дети могут проявить свою активность.

Зрительная гимнастика используется:

-для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости глаз

-для укрепления мышц глаз

-для улучшения аккомодации (способность глаза человека к хорошему качеству зрения на разных расстояниях)

Зрительную гимнастику необходимо проводить регулярно 2-3 раза в день по 3-5 минут. Для гимнастики можно использовать мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику можно проводить по словесным указаниям, с использованием стихов, потешек.

Гимнастика бывает:

1) игровая коррекционная физминутка;

2) с предметами;

3) по зрительным тренажёрам;

4) комплексы по словесным инструкциям.

При подборе гимнастики для глаз учитывается возраст, состояние зрения и быстрота реакции ребёнка. Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз, и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения.

Публикации по теме:

Итоги летней оздоровительной работы в нашем учреждении В настоящее время особую актуальность приобретает проблема состояния здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Сохранение.

Взаимодействие ДОУ и семьи как условие формирования у дошкольников основ здорового образа жизни Состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия общества. По этим причинам проблема сохранения и укрепления.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Еда, продукты питания
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Примерный проект «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»
Опубликовано: 21 января 2014 в 14:52
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Рубашка для сказочной книге о мастерах и мастерицах
Приветствую всех гостей моей странички. Вчера Танюша Кирюшатова Предложила нам обзор готовых страниц по текстильной книге по своим сказкам. Страниц уже...
Фото отчёт «Весенние работы детей второй младшей группы «Алёнушка».
Добрый день уважаемые коллеги, друзья! Предлагаю вашему вниманию небольшой фото отчёт детских работ. Очень...
Фотоотчет. Как мы провели День весеннего дождя в младшей группе.
Что такое вода — интересно ребятам, Это то, без чего нам, друзья, не прожить. Человечеству послана она во благо, И водой мы, конечно, должны дорожить....
Фото отчёт. Лепка — дымковская игрушка «барыня».
Уже на протяжении многих лет знакомлю детей с дымковской игрушкой. Дымковская игрушка – русская игрушка, которая прочно вошла в быт нашего детского сада....
Экологический проект на тему: «Книга своими руками.»
Экологический проект. Тема: "Книга своими руками" Автор: Четверикова Светлана Николаевна, воспитатель, г. Москва, гимназия № 2072, д/о № 4. Вид проекта:...