Примерный тематический план работы на год по теме: Воспитание у ребенка подготовительной к школе группы любви и интереса к книге

Марина Дмитриевна Иноземцева
Примерный тематический план работы на год по теме: Воспитание у ребенка подготовительной к школе группы любви и интереса к книге

1 раздел: «Воспитательные Задачи».

В связи с подготовкой ребенка к школе необходимо в процессе систематической, повседневной работы повышать и развивать интерес к книге, как к предмету чтения.

Знакомя детей с лучшими произведениями народного творчества и произведениями художественной литературы, воспитывать у них любовь и уважение к книге. Книга рассказывает много интересного, увлекательного. Она учит, советует, радует и веселит. Книга – друг человека.

Перед детьми старшей группы нужно в простой и доступной форме раскрыть историю возникновения книги, показать, как книга становиться книгой, а именно – рассказы, сказки и стихи пишут писатели, картинки для книг рисуют художники, печатают книги рабочие на печатных машинках в мастерской, которая называется – типографией.

Детей старшей группы необходимо познакомить с именами таких выдающихся писателей классиков как А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, Некрасов с именами выдающихся писателей нашей эпохи: Маяковским, Горьким и с именами любимых детских писателей Маршаком, Чуковским, Михалковым, Барто.

Воспитывать у детей сознательную, проникнутую любовью заботу о книге, бережное отношение к ней.

Прививая детям навыки бережного, аккуратного обращения с книгой, учить их навыкам ремонта, подклейки и хранения книги.

Дети в старшей группе должны познакомиться с тем, что книги можно купить в книжном магазине или в книжном киоске. Познакомить будущих школьников с библиотекой, где хранится очень много книг, как можно почитать в читальном зале. В библиотеке выдают книги читать на дом. Познакомить детей с правилами пользования книгой, взятой в библиотеке. Воспитывать у детей интерес к школе, где их учат читать книги.

2 раздел: «Методы и формы работы».

Работа над воспитанием у ребенка любви и интереса к книге должна соответствовать общим возрастным особенностям детей старшей группы, отвечать целям и задачам коммунистического воспитания, основываться на педагогических принципах.

Выбор методов и форм работы по данной теме требует от воспитателей творческого вдумчивого подхода и большой заинтересованности этим вопросом. Здесь должны иметь место: повседневные разговоры с детьми, руководство дежурных в экскурсии, художественное чтение, разучивание стихов, рассматривание картин, иллюстраций, составление писем, радиослушание, руководство творческими играми, проведение развлечений и праздников.

3 раздел: «Содержание работы».

К моменту перехода детей в старшую группу составить список книг, которые необходимо отобрать в библиотеке детского сада для групповой библиотеке. При отборе книг руководствоваться воспитательными задачами.

В уголок книги внести произведения, закрепляющие впечатления детей о лете, подобрать книги с крупными художественными иллюстрациями для рассматривания.

Приготовить альбом с открытками летних пейзажей, цветов, плодов, и т. д. Над книжной полкой поместить портрет писателя, чьи произведения наиболее знакомы детям.

В первые дни сентября начать дежурство детей в уголке книги. Познакомить детей с правилами дежурства и с правилами обращения с книгой, познакомить с фондом групповой библиотеке.

Занятие на тему:

«Поговорим о наших книгах».

Программный материал:

Дать детям понятие о том, что книга состоит из обложки и листов, листы сшиты. Книга рассказывает много интересного, она учит, советует. Книга – друг человека. Книги нужно беречь и любить. Закрепить у детей навык правильного перелистывания листов в книге, путем беседы развивать у детей мышление и речь.

Начать чтение любимых книг детей. Это чтение проводить раз в неделю, в определенный день, во вторую половину дня.

Предупредить детей заранее о чтении любимых книг, чтобы они успели обдумать выбор книги для чтения. Чтение проводить около уголка книги, чтобы дети знали, что для чтения и рассматривания книг в групповой комнате есть определенное место.

Внести в уголок книги те книги, которые намечены для чтения на занятиях и любимые книги детей. Дать для рассматривания детям иллюстрации знакомых сказок, собранные в альбом. Систематически наблюдать за тем, как дети обращаются с книгами.

Занятие – дидактическая игра

«Угадай из какой сказки»

Программный материал:

Восстановить в памяти детей содержание знакомых сказок, учить их узнавать сказки по иллюстрациям и наиболее характерным словам из текста сказок. Продолжать воспитание любви и интереса к книгам. Развивать у детей память, мышление и речь.

При посещении семей воспитанников своей группы обратить внимание на место хранения книг. Поговорить с родителями о выборе книг для детского чтения, о правилах обращения с книгой, которые прививают детям в старшей группе.

ОКТЯБРЬ

Занятие:

«Как правильно рассматривать книгу».

Программный материал:

Познакомить детей с тем, что листы в книге прикрепляются к корешку книги, что у листа есть страницы. В книге есть начало и конец, на страницах книги есть картинки, которые соответствуют тому, что написано на листах книги.

Учить детей последовательно с начало книги рассматривать картины и передавать их содержание или словами, или если текст книги хорошо знаком, словами произведения.

Продолжать воспитание навыков бережного перелистывания книги. В повседневной работе продолжать воспитывать у детей умение рассматривать иллюстрации в книгах и рассказывать об их содержании, подклеивать, ремонтировать старые книги.

Дидактическая игра «Подарки Мойдодыра»

Программный материал:

Закрепить культурно-гигиенические навыки у детей в обращении с принадлежностями личной гигиены. Содержание игры строить на материале, хорошо знакомой детям книги Чуковского «Мойдодыр», подчеркнуть знание книги, полезность её советов.

После занятий в свободное время вспомнить с детьми, какие произведения Чуковского они знают, показать портрет, поговорить о писателе. В перерыве между занятиями, когда это нужно, давать детям возможность послушать аудиозапись сказок Чуковского.

НОЯБРЬ

Занятие-беседа на тему:

«Кто пишет книги».

Программный материал:

Начать знакомство детей с историей возникновения книги по теме: «Откуда к нам приходят книги». Воспитывать у детей любовь и уважение к писателям и художникам, рисующим иллюстрации для детских книг. В повседневной работе показывать детям книги с иллюстрациями детских книг, Васенцова, Рачева и др.

Занятие – выборочное чтение из книги С. Я. Маршака

«Как печатают вашу книгу»

и рассматривание иллюстраций из книги.

Программный материал:

Познакомить детей с тем, как книжка становиться книжкой, воспитывать уважение к труду людей, печатающих книгу. Сказать детям о том, что печатаные машины делают в нашем городе на заводе полиграфических машин. В уголок книги поместить несколько экземпляров книги Маршака «Как печатают вашу книжку» чтобы дети могли её рассматривать.

ДЕКАБРЬ

Отметить как большое событие юбилейную дату творческой деятельности Л. Н. Толстого.

На книжную полку поместить его произведения, слушать аудио записи, показывать диафильмы по его произведениям.

Прочитать детям рассказ о том, как Толстой рассказывал детям сказку об огурцах.

Занятие

«Экскурсия в книжный магазин».

Программный материал:

Познакомить детей с тем, что готовые книги, напечатанные в типографии, поступают в книжные магазины, где их можно купить. Обратить внимание детей на то, как много в магазине новых интересных книг. Учить детей вежливо спросить у продавца, какие самые интересные книги, купить эти книги для детского сада.

Создать условия для творческих игр в магазин, изготовить книжки-малышки, чеки, кассу, руководить игрой в книжный магазин. Привлекать к изготовлению книг детей.

Занятие на тему:

«У нас новая книга».

Прочитать детям содержание одной из купленных в книжном магазине книг.

Программный материал:

Заинтересовать детей содержанием новой книги, обратить внимание на её красивый внешний вид, договориться с детьми о том, что эта книга, как и другие, стоящие на книжной полке, будет красивой и чистой до конца года.

В сценарий праздника новогодней ёлки должны быть включены герои любимых детских произведений.

ЯНВАРЬ

В уголок книги необходимо поместить книги, отображающие новогодний праздник. Альбом с новогодними открытками и иллюстрациями.

Занятие:

«Рассматривание книг».

Программный материал:

Продолжать учить детей правилам рассматривания книги, учить отличать, где левая и где правая сторона листа, где верх и где низ листа книжки.

В последней работе закреплять этот навык. Провести с родителями консультацию на тему: «Как научить ребенка правильно рассматривать книгу».

Занятие:

«Экскурсия в библиотеку».

Программный материал:

Познакомить детей с работой детской библиотеки и читального зала, с правилами поведения в библиотеке. Обратить внимание на порядок выдачи книг на дом, на правила обращения с книгой.

Воспитывать у детей интерес к книги, к работе библиотеки, воспитывать уважение к труду работников библиотеки.

В группе создать условия для творческих игр в библиотеку. В вечерние часы прочитать детям рассказ «Перепутанные страницы». Приготовить альбом по мотивам закладки для книги, на тему «Книжкина жалоба и чего книжка желала бы».

ФЕВРАЛЬ

Занятие:

«Подклейка книг».

Программный материал:

Учить детей ремонтировать порванные книги, воспитывать трудовые навыки самостоятельного ухода за книгой. В повседневной работе продолжать воспитывать у детей бережное обращение с книгой.

Занятие-беседа на тему:

«Откуда к нам приходит книжка».

Программный материал:

Восстановить в памяти у детей представления, полученные в процессе занятий, наблюдений, во время просмотров диафильмов.

Привести эти занятия в систему и помочь детям понять, какой большой путь пройдет книга, прежде чем она станет книжкой. Учить детей уважать труд тех, кто составил книжку, и кто работает с ней. Подвести детей к выводу: книга дорогая и полезная вещь, её нужно любить и беречь.

Провести родительское собрание на тему: «Воспитательная роль книги».

МАРТ

В уголке книги должен быть материал, отражающий праздник женщин 8 марта, книга стихов Е. Благининой и др. альбомы с открытками и иллюстрациями о труде женщин.

В повседневной работе проводить с детьми разговоры о приближающемся празднике детской книги. К этому празднику готовятся писатели. Они пишут новые рассказы, сказки, стихи. Художники рисуют картины для новых книг. В книжных магазинах и библиотеках устраивают выставки книг. В школах, в домах детского творчества будут отмечать праздник «Книжкины именины». Все друзья книг готовятся к празднику книжки. Предложить детям детского сада начать подготовку к этому событию. Необходимо к этому празднику закупить новые книги.

Составить план подготовки и проведения недели детской книги. Привлечь к подготовке весь коллектив детского сада и родителей. Установить тесную связь с магазином книги и библиотекой.

Занятие: Чтение стихов С. В. Михалкова

«Песенка юных читателей».

Подготовить книги для выставки на витрину «Наши любимые книжки». Подобрать портреты знакомых детских писателей.

Занятие: «Книжкина неделя».

Разговаривать с детьми о том, что они узнали интересного о книгах дома, что слушали по радио или видели по телевизору в неделю детской книги.

По приглашению работников библиотеки сходить с детьми в библиотеку на «Книжкины именины». К этому дню с детьми нужно повторить стихи из любимых книжек.

В конце недели детской книги провести праздник «Книжкины именины». Этот праздник можно провести, как парад знакомых сказок иди как встречу с героями любимых книг. Если есть возможность, то пригласить на этот праздник детского писателя, праздник должен быть умным, веселым, незабываемым. К этому событию празднично оформить уголок книги, устроить выставку книг, выставку детских работ по содержанию знакомых произведений.

АПРЕЛЬ

Продолжать работу с детьми по воспитанию любви и интереса к книги. В связи с наступлением весны в уголок книги внести книги, соответствующие этому времени года.

Занятие-беседа на тему: «Моя любимая книга».

Продолжить воспитывать у детей любовь и интерес к книге, выяснить вкусы, влечения и интересы детей. Определить читательские интересы детей группы. Побуждать детей свободно высказывать мысли, откровенно обосновывать выбор любимых книг.

Занятие: «Экскурсия в школу».

Программный материал:

Познакомить детей со школой, с первым классом, с уроками, обратив внимание детей на то, как бывшие воспитанники детского сада, став учениками, сами научились читать книги.

Познакомить детей с учебниками школьников, с тем, как обращаются ученики со своими книжками и школьными принадлежностями. Разговоры, высказывания детей о школе записывать в тетрадь – дневник. Поговорить с детьми о том, у кого сестры и братья учатся в школе, как они обращаются с книгой.

Занятие на тему: «Что вы видели в школе».

Программный материал:

Закрепить в памяти детей впечатления, полученные во время экскурсии. Обратить внимание на то, что читают дети, как они обращаются с книгами.

Провести родительское собрание на тему: «Воспитание у ребенка любви и интереса к книге».

В летние месяцы продолжать воспитание любви и интереса к книге. Широко использовать слово книги в условиях природы. Перед выпуском детей в школу в уголке книги устроить выставку книг-учебников «Букварь, «Арифметика».

Занятие на тему:

«Чему мы научились в детском саду».

Программный материал:

Оживить в памяти детей представление о том, чему учили детей в условиях детского сада. Обратить внимание на, как усвоили дети навыки, необходимые будущим школьникам. На занятии показать детям книги-учебники и рассказать об их значении.

Пригласить на занятие бывших воспитанников детского сада, предложить детям им рассказать, чему научились в школе. На этом занятии можно прочитать детям стихотворение Петра Силса «Книга».

В сценарии утренника, посвященного выпуску детей в школу «Мы идем учиться» следует включить стихи о книгах, школьные принадлежности и учебники: букварь ми арифметика, которые могут стать персонами утренника.

Выпускники перед уходом в школу должны младшим товарищам передать свою групповую библиотеку и дать наказ: «Любить и беречь книги».

Публикации по теме:

«Книга на память» В наше время, насыщенное компьютерами, недостаточно уделяется внимания книге. Компьютерные игры стали более интересным для детей. Они отвлекают.

Красная книга сделана из рисунков детей.Красная книга сделана из рисунков детей. Работая с детьми по теме "Животные и растения" мы нарисовали серию картинок. Организовали выставку рисунков, показали родителям. И, неожиданно,.

Библиотека изображений:
  • Математика
  • Профессии и труд
  • Весна
Автор публикации:
Примерный тематический план работы на год по теме: Воспитание у ребенка подготовительной к школе группы любви и интереса к книге
Опубликовано: 30 декабря 2012 в 18:32
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...
Мастер-класс по сборке лэпбука «Логопедический тренажер. Звуки [К’] и [К]. Зима»
Доброго всем! Давно не появлялась на сайте, так как было очень много работы. Но все же не терпится поделиться своими новыми творениями. Одно из который это...
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку!»
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку! » Доброго времени суток, коллеги! Один праздник сменяет другой – не все ещё...
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Центр экспериментирования во второй младшей группе
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В настоящее время одним из условий выполнения ФГОС является организация предметно-пространственной среды. Необходимо,...