Лучший педагог года

Приобщение детей к народному искусству: «Без частушек прожить можно, да чего — то не живут»

ирина мычкина
Приобщение детей к народному искусству: «Без частушек прожить можно, да чего — то не живут»

Приобщение детей к народному искусству.

«Знакомство с частушкой» (подготовительная группа).

Конспект предоставила воспитатель подготовительной группы

город Свободного МДОАУ д/с № 5

Мычкина Ирина Николаевна.

Тема: Без частушек прожить можно, да чего – то не живут».

Публикация «Приобщение детей к народному искусству: „Без частушек прожить можно, да чего — то не живут“» размещена в разделах

Виды детской деятельности: познавательно – исследовательская, коммуникативная, игровая, продуктивная, музыкально - художественная.

Цель: познакомить с характерными признаками частушек. Знакомить с плясовыми частушками и частушками, исполняемыми в разных регионах России. Воспитывать желание петь частушки и интерес к ним.

Активизация словаря: страдания, лирическая частушка, посиделки, припевка.

Организованная деятельность:

Ход:

Дети сидят на завалинке перед домом (декорации). Входит воспитатель в русском народном костюме (сарафане). Поет частушку.

Я пойду, да разойдуся

По зеленой по траве.

Заиграли гармонисты

Все волнуется во мне.

Воспитатель: Ребята, что я сейчас спела, песню или частушку?

Ответы детей.

Воспитатель : Правильно с песней частушки не спутаешь. Частушки – это коротенькие плясовые песенки. В разных частях России народ называет их по разному: «припевками», «вертушками», «коротушками», то есть скорой песенкой. Плясовые песни быстрого темпа исполнения издавна в народе назывались «частыми». Вот так и появилось название этим плясовым песенкам – частушки.

Ребята давайте послушаем частушки, которые приготовили дети дома.

1 ребенок:

Эй, девчонки хохотушки

Запевайте – ка частушки,

Запевайте поскорей

Чтоб порадовать гостей.

2 ребенок:

Шире круг, шире круг,

Дайте круг пошире

Не одна иду плясать

Нас идет четыре.

3 ребенок:

Не хотела выходить.

Стояла и стеснялась,

А гармошка заиграла,

Я не удержалась.

4 ребенок:

Если б не было воды

Не было б и кружки,

Если б не бело девчат

Кто бы пел частушки.

Воспитатель: Ребята! Действительно, где и кто поет частушки?

Дети: Частушки исполняются на посиделках, на гуляньях. Пела их в основном молодежь.

Воспитатель: Поэтому неудивительно, что главными героями частушек являются парень и девушка. Большинство частушек посвящено теме любви.

Выходит девочка в сарафане расшитом петухами. Поет.

У меня на сарафане

Петухи да петухи.

Когда вырасту большая –

Берегитесь, женихи.

Воспитатель: А еще в частушках было безобидное подшучивание. Девушки подшучивали над парнями, парни - над девушками, жители одной деревни – над жителями другой.

Как детсадовские ребята

Стали моде подражать

Надели белые рубашки,

Шеи грязные видать.

Ой, подруженьки, беда!

Ребят поела мошкара.

Только те осталися,

Что дустом посыпалися.

Воспитатель: Ребята, а о чем еще поется в частушках? Кто может спеть эти частушки?

Ответы детей.

Дети: Есть частушки шуточные, в них высмеивают нерадивых людей, есть частушки – страдания.

Воспитатель: много частушек сочиняется и в наши дни.

Девочка поет частушку.

Как у наших у мальчишек

Голова из трех частей

Карбюратор, вентилятор

И коробка запчастей!

Ребята, скажите, послушав эту частушку, что можно сказать.

Дети: Эта частушка про наших мальчиков. Потому что они любят играть с машинами и разными запчастями.

Воспитатель: Конечно, можно сказать, что частушкам много лет. Почему, как вы думаете? (ответы детей). В наше время все так же сочиняют, и пою частушки.

На прилавке магазина

Появилась колбаса.

Мы пришли и поглядели,

Стали дыбом волоса.

Мой братишка Ипполит

На горшке три дня сидит.

Говорит он нашей маме:

«Знаю все теперь о «Раме!»

Воспитатель: Ребята, какие это частушки? Они относятся к современным частушкам или нет?

Дети: да эти частушки современные. Потому что, в магазинах поднялись цены на все продукты, по телевизору показывают много реклам.

Воспитатель: Может из детей кто – то знает частушки.

Дети исполняют частушки (Молодцы)

Воспитатель: Больше всего встречается плясовых частушек. У таких частушек ритм другой, специально приспособленный для быстрой пляски. По содержанию плясовые частушки мало отличаются от обычных. Но в них чаще говорится о самой пляске, о гармонисте, они чаще бывают шуточными, даже озорными.

Воспитатель:

Эй, топни нога,

Топни, правенькая!

Все равно плясать пойду,

Хоть и маленькая.

Дети вместе повторяют частушку по музыку. Выполняя танцевальные движения.

Воспитатель: ребята, что самое главное для пляски.

Дети: ритм.

Воспитатель: правильно, поэтому и в ладоши прихлопывают когда «русскую» пляшут.

Мальчик и девочка в русских народных костюмах исполняют.

Разойдись, народ,

Меня пляс берет,

Пойду, попляшу.

Себя людям покажу.

Гармонист устал,

Запинаться стал.

Дайте крынку молока,

Напоите игрока!

Воспитатель: Как можно охарактеризовать частушки. Какие они!

Дети: Шуточные, веселые, озорные. Показывают страдания.

Воспитатель: В разных местностях частушки поются на разный мотив. Есть частушки, которые называются «Семеновна»

(музыкальное прослушивание частушек)

Сорву я веточку, сорву зеленую;

Сыграй, гармонист, спою Семеновну.

Как Семеновна сидит на лесенке,

А про Семеновну поются песенки.

Воспитатель: Есть частушки, которые называются «Ярославские ребята». Их поют в Ярославской области.

А вот на Волги пою песенки – страдания.

«Страдать» - это значить любить.

Хорошо страдать весною

Под зеленою сосною.

Хорошо страдать у печке –

Ноги в тепленьком местечке.

Воспитатель: чем частушки страдания отличаются от плясовых?

Дети: отличаются ритмом. Страдания поются медленно, протяжно в отличии от плясовых, под них хочется, пустится в пляс.

Воспитатель: А какие передачи вы смотрите по телевизору, где пою частушки?

Дети: «Играй гармонь», «Семеновна», «Шутка за шуткой».

Воспитатель: Ребята у нас в гостях ансамбль «Девчушки – веселушки». Встречайте!

Мальчики в русских народных сарафанах.

1 ребенок: Пропоем мы вам частушки. Можно?

Воспитатель: Без сомнения.

2 ребенок: И мы такого мнения.

Частушки :

Разойдись народ

Меня пляска берет.

Пойду, попляшу, себя покажу.

Эй, топни нога, топни правенькая,

Все равно плясать пойду, хоть и маленькая.

Говорят я боевая,

Боевая ну и что ж

Моя мама боевая,

Ну, а я тогда в кого ж?

В кухне веник я нашел

И квартиру всю подмел.

Но осталось от него

Три соломинки всего.

Возле речки, возле быстрой

Всё фиалочки растут.

Без частушек прожить можно

Да чего – то не живут.

И ночь сыра, и трава в росе,

И спать пора, частушки все.

Воспитатель:

Ой, ребятушки, беда

Нам заканчивать пора.

Нету время на частушки,

На прогулку нам пора.

Дети по веселые частушки выходя из зала.

Публикации по теме:

Башня для человека-паукаБашня для человека-паука Подготовительная логопедическая группа «Вьюнки» город Белогорск Амурской области. Мдоау 12. Наша группа логопедическая. Работаем с детьми.

Выставка-конкурс «Символ 2015 года»Выставка-конкурс «Символ 2015 года» На кануне Нового года в группах общеразвивающей направленности МБОУ Сунская СОШ прошла выставка-конкурс "Символ 2015 года". Родителям вместе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение детей к народному искусству: «Без частушек прожить можно, да чего — то не живут»
Опубликовано: 19 марта 2015 в 10:37
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД