Лучший педагог года

Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Наталья Долгих
Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Н. А. Долгих воспитатель,

МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 126 «Дружные ребята»

В федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования определяется задача приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; подчёркивается необходимость формирования у детей первичных преставлений о культурных традициях, о многообразии культур стран и народов мира. В настоящее время интенсивно происходит модернизация образования.

Публикация «Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства,» размещена в разделах

Дошкольный возраст – это ступень личностного становления ребенка, развития его способностей, взросления. Движущей силой развития ребенка является накопление и расширение его индивидуального жизненного опыта в процессе взаимодействия со взрослым. В связи с этим данная проблема является актуальной задачей развития ребёнка дошкольного возраста, с одной стороны, как человека социального, то есть способного занять свое место в обществе, с другой стороны, культурного, присваивающего культуру и преобразующего её в своей деятельности.

Социальное развитие – это процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества, где ему предстоит жить с другими людьми, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе.

Поэтому главная цель моей работы в этом направлении – как можно раньше пробудить любовь к семье, родной земле, родному краю, чтобы воспитать ребёнка достойным гражданином России. В связи с этим в работе с детьми мною намечены следующие задачи:

- Содействовать к приобщению детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

- Способствовать формированию положительного отношения к себе; первичные личностные представления (о себе, собственных особенностях, возможностях, проявлениях и другое); о семье (её составе, родственных отношениях и взаимосвязях, распределения семейных обязанностей, традициях и другое); об обществе (ближайшем социуме и месте в нём); о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, её природе) и принадлежности к нему; о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты и другое).

В процессе формирования личности и общечеловеческих ценностей значительную роль играет фольклор. Это русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, народные игры, в которые дети очень любят играть. Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства осуществляется в непосредственно-образовательной деятельности согласно календарно-тематическому планированию. Традиционными стали тематические недели: «Мой город, моя малая Родина», «Моя семья», «8 марта, о любимых мамах», «Наши папы», «Русское народное творчество». Тематическая неделя заканчивается интересным мероприятием, в котором дети совместно с родителями с удовольствием принимают участие.

В беседах с детьми учу их постигать мир через знакомство с основными эстетическими категориями: правда-ложь, храбрость-трусость, щедрость-жадность и так далее. Для этого использую материал из сказок, фольклорных и литературных произведений, бытовых и жизненных событий. Обратила внимание, что чем чаще дети участвуют в обсуждении различных ситуациях, слушают рассказы, сказки, тем лучше разбираются в окружающей действительности, учатся оценивать свои и чужие поступки.

Основной вид деятельности ребёнка – это игра. В сюжетно-ролевых играх у ребёнка проявляется самостоятельность, инициативность, умение играть дружно. Большое значение придаю дидактическим играм, как средству всестороннего воспитания личности ребёнка, например, игры «Природа и человек», «Воздух, земля, вода».

Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуарам, богатое и разнообразное по своему содержанию.

Игры – своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость.

Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зачастую прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится задуманное. Этому придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые.

Взрослые пересчитывались – стали пересчитываться и дети. Ведь многие детские игры имитируют серьезные занятия взрослых – охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и др.

Воспитывая детское самосознание через знакомство с русской культурой, с национальными игрушками, народными праздниками, которые являются частью культуры нашей страны.

С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

Формирование общечеловеческих ценностей является одной из актуальных проблем, которая должна решаться сегодня. Так как то, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится в будущем. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе культуры поведения, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы.

Как правило, социализация осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений и обычаев от поколения к поколению. В настоящее время родители всё меньше внимания уделяют детям, растёт число неполных, неблагополучных семей. Ребёнку всё сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже. Поэтому необходимо учить детей не только брать, но и отдавать: заботиться о близких, быть внимательными друг к другу. Стараюсь заинтересовать родителей своих воспитанников, желанием прививать любовь детей к предкам, продолжая лучшие семейные традиции, например «Моя семейная коллекция». Вместе с детьми принимать активное участие в конкурсах «Любимое домашнее животное», «Сказка из овощей», «Новогодняя игрушка», проявлять инициативу, творчество, раскрывать свой талант. Благодаря совместному творчеству, дети испытывают радость и гордость за своих родителей.

Такие формы работы, позволяют активизировать, заинтересовать всех участников образовательного процесса и добиться высоких воспитательных результатов.

Таким образом, эффективность ранней социализации зависит от того, какими средствами пользуется педагог. Показываем детям социальный мир «изнутри» и помогаем ребёнку накопить социальный опыт, понять свое место в этом мире как участника событий; формируем у ребёнка представление о человеческом роде, о людях, живущих на Земле, их разнообразной деятельности, о правах и обязанностях.

Публикации по теме:

Приобщение детей к традициям народной культуры Народные традиции это объективный компонент жизни. Они передаются от поколения к поколению. И исчезают они вместе только с народом. Каждый.

Доклад «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре народов Мордовии» Галина Заева. Доклад «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре народов Мордовии». В моем сердце уголок найдется, Для.

Приобщение детей к традициям и культуре русского народа средствами музейной педагогики Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к социокультурным ценностям в условиях физкультурной оздоровительной работы «Воспитывает каждая минута жизни и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается». В. А. Сухомлинский.

Приобщение к социокультурным ценностям. Тема: Права и обязанности ребенка. Ребята, на земле живет большое количество людей. Каждый из них имеет свое мнение, свои желания, поэтому в каждой стране имеется свод законов,.

Приобщение к социокультурным ценностям. Заводы и фабрики г. Ульяновска Ребята, мы с вами начали беседы о нашем городе. Как называется наш город? Правильно наш город называется Ульяновск. Мы с вами говорили.

Работа с родителями. Педагогическая гостиная «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям семьи» Педагогическая гостиная. «Приобщение детей дошкольного возраста к традициям семьи» Участники: родители детей старшей группы №5. Длительность:.

Рождественские святки. Приобщение детей дошкольного возраста к традициям празднования РождестваРождественские святки. Приобщение детей дошкольного возраста к традициям празднования Рождества Праздник Новый год, которого мы так долго ждали дети и взрослые закончился, но настала череда других праздников – народных. Как говорили.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Приобщение детей к традициям и обычаям русского народа» Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие.

Список произведений художественной литературы для приобщение детей дошкольного возраста к нормам и правилам взаимоотношений с Список произведений художественной литературы для приобщение детей дошкольного возраста к нормам и правилам взаимоотношений с окружающими.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Опубликовано: 26 февраля 2017 в 18:50
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД