Приобщение детей к истории и культуре русского народа «Мир русского дома»

Надежда Ермышова
Приобщение детей к истории и культуре русского народа «Мир русского дома»

Приобщение детей к истории и культуре русского народа

«Мир русского дома»

Проблема отцов и детей всегда остра, но в переломные периоды истории она обретает более болезненный характер. И тогда обыкновенный предмет: старинная игрушка, чугунок, прялка может дать для взаимного понимания подчас больше, чем серьезная монография или величественный памятник.

С уверенностью можно сказать, что большинство людей, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? В своей работе я посчитала необходимым довести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры. Для этого я обратилась к истокам русской народной культуры и, в первую очередь к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, духовный мир, чувства наших предков.

И здесь на помощь приходит музейная педагогика. В музее и за его пределами на подлинном материале можно проследить культуру и историю русского народа, а верными попутчиками станут национальные игры и праздники, костюмы, герои сказок, песни и танцы. Если все это становиться живым и настоящим, а значит близким и понятным ребенку, то у него возникает интерес и желание узнавать о прошлом своей Родины. Важнейшей задачей музейной педагогики является создание условий для формирования потребности в общении с искусством, навыков такого общения и радости от него. Задачи, которые, я ставила перед собой, согласовываются с основными принципами музейной педагогики предметность, наглядность, эмоциональность, интерактивность.

Цели:

- Учить ребенка видеть историко - культурный контекст окружающих вещей, т. е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры.

-Формировать устойчивую потребность в общении с памятником, с музеем и соответствующие навыки.

-Развивать потребность к эстетическому созерцанию и сопереживанию.

-Вызвать любовь уважение к культуре русского народа, готовность понимать и принимать систему народных ценностей.

Задачи:

1. Создание атмосферы национального быта.

2. Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т. п.)

3. Знакомство с традициями и обрядовыми праздниками.

4. Знакомство с народным искусством.

5. Знакомство с русскими народными играми.

Поставив перед собой задачу, познакомить детей с народными традициями, я понимала, что это будет приобщение ребят к важной части духовной культуры народа.

Так же в одном из помещений ДОУ соорудили мини- музей «Русскую избу». Для его создания привлекли родителей детей посещающих детский сад. Вся совместная деятельность по ознакомлению детей с народным творчеством проходит в «Русской избе». И от каждой новой встречи дети получают радость и удовольствие.

Традиционно раз в месяц мы ходим в гости в «Русскую избу», где проводятся увлекательные занятия. Рассказываю о назначении кухонной утвари. Дети усваивают правила гостеприимства, которыми славен русский народ «Не красна изба углами - красна пирогами», «Чем богаты - тем и рады», «Какова хозяйка - таков и стол».

В повседневной жизни использую потешки, пестушки, прибаутки. Сколько в этих незамысловатых стишках нежности, такта, рациональности. Очень интересно ребятам знакомство с пословицами, поговорками, загадками, любят они и частушки.

Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие ребят в календарных праздниках. В Рождество к нам приходили колядовщики: поздравляли детей колядкой, встречали и провожали Масленницу, зазывали весну, закликали птиц

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Дети любят играть в русские народные игры. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, ловкость, приучают к сообразительности, вниманию. В русские народные игры мы с детьми играем на улице, в группе, на непосредственно образовательной деятельности по физической культуре. Ребята любят играть в такие игры как «Жмурки», «В углы», «Салки», «У медведя во бору», «Гуси - лебеди». Разучиваем прибаутки, считалки, скороговорки - всё это делает процесс игры более интересным и соде ржате л ьн ы м.

Под впечатлением увлекательных занятий дети с удовольствием творят- рисуют и лепят. Также я знакомлю детей с народно - прикладным искусством, у нас имеется множество игрушек и других предметов украшенных городецкой росписью, хохломской росписью, дымковская игрушка. Ребята с удовольствием рассматривают узоры с изображением сказочных птиц на кухонных досках и панно, лепят, рисуют, лучшими работами оформляем группу.

Данный опыт показывает, что работа, которая ведётся с детьми, позволяет непосредственно соприкоснуться с культурой русского народа, научить детей ценить наследие прошлого.

Воспитание, обращенное к национальным ценностям имеет хороший потенциал, способствующий возрождению многовековых традиции России. Оно определяет новые, основанные на приобщении к истокам русской народной культуры, ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, что должно стать неотъемлемой частью души ребенка, началом порождающим личность. Период дошкольного детства один из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности. Эффективность этого процесса определяется характером взаимодействия детей и взрослых, а также системой ценностей. В основу моей работы положена система работы по приобретению знаний и ознакомлению детей с прошлым родного края, с основами русской народной культуры.

Публикации по теме:

«Избушкины рассказы». Подпроект по ознакомлению детей с культурой русского народа (средняя группа)«Избушкины рассказы». Подпроект по ознакомлению детей с культурой русского народа (средняя группа) «Избушкины рассказы» Умный сильный наш народ, Свою землю бережет! А преданья старины Забывать мы не должны! Историю своей страны, Конечно,.

Подвижная игра как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с этнической культурой русского народа (часть 1) Семинарское занятие на тему «ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ РУССКОГО.

Подвижная игра как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с этнической культурой русского народа (часть 2) МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ИГРАЮЩИХ. 1. Размещение играющих и место воспитателя при объяснении игры. Прежде чем начать объяснение игры, необходимо.

Подвижная игра как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с этнической культурой русского народа (часть 3) Дидактический практикум 1. Разработайте фрагмент занятия с использованием подвижной игры с акцентом народной культуры. Смоделируйте разработанный.

Буклет для родителей «Традиции русского народа» Данный буклет оформлен в рамках реализации проекта «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в рамках реализации.

Конспект НОД «Из истории русского платка» Организационная информация: Примечание 1. ФИО, должность педагога. Черных Наталья Васильевна 2. Направление развития детей. патриотическое.

НОД по истории русского театра История русского театра Тема Ход занятия Хоровод Скоморохи с медведем.

Педагогический проект «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам и культуре русского народа»Педагогический проект «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам и культуре русского народа» «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам и культуре русского народа» «Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, .

Психолого-педагогические аспекты формирования представлений о культуре русского народа Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не.

План самообразования по теме «Приобщение детей к истокам русского народного творчества» Цель: воспитание творчески развитой личности через познавательную деятельность дошкольников при приобщении к истокам русского народного.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Безопасность детей
  • Пожарная безопасность
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приобщение детей к истории и культуре русского народа «Мир русского дома»
Опубликовано: 3 апреля 2016 в 10:53
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Прогулка выходного дня»
Уважаемые коллеги! Вчера несколько детей из нашей группы вместе с родителями собрались погулять в Парке Победы, что располагается на реке Кубань в городе...
Досуг по формированию элементарных математических представлений «Маша и Медведь»
Д О С У Г по формированию элементарных математических представлений у среднего дошкольного возраста «МАША И МЕДВЕДЬ» Задачи: • Закрепить названия...
Конспект занятия по лепке в подготовительной группе «Усатый-полосатый»
Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе. Тема "Усатый полосатый". Цель: - Использовать умение и навыки работы...
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе «Волшебная лаборатория»
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие. Цель : Продемонстрировать свойства магнита. Программные...
Дидактическая игра «Яблоко с секретом»
Дидактическая игра «Яблоко с секретом» Подготовила воспитатель МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Аширова Надия Харрясовна Возраст...