Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества и календарных праздников

Ольга Лагуткина
Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества и календарных праздников

Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества и календарных праздников

.С. Лихачев писал: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, традициях. Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний…».

Поэтому родная культура как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

В последние годы 21 века Россия теряет свое лицо, свои традиции, свою самобытность. Будто заполонило нас все западное, заокеанское, чужеземное. Когда слышишь такое, то хочется задать вопрос: «А кто говорит?» Не тот ли «русский» человек, который под национальным имеет в виду квас, матрешку да сарафан с шапкой ушанкой?

В России есть и дух, и вера каждого человека, патриота своей Родины в большое будущее нашего многонационального народа. И не случайно сейчас, как некогда ранее в нашем веке, так велик интерес всего мира к России – к ее истории, культуре, быту, обрядам. Мы стараемся узнать и понять: как жили наши давние и недавние предки, чьим правилам мы следуем по сегодняшний день. Какой была пища, утварь, как отмечались народные православные праздники «Пасха», «Рождество», «Масленица», «Новый год».

«Да были люди в наше время, не то, что нынешнее племя…», повторяя строки из «Бородино» Лермонтова, мы не перестаем удивляться не только силе, здоровью, выносливости наших предков, но и душевной их крепости, стойкости, чистоте. Может, причина скрыта в быте, в повседневности, в том, что выстраивалось и выверялось веками и не случайно сквозь века донесено до наших дней.

Изучив специальную и методическую литературу, я решила построить свою работу по приобщению детей к русской культуре так, чтобы она стала неотъемлемой частью

коррекционного – воспитательного процесса. У детей нашей группы имеются отклонения в речевом и интеллектуальном развитии, словарь беден, у них узкий круг интересов и мотивов. Моя задача при знакомстве детей с малыми формами фольклора содействовать развитию творческих способностей и доступных их интеллектуальному уровню художественных навыков.

Россия - родина для многих. Но чтобы считать себя сыном или дочерью, нужно ощутить всю духовную жизнь русского народа, принять русский язык, изучить историю, культуру страны, как свою собственную.

Прежде, чем приступить к работе в этом направлении был проведен мониторинг по выявлению теоретических и практических умений касающихся:

1. Уровня знаний о предметах быта, праздников, традиций, игр, видов народно – прикладного творчества.

2. Проведен в форме анкетирования мониторинг родителей.

Результаты показали низкий уровень знаний и умений у детей, а родители не подготовлены к восприятию духовного содержания традиционной культуры. Это подтолкнуло к пополнению центров развивающей среды, к сбору необходимого материала по разделам:

1. Народный быт;

2. Народная игрушка;

3. Народное искусство

В создании развивающего пространства большая помощь оказана родителями. Дети должны видеть вокруг себя частицы старого быта. Так появился мини уголок русской избы. Из прочитанной литературы я узнала, что в избе нет случайных предметов. Каждый предмет занимает свое определенное место. В правом «красном» углу размещается обеденный стол с самоваром, сушками, заварным чайником и свечой. Рядом ставится лукошко, соломенный бычок, лесной житель желудь «Шуршик», лапти - самая распространенная крестьянская обувь. Вдоль стен стоят полки - полавочники, на которых расположена различная кухонная утварь.

Русский народ славился своим гостеприимством: «Что есть на печи – все на стол мечи». Печь занимает самое почетное место в левом углу. За ней обычно ставят зыбку (колыбельку, сундук с сарафанами и рубахами. Эта часть избы называется «бабий закуток». Девочки очень любят уединяться в этом уголке, они надевают сарафаны, кокошники и бусы. В такие моменты я подыгрываю, развиваю сюжет игры и они с удовольствием поют со мной колыбельные песни, читают потешки, пестушки, слушают об истории создания русского костюма.

Совместно с родителями изготовлены куклы дед Матвей и бабушка Загадушка, которые являются рассказчиками сказок и веселых историй. Их вы можете видеть на фотографии, где они сидят у ворот на скамейке и весело поют частушки.

Так проходили посиделки на «Масленицу». Рассказчиками были дед и бабушка, которые обращались к детям со словами: «Красны девицы», «Красны молодцы». Они рассказывали детям о празднике масленица, о традициях этого праздника есть блины и пить горячий чай.

Сказочные герои обращались к детям за помощью в изготовлении маленьких солнышек, чтобы весна пришла поскорее в наши края. Посиделки закончились словами: «Здравствуй - солнышко колоколнышко!».

Приятно было видеть удивленные, сияющие лица родителей. Традиция чаепития, сложившаяся в нашей группе не была нарушена. За чашкой чая мы с родителями ведем теплые беседы о детях, о методах семейного воспитания, о секретах кулинарного искусства – обсуждаем конкурс «Чей блин вкуснее?»

Незабываемое впечатление на детей и родителей оказывают проведение календарных праздников. Таким мероприятиям предшествует предварительная работа, которая требует от воспитателя тактичного и деликатного доведения информации родителям. Народная культура тесно переплетается с религиозными обычаями, традициями, обрядами. Мои посиделки часто сопровождаются прослушиванием частушек, русских народных песен, народных музыкальных инструментов. Слушаем колокольные перезвоны: «Рождество», «Пасхальный», «Малиновый», церковные песнопения «Ангелы в небе». Не забываем про голоса птиц в природе. Все эти грамзаписи собраны у нас в группе, в музыкальном зале.

