Приобщение детей к истокам русско-национальной культуры

Елена Кочетова
Приобщение детей к истокам русско-национальной культуры

Приобщение детей К истокам русской Национальной культуры

(из опыта работы)

Древние говорили, что для абсолютного счастья человеку необходимо

славное Отчество. С этим нельзя не согласиться. И уже с раннего возраста мы должны воспитывать у наших меленьких граждан преданность Отечеству и гордость за него! Наверное, самый благородный путь - возрождение забытых национальных ценностей. К счастью, детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Не показное «сувенирное», а каждодневное обращение к ним диктует и нетрадиционные подходы к процессу воспитания.

Для развития личностной культуры ребенка, как основы его любви к

Отчизне, для приобщения детей ко всем видам национальной культуры - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки, и музыки до театра, у нас создана в детском саду комната русского быта «Горница».

Приобщение детей к истокам русско-национальной культуры

Горница представляет собой воспроизведение жилого деревенского

повешения. Здесь собраны подлинные предметы быта и прикладного

искусства.

Центральное место в избе занимает макет печи, он отгораживает

комнату от сеней. Рядом с печью помещаются ухват, кочерга, лопата,

помело, рукомойник, под ним - деревянная лохань, висит полотенце.

По правую сторону от входа за печкой, занавеской отгорожен «бабий

кут», в котором находится домашняя утварь: горшки, чугунки, ступки, лотки, корыто, сковорода, миски, ложки, самовар и т. д.

По другую сторону от печи - «хозяйский кут» с инструментами для

работы в поле: косой, серпом, точилом; предметами для ухода за животными; лукошками, коробами, санями. «Красный угол «Горницы» - это иконы, стол, лавки. Интерьер «Горницы» постоянен. Меняются лишь отдельные декоративные элементы, отражающие сезонные изменения: букеты цветов, веток; овощи и фрукты; маски для колядования и т. д.

Предметы русского быта: прялка, люлька, вальки, кухонная утварь -

используются как наглядные пособия в процессе ознакомления детей с

русским фольклором, на занятиях по изобразительному искусству, а также в различных играх. Например: «. утюги за сапогами, сапоги за пирогами, пироги за кушаком.», «. полное лукошко дам тебе горошка», «. дождь сквозь сито моросит», «.. . позолоченная прялица» - эти строки знакомы каждому ребенку. А вот когда можно поиграть с реальными предметами, взять в руки,

образы оживают, становятся понятными и родными, а речь приобретает

чувственную, эмоциональную окраску. По-иному звучат песенки, потешки из уст детей, выразительнее получаются роли в играх- драматизациях. Дети любят шутку. Они С удовольствием вам расскажут, кто такие петрушка, шут, позовут в круг частушкой, споют русскую народную песню /»Пряха», «Во кузнице»/. В спальне покажут русскую люльку и совушку - сову, а в холле может мгновенно развернуть свое представление русский цирк.

Я стараюсь поменять нетрадиционные методы и в работе с родителями.

Например, первое родительское собрание называется «Здравствуй,

новичок!», где родители рассказывают о себе, о детях, а затем все вместе

участвуют в праздничном концерте. Такая встреча создает атмосферу

взаимопонимания, помогает в будущей работе. Проводятся и такие встречи,

как «Подари нам свою колыбельную», «Фотография в «семейный» альбом

группы», «Любимая игрушка ждет ребенка в детском саду».

Устраиваются различные конкурсы, выставки. «Вечер бабушкиной

песни», «Чудо - дерево» - выставка вязаных вещей, «В доме нет лишней

вещи» - выставка забавных игрушек, детской одежды, созданных руками

родителей из всевозможных лоскутков. Они выполнены с фантазией и

находчивостью. Тут же идет обмен секретами их изготовления. «Конкурс

«Мамина сказка», где мамы рассказывают сказки, часто превращается в

костюмированное представление. Часто организуются концерты - сюрпризы

для взрослых И детей, составленные из любимых русских произведений.

Все педагоги стараются применять русские народные традиции в

повседневной жизни детского сада. По утрам ребят встречают персонажи

русских народных сказок: Емеля, Машенька. Первый завтрак накрывается на

столах с самоварами. Все это приобщает детей к исконно русской культуре.

Постоянное обращение к русскому фольклору делает речь детей

богаче, образнее. Есть у нас «театральная комната», где можно подготовить

концертный номер или спектакль. В ней вы найдете необходимые атрибуты.

После подготовки появляется афиша, извещающая о предстоящем зрелище.

Особенно гордятся ребята, если рождаются семейные с участием родителей,

бабушек, дедушек, братьев и сестер, когда все - афишу, декорации, костюмы,

билеты придумывают сами.

Традиционно в последнюю пятницу месяца отмечаются дни рождения.

На них обязательно приглашаются родители именинников. На столах - парад

горячих самоваров, воздаются почести праздничному караваю. Дети уже

знают, как его резать, кому отдавать зачин.

В нашем детском дети, а порой и взрослые, впервые узнают, как

проводились праздники на Руси, как они назывались. Ведь в них со всей

полнотой отражается русский национальный характер. Это и удаль, и размах,

и искренность. Подчиненные ритму природы, одухотворенные живой

радостью существования, проверенные древней логикой жизни, народные

праздники - неиссякаемый источник не только традиций и обрядов, но и

жизненного оптимизма. Знакомство с ними обогащает детскую душу.

В детском саду проводится «Емелина неделя». В старину на этой

неделе на Руси тешили детей: ладили горки, ремонтировали кормушки для

птиц, проводили игры, забавы, рассказывали сказки, байки от имени Емели:

«Мели Емеля - твоя неделя». Этот праздник - дань уважения русской

смекалке, хитроумию, находчивости, которыми так богат русский фольклор:

поддевки, дразнилки. Традиционнее угощение - сахарные заедки. Недаром

говорят: «Как сладки заедки - так добры будут детки».

Русский праздник - это всегда хлебосольный стол. Все мы с интересом

узнавали порядок размещения за гостевым столом, за семейным, усваивали

традиции русского стола, узнавали историю национальных блюд, кухонной

утвари. Блюда русской кухни стали привычными в детском саду.

Полюбились блины, пироги, рулеты, каши, чай с травами. Дети узнали, что

такое братина, утица, кубок и как их использовать по назначению. Но самое

главное, усвоили правила гостеприимства, которыми славен русский народ:

«Не красна изба углами - красна пирогами», «Чем богаты - тем и рады»,

«Какова хозяйка - таков и стол».

Но поиск новых форм работы продолжается. Постоянно проводятся в

детском саду педагогические среды. Они носят определенные названия:

«Автограф» - экспресс информация и корректировка педагогических

находок; «Русь» - на этих встречах обсуждается значение русской культуры

для формирования личности дошкольника; «Общение» - психологические

практикумы для педагогов; «Среда», где педагоги думают о возможностях

создания такой обстановки в группах детского сада, которая бы обеспечила

психологическое благополучие его воспитанников.

Конечно, рано еще говорить о безусловном успехе или стабильно

работающей системе. Но возросший интерес сотрудников и родителей к

новым формам воспитания ребенка дает нам право надеяться на полный

успех. Но и сейчас наши дети, покидая детский сад, твердо знают

непреложные правила: Умей говорить языком доброты; Будь красив делом,

чтобы о тебе не могли сказать: «На слово скор, на дело не спор»; Умей

веселиться, но помни: «Делу время - потехе час: «Береги дружбу и помни:

«Дружба и братство - дороже богатства»: «Люби и цени свою семью. Знай:

«В семье лад, так не нужен и клад».

Публикации по теме:

К бабушке Варварушке в гости на оладушкиК бабушке Варварушке в гости на оладушки Моим приоритетным направлением в работе является приобщение детей к истокам русской народной культуры. Так, мною проводятся всевозможные.

Презентация проекта «Пасха в гости к нам пришла» Детство - время развития всех сил человека, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек.

Библиотека изображений:
  • Праздники
  • Спорт и физкультура
  • Здоровье, гигиена
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приобщение детей к истокам русско-национальной культуры
Опубликовано: 26 сентября 2012 в 22:10
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для родителей «10 вещей, которые никогда не стоит заставлять ребенка...
«10 вещей, которые никогда не стоит заставлять ребенка делать» 1. Есть через силу. «Съешь ложечку за маму, ложечку за папу. » Несмотря на то, что существуют...
Экспериментирование и опыты в старшей группе.
Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного...
Технологическая карта занятия
Технологическая карта занятия Название темы: «Признаки весны» Возраст детей, образовательная область: младшая группа, образовательная область «Познание» Цель...
Родительское собрание. Тема «Волшебный мир книги. Растим любознательных почемучек».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №56 «Искорка» Протокол родительского собрания № 2 Тема «Волшебный...
Фотоотчет о проведении дня «12 апреля — день Космонавтики» в подготовительной группе
Задачи. Продолжать знакомить детей с днем космонавтики, с первыми космонавтами, с планетами солнечной системы; формировать интерес к космосу;...