МААМ-картинки

Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства в различных видах игровой деятельности

Лариса Рахимжанова
Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства в различных видах игровой деятельности

Консультация для воспитателей

«Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства в различных видах игровой деятельности».

Подготовила:

воспитатель I кв. категории

Рахимжанова Л. Н.

МБДОУ №12

Оренбург 2018 год

В последнее время мы много говорим, что нас в жизни часто окружает духовная глухота, сердечная слепота, дефицит чувств, черствость отношений между людьми, отсутствие сострадания и уважения к друг другу, отсутствие желания помочь, проявить внимание, заботу о тех кто рядом. Психологи утверждают, что это явление не генетическое, а социальное.

Публикация «Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства в различных видах игровой деятельности» размещена в разделах

Воспитание развивающейся личности невозможно без приобщения к общечеловеческим культурным ценностям, без знакомства с культурно- историческим наследием русского народа.

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизм.

В федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования определяется задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; подчеркивается необходимость формирования у детей первичных представлений о культурных традициях, о многообразии культур стран и народов мира. В связи с этим данная проблема является актуальной задачей развития ребенка дошкольного возраста, с одной стороны, как человека социального, то есть способного занять свое место в обществе, с другой стороны, культурного, присваивающего культуру и преобразующего ее в своей деятельности.

Начинать работу по приобщению воспитанников к социокультурным нормам желательно : - с создания для детей теплой, уютной, доброжелательной атмосферы в детском саду. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен доверительным общением, содержательной деятельностью, радостью открытий, добрыми друзьями, любимыми играми, самостоятельным творчеством; - с воспитания любви к родной семье; - с воспитания любви к детскому саду, родной улице, родному краю, своей малой Родине. Именно с этого начинается формирование того фундамента, на котором в дальнейшем будет формироваться чувство любви к своему Отечеству. Чтобы воспитать ребенка достойным гражданином России, очень важно в дошкольном возрасте помочь детям «увидеть» красоту родной природы, приобщить к культуре, традициям наших предков, к уважению и быту своих сограждан. Необходимость развития интересов дошкольников в этой области очевидна: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае, его жителях, природе, традициях, — тем более действенными окажутся они в приобщении к культуре родного края. Приобщение детей дошкольного возраста к социокультурным ценностям будет успешным, если обеспечивается активная деятельность ребенка.

Главная цель работы в этом направлении – как можно раньше пробудить любовь к семье, родной земле.

Основной вид деятельности ребёнка – это игра. В сюжетно-ролевых играх у ребенка проявляется самостоятельность, инициативность, умение играть рядом и т. д. Дети учатся взаимодействовать друг с другом, вести ролевой диалог, договариваться, уступать друг другу, развивая сюжет игры.

В младшей группе ведущая роль принадлежит дидакт. кукле, вместе с которой дети овладевают первыми дидактическими действиями. Например, д/и «Напоим куклу чаем», «Оденем на прогулку», «Кукла заболела» и т. д. В таких сюжетно-ролевых играх происходит расширение практического и перестраивание негативного опыта ребенка.

Постепенно сюжет игр усложняется, появляются такие сюжетно-ролевые игры, как «Супермаркет», «Салон красоты», «Поликлиника», «Кафе» и д. р., в них дети отражают знания о профессиях и профессиональных обязанностей взрослых. Старшие дошкольники способны развернуть сюжет игры до нескольких дней, например, в с/р. и. «Полет в космос», «Теплоход», «Д/с», «Школа», «Ателье», «Театр», «Цирк», «Мет. лечебница» и др. В с/р играх дети, имитируя взрослую жизнь, приобщаются к социокультурным нормам, традициям семьи и общества.

Большое значение придаю дидактическим играм, как средству всестороннего воспитания личности ребёнка. Через д/и ребенок знакомится с этикетом, учится использовать нужную модель поведения в той или иной ситуации, овладевая нормами и правилами, установленными в обществе. Например, д/и «Волшебные слова», «Назови ласково», «Разрешается-запрещается», «Хорошо-плохо», «Как правильно?», «Что не так?» и др.

Дети учатся находить характерные признаки в явлениях окружающего мира, делать выводы, в таких играх, как «Подумай, отгадай», «Ответь на вопросы» и т. д.

Таким образом, эффективность ранней социализации зависит от того, какими средствами пользуется педагог. Мы используем самое объемное и значимое средство - социальную действительность. Показываем детям социальный мир «изнутри» и помогаем ребенку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире как участника событий,

В процессах формирования личности и общечеловеческих ценностей значительную роль играет фольклор. Это русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть.

Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.

Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуарам.

Игры — своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх — залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем.

Например, народ. игры: «У медведя во бору», «Салки», «Гори-гори, ясно!», «Ходит Ваня», хоровод «Во поле береза стояла» и др.

Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.

Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зачастую прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится задуманное. Этому придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые.

Взрослые пересчитывались — стали пересчитываться и дети. Ведь многие детские игры имитируют серьезные занятия взрослых — охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и др.

Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, использовались скороговорки: кого выбираешь? что выбираешь? что возьмешь?

Игры-соревнования способствуют развитию командного духа, чувства товарищеского плеча, взаимовыручки, поддержки.

Через народную игру у детей воспитывается интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю.

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

Формирование общечеловеческих ценностей является одной из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.

Публикации по теме:

Занятие с использованием шумовых инструментов в различных видах музыкально-игровой деятельностиЗанятие с использованием шумовых инструментов в различных видах музыкально-игровой деятельности Цель: Приобщение детей к навыкам элементарного музицирования по средствам игры на детских шумовых инструментах. Задачи: - Развитие эмоциональной.

Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в различных видах деятельности» «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев». В. А. Сухомлинский В настоящее время у детей довольно часто наблюдается задержка.

«Развитие связной речи в различных видах детской деятельности» " Развитие связной речи в различных видах детской деятельности " Речь – является одним из важнейших звеньев в развитии ребенка. Ребенок.

Фотоотчёт «Образы Деда Мороза и Снегурочки в различных видах художественной деятельности детей и взрослых»Фотоотчёт «Образы Деда Мороза и Снегурочки в различных видах художественной деятельности детей и взрослых» Тема Деда Мороза и Снегурочки так любима нами, что мы часто в своём творчестве обращаемся к ней. Сколько в этих образов чудес, загадок,.

Консультация для воспитателей «Создание игровой мотивации для детей дошкольного возраста в различных видах деятельности» Консультация "Создание игровой мотивации для детей дошкольного возраста в различных видах деятельности". Дошкольное детство- время первоначальногно.

Математические игры в различных видах деятельности дошкольников Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Мы играли, мы считали. Математические игры в различных видах деятельности дошкольниковМы играли, мы считали. Математические игры в различных видах деятельности дошкольников 17 ноября ребята нашей старшей группы проверяли и закрепляли свои знания по математике в занимательных играх. Они считали в пределах 10,.

Обобщение опыта «Развитие музыкальных способностей у детей в различных видах деятельности» «Любите и изучайте великое искусство музыки Оно откроет вам целый мир высоких чувств. Оно сделает вас чище, совершеннее Благодаря музыке,.

Описание опыта работы «Развитие устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности» Описание опыта работы «Развитие устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности» В настоящее время проблемы, связанные.

Особенности самооценки дошкольников с речевыми нарушениями в различных видах деятельности Нарушения речи - собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства в различных видах игровой деятельности
Опубликовано: 29 января 2018 в 20:29
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД