Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры

Галина Вячеславовна Смирнова
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры

«Сладостные звуки родимой песни в живой человеческой душе ум пробуждают и чувства высокие воспитывают.» М. В. Ломоносов.

«Народ, который не знает своей культуры и истории - презрен и легкомысленен» Н. М. Карамзин.

Из поколения в поколение люди припадают к живительному источнику народного творчества, чтобы стать духовно богаче, нравственно чище, добрее, мудрее, чтобы почувствовать великую связь прошлого, настоящего и будущего, чтобы заложить в своих потомках предпосылки высоких человеческих начал!

Народное творчество- источник чистый и вечный. В чем бы не проявлял себя народ: в танце, песне, искусной вышивке или забавной игрушке - ясно, что все это идет от души, от сердца.

Архангельский край уникален в отношении культурных, исторических традиций и ценностей. Из опыта своей работы, вижу, ак нравится детям рядиться в народные костюмы, петь народные песни, играть в хороводные игры, исполнять народные танцы, играть на народных шумовых инструментах: ложки, трещетки, бубенцы, колокольчики, шаркунки, бубны и т. д. Актуальность проблемы сделала необходимость поиска новых форм воспитания любви и интереса к народному творчеству у детей дошкольного возраста, хоть чуть-чуть приблизить знания детей к традициям и обрядам русского народа: Рождество, Пасха, ярмарка, вечеринки, посиделки.

Просматривая специальную литературу: статьи, брошюры, вижу, что многие педагоги, воспитатели, учителя, музыкальные руководители занимаются проблемой возрождения народного творчества. Глубокий духовный, творческий патриотизм надо прививать детям, как можно раньше не навязывать, а пробуждать чувства к родной культуре постепенно.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры

Приобщение должно проходить в различных процессах: по изобразительному искусству, в играх, в музыке, в непосредственной образовательной деятельности детей.

Огромное значение в этом процессе имеет развивающая среда, где бы ребенок почувствовал себя в нужной атмосфере связанной с историей своего края. В дошкольном возрасте ребенок способен овладеть знаниями не только о предметах и явлениях ближнего окружения, но и познать чувство красоты, любознательности. Для этого в нашем детском саду функционирует 20 лет краеведческо - этнографический мини-музей и изостудия «Капитошка». Здесь собрана бытовая обстановка, предметы быта, утварь, посуда, орудия труда, предметы рукоделия, старинные северные росписи, каргопольские игрушки, старинный печатный месяцеслов (книга,одежда. Мы называем этот уголок в детском саду «Русская изба». Задача на перспективу –расположить все предметы и мебель так как требуют каноны строения русской избы.

Здесь мы проводим русские праздники, беседы, посиделки, вечерки, встречи с родителями, коллегами, ну и конечно проводится работа фольклорного кружка «Родничок».

Наш кружок функционирует вот уже более 17 лет. Северный фольклор-это ведь как руководство жизнью поморов, которое складывалось столетиями и которое сопутствовало человеку от рождения до его смерти. Как показывает опыт работы, за эти годы, проведение различных мероприятий по народному творчеству- пение под гармошку, аккордеон, народные танцы, так завораживают детей, что они просят петь еще и еще. С каким удовольствием они водят и поют хороводные игры: «Рыбка окунёчек», «Сахаринка», «Вася гусеночек», песни «Тетушка деленка», «Северные страдания»…

С помощью родителей сделано много шумовых инструментов: шаркунки, хлопуши, трещетки, деревянные коробочки, рубель, ухват с колокольчиками, и еще много других. Дети с удовольствием активно под русскую народную мелодию подыгрывают.

Богат у нас и гардероб русских народных костюмов для выступлений детей и взрослых. Многие костюмы сшиты своими руками.

Поскольку мы сельские жители, я считаю тема народного творчества нашим детям ближе, нежели городским. Они с удовольствием считают себя маленькой частичкой этого большого пласта культуры, как народное творчество.

Для реализации поставленной цели, мною разработана программа кружка «Родничок»,где определены главные цели и задачи:

-реализация элементов национально-регионального компонента.

-возрождение нравственного потенциала личности.

-развитие познавательного интереса у дошкольников к истории родного края, воспитание чувства гордости за достижения великого земляка М. В. Ломоносова.

-воспитание национальной гордости за свой край.

-формирование у детей системы элементарных знаний о быте поморского края о его культуре, искусстве и фольклоре.

- развитие творческих способностей в процессе занятий пением, танцами, играми, хороводами. С помощью народно-музыкального искусства через фольклор развивать музыкальные способности: чистое интонирование мелодии, развитие вокально-хоровых навыков, чувство ритма, напевности, дикции.

-Обучение красоте танцевальных движений, ориентации в пространстве, осанке.

Моя программа рассчитана на 2 года (дети от 5 до 7 лет). В состав кружка входят все дети возрастной группы. Занятия проходят 1 раз в неделю по 30 минут. Исполняя такую работу, обогащаются утренники и праздники в детском саду у детей.

Кружок «Родничок» ведет концертно-просветительную работу на социум. Выступая как в садике, так и на больших мероприятиях перед населением села Холмогоры: «День матери», «День работника сельского хозяйства», «День учителя», ну и конечно ежегодно на Ломоносовских чтениях.

За эти годы накоплена картотека авторских народных танцев, различная атрибутика, фонотека.

Используя опыт музыкального руководителя И. В. Томиловой д/с №113 «Ветерок»,веду работу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жизнью и творчеством Ломоносова (программа по ознакомлению с жизнью и творчеством М. В. Ломоносова»).

На основе программы разработаны проекты проведения мероприятий по этой теме: оборудована Ломоносовская комната, где представлен материал в помощь воспитателям, собрана специальная литература, иллюстрации, фото. Имеется документальный фильм в трех частях «Звезда Ломоносова». Выпущено 3 экспозиции на темы: «Мы живем на земле Ломоносова». «От посадов до наших дней…», «Холмогорской землей рожденный».

Полученные детьми знания позволят подвести ребенка к пониманию неповторимости культуры своего народа. Именно через приобщение детей к народному искусству, по словам великого немецкого поэта Гете» расходятся пути по направлениям». И пусть он пойдет по своему пути уверенно и твердо.

Публикации по теме:

План по самообразованию. Тема: «Приобщение детей к истокам народной культуры через подвижные игры» План по самообразованию. Тема: «Приобщение детей к истокам народной культуры через подвижные игры Содержание работы: 1. Сбор и изучение методической.

Презентация на тему: «Приобщение детей к русскому народному творчеству.» Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства. Обращение к народным истокам,.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Тело, организм, эмоции
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры
Опубликовано: 30 августа 2013 в 17:18
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Характеристика музыкального восприятия детей старшего дошкольного возраста
Развитие музыкального восприятия является важнейшей задачей музыкального воспитания детей. Зная закономерности развития музыкального восприятия, педагог...
Развлекательный досуг «Поиски клада» для старшей группы.
Участники: воспитатель ( пират, дети. Цель: 1. Создание бодрого, радостного, веселого настроения. 2. Пропагандировать здоровый образ жизни. Задачи:...
Проект «Улыбнись малыш». (По адаптации детей 2–3 лет; 2 часть).
План поэтапной работы над проектом: 1 этап. Информация для проекта. • Встреча с родителями, анкетирование. • Изучение особенностей психического...
Мастер-класс по изготовлению рукописной книги «Город детства моего»
Визитной карточкой нашего города и любимым местом отдыха горожан всех возрастов является Андерсенград. Андерсенград - детский игровой комплекс в городе...
Юные спасатели природы. Год экологии в нашей группе (фотоотчет.)
Не за горами выпускной. Подходит к концу учебный год. Подводятся итоги года. 2017 год объявлен в России годом Экологии. Экологическое воспитание в...