Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре

хадича сагдеева
Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре

Основным направлением работы детского сада является нравственно- патриотическое воспитание, приобщение детей к национальной культуре. Изучение традиций, быта народов республики Татарстан позволяет естественно сочетать обучение и воспитание. Знакомство детей с национальными традициями начали со сбора и изучения краеведческого материала. Создали в детском саду мини- музей. С помощью родителей музей постоянно пополняется. Дети с интересом рассматривают ухват, сундук, чугунный утюг, коромысло, самовар. Во всех группах оформлены национальные уголки, подобран дидактический материал, художественная литература, из которой можно подчеркнуть знания об истории народов Татарстана, их обычаях и традициях. Разработали систему мероприятий по воспитанию любви к родному краю, а также педагогическую модель организации национального воспитания в детском саду.

“Программа воспитание и обучение в детском саду” не ставит перед педагогами задачу сообщать детям младшей группы сведения о народах, живущих в нашей стране, о культуре, быте. Маленькому ребёнку наиболее понятно самое ближайшее окружение, поступки близких людей. Задача воспитателя заключается в том, чтобы доходчиво раскрыть, наглядно показать значение предметов, явлений, событий, поступков.

Уже во II младшей группе на занятиях, и особенно в повседневной жизни необходимо планомерность всех направлений патриотического и интернационального воспитания, начиная с воспитания и уважения к родителям и близким людям, с привития интереса к родному краю и родной культуре.

В самом начале работы с детьми 4-го года жизни тщательно продумали перспективный план работы на весь учебный год.

Дошкольники младшего возраста лучше воспринимают потешки, песенки, прибаутки и народные игры. Поэтому в своей работе часто использовали колыбельные песни, народные игры, такие как “Блли- б”, “Ак калач”, “Песи – песи”, “Куянкай”. Перед детьми не ставила цель запоминания фольклорного материала, только упоминали, что – это “татарская песенка” или “татарская народная игра “– дети более внимательно вслушивались в звучание мелодии и слов.

На занятиях, прогулках, во время трудовой и игровой деятельности часто использовали татарские пословицы о дружбе, труде, честности, доброте. Старалась использовать пословицы и поговорки в подходящие ситуации, в таком случае лучше раскрывается их смысл, товарищество, доброты, трудолюбия, а образность и яркость народного языка способствует развитию речи детей.

Дети очень любят сказки. Татарские народные сказки раскрывают традиции народа, его устои, глубокую почтительность и уважение младших к старшему, доброту и отзывчивость, сострадания к ближнему.

Малышей знакомили с бытовыми сказками о животных:”Хвосты ” ,“Лиса и медведь ”. Иногда рассказ сказки сопровождала показом кукольного театра. Знакомили детей с произведениями современных татарских писателей и поэтов.

Эффективным является использование в тесной связи двух таких важных средств, как народная сказка и декоративно – прикладные искусство. Чаще всего интерес к последнему начинается с рассматривания иллюстраций к сказкам. В рисунках видна особенности черт национальности татарского народа: строение глаз, лица, одежда, элементов узора. В своей работе постоянно готовили детей к пониманию особенностей национального орнамента. В игры вносили куклу в татарском национальном костюме, рассматривали вышитое полотенце, фартук, тюбетейки для мальчиков, платки для девочек. В играх использовали расписную татарским орнаментом посуду: тарелку, чашку, пиалу, кухонные доски.

Растительные орнамент состоял из простых узоров: листья, тюльпан, сердечко, сказочный цветок, завитки. При рассматривании тарелок, дощечки и других предметов обращали внимание на форму завитка, сочетание цветов.

Когда у детей сформировался некоторое представление о национальном орнаменте, провели занятие по рисованию и аппликации, готовили подарок своим любимым куклам.

Работа проводилась постоянно на занятии и в свободное время продолжали знакомить детей с устным народным творчеством, читали потешки, сказки, на музыкальных занятиях слушали родные напевы, пели песни, делали движения под музыку. Уже с младших групп предусматривали приобщение детей к народной игрушке (матрёшке): пирамидке, качалкам, к игрушке забаве и др.

Планируемая работа с детьми предусматривает тесную связь с семьей. На родительские собрания были вынесены такие темы: “Семейные традиции”. При провидении таких собраний выяснилось, что в домашней библиотеке имеются книги татарских авторов, но читают детям от случаю к случаю. Выяснилось и то, что родители очень мало знают пословицы и поговорки.

Когда родители начинают осознавать необходимость приобщения детей к национальной культуре с раннего детства, то они становятся активными участниками всех начинаний детского сада с энтузиазмом, включаются в поиски предметов быта национальной одежды для оформления группы, обшить куклу в национальный костюм.

В средней группе по воспитанию любви к родному краю, уважение к своему и другим народам, культуре, быту, продолжается.

При планировании воспитательной – образовательной работы с детьми 5-го года жизни учли приобретённый опыт по II младшей группе. В отборе мате-риала по темам предусмотрели углубление.

В уголке для родителей “Читайте детям” был предложен список стихов, которые читаем детям и перечень народных игр, которые играют дети в детском саду, чтобы родители могли дома закреплять со своими детьми.

При планировании работы в каждой возрастной группе по воспитанию любви к родному краю, традициям своего народа, культуре необходимо учитывать приобретённый опыт, знания и впечатления на предшествующих ступенях. При составлении плана в старшей группе было учтено объём знаний детей полученные в младшей и средний группах.

С учетом национального состава воспитанников детского сада были выбраны знаменательные даты, относящиеся к истории того или иного народа. Составлен план проведения дней национальных культур. Благодаря элементам предметно- развивающий среды, познавательным занятиям, сюжетно- ролевым играм, меню национальной кухни, знакомим детей с традициями русского и татарского народов. Чтобы воспитывать человека- патриота, знающего свой родной край- малую родину, уважающего свой народ, его культуру, традиции, обычаи, ежегодно проводим национальные праздники’’ Науруз”, “Сабантуй”, “Карга боткасы’’ (встреча перелетных птиц). Готовятся к праздникам все: родители, дети, педагоги. Разучивали песни, подбирали игры, аттракционы, татарские пляски, оформляли празднично участок. В доступной форме рассказали об истории каждого праздника. Праздник-это средство приобщения младших поколений к национальным традициям, обрядам, ритуалам и в то же время форма духовного обогащения ребенка, его становления как личности. У каждого праздника свои, особенные обрядовые тексты песни, стихов, сказаний, легенд, свои игры, словесные и несловесные ритуалы, в которых обычно воспроизводится уклад жизни, основные правила. Праздники дают возможность не только отдохнуть, ощутить “ Роскош” человеческого общения, но и посостязаться в различных играх, показать свою силу, ловкость, смекалку, изобретательность, свои” Песенные или стиховые” таланты. Праздник”Сабантуй” славится сорев-нованиями, поэтому здесь показывают силу, выносливость, ловкость, смелость. Дети с удовольствием пели, танцевали, играли, особенно понра-вились игры татарского народа “Перетяни канат”. “Не пролей воды”, “Скачки в мешках”.

Получения знания детей о традициях татарского народа закрепляли на занятиях, в беседе “ О культуре и о быте татарского народа”, в процессе которого дети рассказывали о трудолюбии татарского народа, о его обычаях, культуре, языке, народном творчестве. Своими ответами дети выражали гордость за то, что они живут в Татарстане.

Детская литература, фольклор, как составная часть национальной культуры как наиболее доступное детскому восприятию средство в наибольшей мере способствует приобщению детей к народному творчеству, ознакомлению с родным краем.

В процессе чтения сказок мы знакомили детей с моралью татарского народа, с красивыми традициями, глубокой почтительностью и отзывчивостью, состраданием к ближнему.

Детей подводим к пониманию того, что разные народы в сказках одинаково оценивают поступки персонажей, одинаково выражают свое отношение к ним. Так, при сравнении татарской народной сказки “Падчерица” с русской народной сказкой “Крошечка- Хаврошечка” устанавливаем с детьми общее в этих сказках: падчерицы награждаются за добро, вежливость, трудолюбие, а мамины дочки наказываются за леность, грубость, жестокость. При сравнении татарской народной сказки “Саран и Юмарт” с русской народной сказкой “Как аукнется, так и откликнется” внимание акцентироваем на то, как описывается жадность, недружелюбие, как эти качества наказываются, выявляем общее- отрицательное отношение русского и татарского народа к жадности. Сравнивая татарскую народную сказку “Хвастливый бай” с русской народной сказкой “Мужик и барин”, устанавливаем сходство черт в изображении барина и бая (жадные, глупые, неблагодарные, мужика и бедного джигита (сметливые, находчивые, умные, добрые, борющиеся за справедливость). Особое значение имеет приобщение к волшебным и героическим сказкам. Идейное содержание этих сказок- подвиги героев, во имя освобождения родной земли, своего народа от зла и насилия. Характерными особенностями сказок являются: народность, оптимизм, увлекательность сюжета, образность, забавность, дидактизм. Так, на примере известной и всеми любимой сказки “Колобок” можно познакомить детей не только с традиционной пищей русского народа и рецептом ее приготовления, но и расширить их представления о быте русского народа. Татарские народные сказки, как и сказки других народов, воспитывают победу, доброту, торжество правды и чести над ложью, воспитывают в детях положительные нравственные качества и чувства, умение держать своё слово, умение дружить, быть добрым, смелым, честным.

В старшей группе обращали внимание на татарский орнамент, выделяя его основные элементы: цветы, листья, основные сочетания цветов – красный, зелёный, жёлтый, синий. Рисовали по замыслу на сюжеты татарских сказок, ставили цель учить передавать национальный колорит.

В своей работе на занятиях во время прогулки использовала татарские народные игры. История татарских игр органически связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаям. Татарские народные игры составляют важную неотъемлемую часть национальной культуры татарского народа, нравственного, трудового и эстетического воспитания подрастающего поколения.

В старшей группе использовали такие игры как “Угадай и догони”, “Лисич-ки и курочки”, “Серый волк”, “Кто первый” “Аю йри урманда!и т. д

Национальная культура может быть сохранена и продолжена в веках только в случае приобщения и формирования интереса к ней у подрастающего по-коления. Поэтому задача приобщения детей к национальной культуре та-тарского народа становится актуальной для педагогов дошкольного учреж-дения.

Публикации по теме:

Анкета для родителей АнкетаУважаемые родители!Для выявления Ваших запросов, интересов, пожеланий при организации образовательных и воспитательных услуг.

Горшок с кашей.Горшок с кашей. Одно из приоритетных направлений работы нашего детского сада - приобщение к национальной культуре. Знакомим детей с русскими народными.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Праздники
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре
Опубликовано: 2 ноября 2012 в 21:43
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Творческие идеи для подарков ко Дню Матери или 8 марта из разных материалов. Фото отчёт.
Творческие идеи для подарков ко Дню Матери или 8 марта из разных материалов. Фото отчёт Доброго времени суток, дорогие коллеги! Предлагаю вашему вниманию...
Инсценировка стихотворения Спор грибов.
Инсценировка стихотворения СПОР ГРИБОВ. Дети входят под музыку из мультфильма «Веселые грибочки» танцуют на первые два куплета. На одной лесной...
Календарное планирование воспитательно — образовательного процесса на сентябрь 2017...
01. 09. 2017 пятница РЕЖИМНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПЕРВУЮ ПОЛОВИНУ ДНЯ Прием детей 1. Формирование культуры поведения: приветствие, вежливые взаимоотношения со...
Фотоотчет «Мое хобби — вязание». Часть 1.
Фотоотчет «Мое хобби — вязание». Часть 1. Нет на свете человека, который чем - нибудь не увлекался. Какие только не существуют увлечения: творчество,...
Конспект совместной деятельности по аппликации из цветной бумаги в старшей группе...
Конспект совместной деятельности в старшей группе по художественно-эстетическому развитию. Тема: «Лебеди» Тема: Аппликация из цветной бумаги «Лебеди»...