Лучший педагог года

Приобщение детей дошкольного возраста к культуре чувашского народа посредством устного народного творчества

Галина Фирсова
Приобщение детей дошкольного возраста к культуре чувашского народа посредством устного народного творчества

Курсовой проект

«Приобщение детей дошкольного возраста к культуре чувашского народа посредством устного народного творчества».

Введение

«… основа для счастья и гармонии – это духовность.

Только сила нашей духовности сохранит наш этнос, наш народ,

защитит его природную колыбель, обеспечит здоровое потомство для будущего».

(из Послания первого Президента ЧР

Публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к культуре чувашского народа посредством устного народного творчества» размещена в разделах

Н. В. Федорова Государственному Совету Чувашской Республики)

Во все времена усвоение социального опыта своих предков оказывало особое влияние на человека, преобразовывало его внутренний мир. Поэтому особенно важно начинать воспитание эмоционально-ценностного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа и ее освоение с малых лет.

Именно в дошкольном детстве, как отмечает Б. М. Неменский, «необходимо привязать ребенка всеми чувствами, эмоциями к древу культуры своего народа».

Важность обращения в работе с детьми к народному искусству определяется не только социальной значимостью, но и его национальной обусловленностью.

Через приобщения детей к устному музыкальному фольклору народ продлевает себя, генерирует свой дух, характер. Поэтому естественно стремление каждого народа сохранить и возродить свою исконную культуру.

Именно в дошкольном возрасте важно показывать пути формирования у ребенка-дошкольника начал национального самосознания, интереса к прошлому своего народа, его культуре, традициям, духовным ценностям, пробуждение генетической и культурной памяти через обучение чувашского языка, произведений национальной культуры.

В этот период у ребенка развивается те чувства черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь его жизни. Корни этого влияния – в языке своего народа, который ребенок усваивает в его песнях, музыке, в играх и плясках, которыми забавляется ребенок, впечатлениях от природы родного края, труда, быта и обычаев людей, среди которых он живет.

I. Анализ ситуаций.

Внешняя среда.

В настоящее время, когда происходит интенсивный процесс гуманизации нашего многонационального общества, необычайно большое значение приобретает воспитание и образование подрастающего поколения на традициях национальной культуры.

Положительные факторы

Деятельность МДОУ Детский сад «Светлячок» регулируется правовыми документами:

- Конвенция о правах ребенка;

- Всеобщая декларация прав человека;

- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей.

Законодательными актами РФ:

- Конституция РФ;

- Семейный кодекс РФ;

- Закон РФ «Об образовании»;

- Закон ЧР «Об образовании»;

- Закон ЧР «О языках в ЧР»;

- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

Отрицательные факторы

Недостаточное обеспечение материально-технической базы.

- Переоценка значения ДОУ в воспитании детей; перенесение ответственности за воспитание детей ДОУ.

- Недостаточный уровень осознания родителями о целесообразности изучения чувашского языка и привлечения детей к культуре чувашского народа посредством устного народного творчества, а так же высокая занятость на работе.

I. Анализ ситуации. Внутренняя среда.

Я работаю в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Светлячок» с. Калинино с 1982 года. Наш детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей. В нашем детском саду обучение ведется на русском языке. Изучение чувашского языка начинается со средней группы.

Есть у нас, у чувашей пословица : «Кто плохо знает свой язык, тот не оценит красоту родной речи, не задумывается над книгой, не поймет мелодию песен, не запомнит стихов».

Положительные факторы

Наличие документов регламентирующих и регулирующих деятельность МДОУ:

- Типовое положение о ДОУ;

- Концепция дошкольного воспитания;

- Локальные акты:

- Устав МДОУ «Светлячок» с. Калинино Вурнарского района;

- Договор МДОУ с родителями

Наличие комплексных программ:

- «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой 2005г.

- Программа образования ребенка-дошкольника под ред. А. В. Кузницовой, Драгуновой 2006г. (национальный компонент).

Методические пособия:

- Перспективное планирование занятий по обучению детей чувашскому языку (конспекты занятий).

«Приобщение детей к традиционной культуре народов Среднего Поволжья. З. А. Богатеева, Чебоксары, 2003г.

- Новые подходы к обновлению содержания дошкольного образования в ЧР9сост. Р. Б. Кузьмина, М. А. Капустина – Чебоксары: «Клио» 1998г.

- Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа Махалеева И. В., Николаева В. И, - Чебоксары, 2003г.

- Солнышко сияет, играть нас приглашает И. В. Махалаева, В. М. Николаева – Чебоксары, «Новое время», 2006г.

- Учебно-методические подписные и периодические издания.

- Имеется методический кабинет с раздаточным и демонстративным материалом методической литературой, конспектами, рекомендациями.

В группе есть методические пособия, дидактические игры для реализации данной темы.

Отрицательные факторы

Отсутствуют.

Проблема проекта: Какова система работы с детьми дошкольного возраста по приобщению детей к культуре чувашского народа посредством устного народного творчества?

Цель проекта: Создать систему работы по приобщению детей к культуре чувашского народа посредством устного народного творчества.

Задачи проекта:

1. Изучить проблему приобщения детей к культуре чувашского народа посредством устного народного творчества.

2. Развивать способность детей дошкольного возраста к самовыражению через различные формы творчества.

3. Создать развивающую среду, направленной на формирование положительного отношения к национальной культуре своего народа на основе подбора материала устного народного творчества.

4. Разработать систему образовательной работы с учетом возрастных, национальных особенностей детей, их интересов, наклонностей, организовать тесную взаимосвязь с родителями.

II.Ожидаемые результаты

Очень жду от детей.

1. В самостоятельной и игровой деятельности с воспитателем активно использовали знакомый им репертуар на чувашском языке (считалки, колыбельные и народные песни, хороводы, сказки, легенды).

2. Проявляли творчество в инсцинировании народных сказок на родном языке.

3. Выросли показатели по диагностике.

От себя.

1. Предполагаю осуществление концептуальных положений «Программы образования ребенка-дошкольника, реализации национального компонента в этнопедагогизации.

2. Приобщения детей к языку, национальной культуре, традициям и обычаям чувашского народа.

3. Развитие музыкальной культуры ребенка, использование разных видов чувашского музыкального фольклора.

4. Ориентируюсь на реализацию следующих принципов:

- забота о здоровье детей;

- опора на чувашские традиции воспитания;

- сотрудничество с родителями;

- тесная взаимосвязь с музыкальным руководителем;

- уважение личности каждого ребенка.

III. Реализация проекта. Этапы работы

I этап. Подготовительный.

Цель: подготовка воспитателей и родителей к реализации проекта

- выявление запросов, возможностей и трудностей родителей по данной проблеме;

- диагностика развития детей старшей группы по данной проблеме;

- разработка модели педагогического процесса;

- составление плана работы с родителями;

- создание условий в группе для решения данной проблемы;

- изучение и подбор литературы.

II этап Практический

Цель: реализация проекта

- разработка перспективного плана на год;

- подбор фольклорного материала (по устному народному творчеству);

- изготовление с помощью детей и родителей атрибутов, наглядных пособий к играм;

- шитье национальных костюмов с помощью родителей;

- разработка сценарий для проведения вечеров-развлечений, праздников на чувашском языке;

-посещение детьми на различные выставки в школьную библиотеку;

- просмотр слайдов на данную тему;

- просмотр различных театрализованных представлений внутри детского сада, посещающих из республики;

- посещение этнографического мини-музея в СДК;

- проведение анкетирования родителей;

- проведение беседы с детьми;

- проведение различных конкурсов;

- проведение беседы с родителями;

- наблюдение за отношениями детей и родителей;

III этап Заключительный

Цель: анализ полученных результатов

- повторная диагностика по проблеме;

- изучение результатов мониторинга;

- внедрение разработанной системы в процессе обучения и воспитания детей;

- защита проекта.

Итог работы: проведение чувашского праздника.

Система работы с детьми.

В процессе работы передо мной стоит одна задача: прививать любовь и уважение к своему народу, его обычаям, традициям, создать дружескую эмоционально-положительную обстановку в детском саду.

Работу по данной проблеме начала постепенно. На тематических утренниках, где выступления детей проходили на русском языке, вспоминала знакомые стихи, песни на чувашском языке. На прогулке изучали чувашские народные игры, считалки, жеребьевки.

Итак, изо дня в день дети начали проявлять интерес к выступлениям на чувашском языке.

Нами были проведены:

- конкурсы стихов;

- знакомство со знаменитыми людьми нашего края

- вечера вопросов и ответов;

- в мире сказок;

- участие детей в сельском СДК, в районных смотрах-конкурсах.

Заключительная часть.

Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре, традициям и обычаям родного края, к эстетическим и нравственно-эстетическим ценностям своего народа должно осуществляться на всех ступенях обучения.

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Чувство личности, человеческого достоинства немыслимо без национального самосознания, основанного на ощущении духовной связи с родным народом. Поэтому важная задача детских дошкольных учреждений – передавать будущим поколениям человеческий опыт в его национальной форме, именно этим я и стараюсь заниматься.

Литература

1. Журнал «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения №12-2008 стр. 27-37.

2. Закон ЧР «О языках в Чувашской Республике» -2003г.

3. «300 ответов на вопросы заведующей детским садом под ред. К. Ю. Белая – Москва. АСТ – Астрель – 2002г, стр. 283-284.

4. Журнал «Дошкольное воспитание №4-2001г. стр. 24.

5. Новые подходы к обновлению содержания дошкольного образования в Чувашской Республике по ред. Р. Б. Кузьминой и М. А. Капустиной Чебоксары-1998 стр. 187-193.

6. Пособие «Приобщение детей к традиционной культуре народов среднего Поволжья под ред. З. А. Богатеевой - Чебоксары-2003 стр. 3-42.

7. Программа воспитания и обучения в детском саду. Москва Мозайка-Синту 2008г.

8. Программа образования ребенка-дошкольника. Чебоксары - 2006

Публикации по теме:

Праздник русского валенка Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных задач каждого дошкольного образовательного учреждения. Это сложный педагогический.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры через народное творчество.Приобщение детей к истокам русской народной культуры через народное творчество. Целью данного проекта являлось обобщение и углубление знаний детей о культуре своего народа,русском народном искусстве и фольклоре. Определив.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение детей дошкольного возраста к культуре чувашского народа посредством устного народного творчества
Опубликовано: 1 ноября 2013 в 10:55
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД