Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры

Галина Вячеславовна Смирнова
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры

«Сладостные звуки родимой песни в живой человеческой душе ум пробуждают и чувства высокие воспитывают.» М. В. Ломоносов.

«Народ, который не знает своей культуры и истории - презрен и легкомысленен» Н. М. Карамзин.

Из поколения в поколение люди припадают к живительному источнику народного творчества, чтобы стать духовно богаче, нравственно чище, добрее, мудрее, чтобы почувствовать великую связь прошлого, настоящего и будущего, чтобы заложить в своих потомках предпосылки высоких человеческих начал!

Народное творчество- источник чистый и вечный. В чем бы не проявлял себя народ: в танце, песне, искусной вышивке или забавной игрушке - ясно, что все это идет от души, от сердца.

Архангельский край уникален в отношении культурных, исторических традиций и ценностей. Из опыта своей работы, вижу, ак нравится детям рядиться в народные костюмы, петь народные песни, играть в хороводные игры, исполнять народные танцы, играть на народных шумовых инструментах: ложки, трещетки, бубенцы, колокольчики, шаркунки, бубны и т. д. Актуальность проблемы сделала необходимость поиска новых форм воспитания любви и интереса к народному творчеству у детей дошкольного возраста, хоть чуть-чуть приблизить знания детей к традициям и обрядам русского народа: Рождество, Пасха, ярмарка, вечеринки, посиделки.

Просматривая специальную литературу: статьи, брошюры, вижу, что многие педагоги, воспитатели, учителя, музыкальные руководители занимаются проблемой возрождения народного творчества. Глубокий духовный, творческий патриотизм надо прививать детям, как можно раньше не навязывать, а пробуждать чувства к родной культуре постепенно.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры

Приобщение должно проходить в различных процессах: по изобразительному искусству, в играх, в музыке, в непосредственной образовательной деятельности детей.

Огромное значение в этом процессе имеет развивающая среда, где бы ребенок почувствовал себя в нужной атмосфере связанной с историей своего края. В дошкольном возрасте ребенок способен овладеть знаниями не только о предметах и явлениях ближнего окружения, но и познать чувство красоты, любознательности. Для этого в нашем детском саду функционирует 20 лет краеведческо - этнографический мини-музей и изостудия «Капитошка». Здесь собрана бытовая обстановка, предметы быта, утварь, посуда, орудия труда, предметы рукоделия, старинные северные росписи, каргопольские игрушки, старинный печатный месяцеслов (книга,одежда. Мы называем этот уголок в детском саду «Русская изба». Задача на перспективу –расположить все предметы и мебель так как требуют каноны строения русской избы.

Здесь мы проводим русские праздники, беседы, посиделки, вечерки, встречи с родителями, коллегами, ну и конечно проводится работа фольклорного кружка «Родничок».

Наш кружок функционирует вот уже более 17 лет. Северный фольклор-это ведь как руководство жизнью поморов, которое складывалось столетиями и которое сопутствовало человеку от рождения до его смерти. Как показывает опыт работы, за эти годы, проведение различных мероприятий по народному творчеству- пение под гармошку, аккордеон, народные танцы, так завораживают детей, что они просят петь еще и еще. С каким удовольствием они водят и поют хороводные игры: «Рыбка окунёчек», «Сахаринка», «Вася гусеночек», песни «Тетушка деленка», «Северные страдания»…

С помощью родителей сделано много шумовых инструментов: шаркунки, хлопуши, трещетки, деревянные коробочки, рубель, ухват с колокольчиками, и еще много других. Дети с удовольствием активно под русскую народную мелодию подыгрывают.

Богат у нас и гардероб русских народных костюмов для выступлений детей и взрослых. Многие костюмы сшиты своими руками.

Поскольку мы сельские жители, я считаю тема народного творчества нашим детям ближе, нежели городским. Они с удовольствием считают себя маленькой частичкой этого большого пласта культуры, как народное творчество.

Для реализации поставленной цели, мною разработана программа кружка «Родничок»,где определены главные цели и задачи:

-реализация элементов национально-регионального компонента.

-возрождение нравственного потенциала личности.

-развитие познавательного интереса у дошкольников к истории родного края, воспитание чувства гордости за достижения великого земляка М. В. Ломоносова.

-воспитание национальной гордости за свой край.

-формирование у детей системы элементарных знаний о быте поморского края о его культуре, искусстве и фольклоре.

- развитие творческих способностей в процессе занятий пением, танцами, играми, хороводами. С помощью народно-музыкального искусства через фольклор развивать музыкальные способности: чистое интонирование мелодии, развитие вокально-хоровых навыков, чувство ритма, напевности, дикции.

-Обучение красоте танцевальных движений, ориентации в пространстве, осанке.

Моя программа рассчитана на 2 года (дети от 5 до 7 лет). В состав кружка входят все дети возрастной группы. Занятия проходят 1 раз в неделю по 30 минут. Исполняя такую работу, обогащаются утренники и праздники в детском саду у детей.

Кружок «Родничок» ведет концертно-просветительную работу на социум. Выступая как в садике, так и на больших мероприятиях перед населением села Холмогоры: «День матери», «День работника сельского хозяйства», «День учителя», ну и конечно ежегодно на Ломоносовских чтениях.

За эти годы накоплена картотека авторских народных танцев, различная атрибутика, фонотека.

Используя опыт музыкального руководителя И. В. Томиловой д/с №113 «Ветерок»,веду работу по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жизнью и творчеством Ломоносова (программа по ознакомлению с жизнью и творчеством М. В. Ломоносова»).

На основе программы разработаны проекты проведения мероприятий по этой теме: оборудована Ломоносовская комната, где представлен материал в помощь воспитателям, собрана специальная литература, иллюстрации, фото. Имеется документальный фильм в трех частях «Звезда Ломоносова». Выпущено 3 экспозиции на темы: «Мы живем на земле Ломоносова». «От посадов до наших дней…», «Холмогорской землей рожденный».

Полученные детьми знания позволят подвести ребенка к пониманию неповторимости культуры своего народа. Именно через приобщение детей к народному искусству, по словам великого немецкого поэта Гете» расходятся пути по направлениям». И пусть он пойдет по своему пути уверенно и твердо.

Публикации по теме:

План по самообразованию. Тема: «Приобщение детей к истокам народной культуры через подвижные игры» План по самообразованию. Тема: «Приобщение детей к истокам народной культуры через подвижные игры Содержание работы: 1. Сбор и изучение методической.

Презентация на тему: «Приобщение детей к русскому народному творчеству.» Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства. Обращение к народным истокам,.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры
Опубликовано: 30 августа 2013 в 17:18
+10
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....