На «Пасху» мы приготовили лоток для катания яиц, устроили соревнования с катанием «крашенок», выставку семейных поделок, угощались куличами.

Знакомясь с устным народным творчеством, мы приобщаем детей к общечеловеческим нравственным ценностям. В фольклоре сочетаются слова, музыкальный ритм, напевность, высмеиваются недостатки и положительные качества людей. Поэтому фольклор является источником познавательного и нравственного развития детей.

Сделав соответствующие выводы, я оформила мнемотаблицы и картотеку пальчиковых игр по мотивам русских народных сказок, картотеку загадок, потешек. Составила перспективное планирование с использованием малых форм фольклора, учитывая возраст и интеллектуальное развитие к каждой лексической теме.

Для детей с задержкой психического развития игра является ведущим видом деятельности.

Я использовала игры во всем их многообразии:

*сюжетно – ролевые игры;

*игры – драматизации по сюжетам сказок полюбившимся детям: «Колобок», «Теремок», «Репка»;

*народные подвижные игры (смотри картотеку);

*хороводные игры (смотри картотеку);

*словесные подвижные игры (смотри картотеку);

*игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов, потешек, так как они создают благоприятный эмоциональный фон, обеспечивают тренировку пальцев, развивают мелкие мышцы, учат улавливать ритм стиха («пальчик, пальчик, где ты был?»).

При организации игр и речевых упражнений руководствовалась следующими требованиями:

*игры по длительности не превышают 15 минут;

*игры проводятся в неторопливом темпе, чтобы ребенок имел возможность понять задание, осознанно исправить ошибку;

*игры живые, интересные, заманчивые для ребенка, поэтому в них присутствуют награды за успешное проведение, красочное оформление, игровые атрибуты;

*игра проводится как часть непосредственно образовательной организованной деятельности или в один из режимных моментов (на прогулке, в минуты отдыха);

*в игре добиваюсь активного речевого участия детей, при этом по возможности использую и двигательную активность;

*в игре развиваю стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание, поощряю детскую инициативу;

*в процессе игры принимаю непосредственное участие, по ходу игры я вношу необходимые коррективы и поправки в речь детей. В заключение обязательно поощрение всех детей.

В своей работе я использую наглядные, словесные и практические методы обучения, которые опираются на активные, действенные познания детьми предметов и явлений окружающей действительности. С привлечением всех или многих анализаторов: зрения, слуха, осязания.

Использовала следующие приемы:

*показ и рассматривание предмета;

*выполнение действий с предметом;

*просьбы, поручения;

*повторение с ребенком слов, словосочетаний, предложений;

*непосредственное общение через куклу (бабушка Загадушка, домовенок Кузя);

*многократное проговаривание речевого материала;

*комментирование действий.

Ознакомление детей с народной культурой и художественно – творческая деятельность разного содержания, является частью всей воспитательной - образовательной работы. В ней решаются как общие задачи, так и специфические, связанные с различными видами детской деятельности:

Коммуникативная: сказки, потешки, загадки;

Продуктивная: народные художественные промыслы, игрушки, костюмы;

Физическая культура: народные игры, считалки, дразнилки;

Музыкальная: народные песни, колыбельные, игра на инструментах, кукольные спектакли, праздники;

Восприятие художественной литературы: быт и основные занятия людей, приметы, пословицы, история Руси, традиции.

Таким образом, во всех видах организованной образовательной деятельности в основе лежит народная культура, которая формирует у детей эстетическое отношение к окружающему. Закладывает основы развития личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине и уважении к истории своего народа, успешного обучения ребенка в школе. Развивает важнейшие психические процессы, формирует компоненты различных способностей.

Публикации по теме:

МасленицаМасленица Одним из основных направлений работы детского сада является нравственно- патриотическое воспитание, приобщение детей к национальной культуре,.

Работа с родителями по приобщению детей к истокам русской народной культуры.Работа с родителями по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Решить задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания, ввести ребенка в мир искусства,.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством устного народного творчества и календарных праздников
Опубликовано: 20 декабря 2013 в 00:53
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...
Уголок творчества своими руками «Морские обитатели»
На стенде меняются выставки очень часто. Принципами нашей работы является развитие детской свободной деятельности, в процессе которой происходит...
Фотоотчёт «Вспоминая осень зимнею порой»
Фотоотчёт «Вспоминая осень зимнею порой» Подготовили музыкальные руководители Кузнецова Марина Рафаильевна, Виноградова Наталья Павловна. Вспоминая осень...
Новогодние поделки-елочки. Творчество родителей.
Уважаемые друзья- маамовцы, коллеги, доброго времени суток! В нашем детском саду начался конкурс новогодних елочек. Проводится он в рамках акции...
Новогодний утренник первая младшая группа 2016 год.
Новогодний утренник первая младшая группа 2016 год. Воспитатель в группе одевает костюм Зимы! Зима: Здравствуйте дети! Я пришла в гости к вам из:...