Приобщение детей старшего возраста к русской культуре через тряпичную куклу

татьяна рябова
Приобщение детей старшего возраста к русской культуре через тряпичную куклу

Разработка и реализация проекта для детей старшего дошкольного возраста "Куклы из бабушкиного сундука"

Мы живём в удивительное время: происходит много разных открытий, наша жизнь не стоит на месте – движется вперед по присущим ей законам диалектики. Люди и дети меняются, но природа детства остается прежней, как и 100-200 лет назад: дети растут, играют и познают мир. Порой поток информации поступает большой и очень сложный. Дети, окунувшись в него, плывут, как взрослые, по течению. Теряется интерес к нашим русским народным сказкам, играм, им на смену приходят мультфильмы, игры Запада. В семье, да и в детском саду – изобилие игрушек, которые покупаются постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребенка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче их выбросить, чем отремонтировать вместе с ребенком, прививать любовь и доброе отношение к труду человека, сделавшего их.

В любой стране мира чтят и бережно относятся к своей истории и традициям. В России, прежде всего перед педагогами-воспитателями, стоит задача – помочь детям и их родителям в освоении традиций и обычаев предков. Одним из приемлемых путей является детская традиционная игра и игрушка. Недаром говорят: «Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют ваши дети».

Исследованием возможностей русской народной игрушки как эффективного средства приобщения детей дошкольного возраста к родной культуре занимались многие педагоги (Л. Пантелеева, Е. О. Смирнова, Е. А. Флерина и др.). Авторы отмечают, что русская народная игрушка создает прекрасные условия для приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.

Русская народная игрушка считается одним из эффективных средств воспитания детей дошкольного возраста. Она даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Народная игрушка рождалась из потребности ребенка познать мир, из активного стремления овладеть окружающим, творчески его изменять. Поэтому окружающая жизнь, быт и труд семьи, подражание взрослым являлось основным содержанием игрушки.

Кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства.

В народной кукле нет надуманности. Игрушка формировалась в тот период, когда интересы взрослых и детей были близки друг другу, когда творчество тех и других имело много общих черт, когда в психике и мироощущении тех и других была естественная близость. Кукла была интересна и детям и взрослым. В нее играл не только ребенок, но она часто служила и взрослым (куклы-обереги).

Самые вдохновенные творцы кукол – дети: кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых – это единственная возможность вернуться в мир детства.

Традиционные русские куклы несут в себе черты индивидуальности. Простоватые на первый взгляд, они очень разнообразны по форме и декоративному исполнению. Они не требуют каких-либо сложных приемов и инструментов для изготовления, они имеют элементы, отличающие их от других игрушек. В первую очередь кукла – это изображение человека, например, простейшее изображение женщины. Именно узнаваемость человеческих черт характеризует русские традиционные куклы.

Народные куклы являются частью традиционной деткой культуры. Они несут в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве. В этой традиционности главное их отличие от современных игрушек

С целью приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам родной культуры нами был разработан и реализован МБДОУ детский сад 71 г. Пензы проект «Куклы из бабушкиного сундука».

В ходе реализации проекта нами были проведены следующие мероприятия:

беседа «Русская народная игрушка»;

изготовление кукол Пеленашка, Мартинички;

консультации с родителями: «Народная кукла в игре современных детей».

В результате реализации проекта по знакомству с народными куклами уровень знаний о родной культуре у всех детей значительно повысился. Дети стали больше знать о народных куклах, материалах, из которых их делали, об обычаях и традициях их применения. Кроме того, дети научились самостоятельно изготавливать народные куклы.

В результате мы пришли к выводу о том, что проведение с детьми специальных мероприятий по знакомству с народными куклами значительно повысило уровень сформированности знаний о данных игрушках, а, следовательно, можно говорить о приобщении дошкольников к родной культуре.

Таким образом, проведение целенаправленной работы с использованием народных кукол заметно повышает уровень сформированности знаний детей дошкольного возраста о родной кукле, приобщая тем самым к родной культуре.

Публикации по теме:

Воспитание духовности через приобщение детей к русской народной культуре Дошкольный возраст - период активной социализации ребенка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности.

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народной культуре посредством дидактических игр Воспитание гражданина, патриота, знающего и любящего свою Родину, на сегодняшний день является задачей наиболее актуальной. Она не может.

Формирование основ национального самосознания у детей дошкольного возраста через приобщение к культуре родного края Аннотация. В последние годы идея воспитания патриотизма приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной.

Консультация для воспитателей «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к отечественной культуре и истории». Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Магадана «Детский сад комбинированного вида №66» Консультация для воспитателей.

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре»Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре» Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Обобщение опыта работы. Тема: Фольклорные праздники для современных.

Приобщение детей к истокам русской культуры через знакомство с народными промыслами Цель: воспитывать у детей любовь к своей Родине — России, вызвать у них интерес к народному искусству. Развивать внимание, речь, умение.

Библиотека изображений:
  • Спорт и физкультура
  • Тело, организм, эмоции
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Приобщение детей старшего возраста к русской культуре через тряпичную куклу
Опубликовано: 14 марта 2018 в 17:41
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Комплексы динамических часов для детей дошкольного возраста.
Динамический час. Организация динамического часа Динамический час проводится после дневного сна при от крытых фрамугах. Его цель — сделать более...
Проверочный диктант для детей старшего дошкольного возраста.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Как здорово, что у нас есть такой замечательный сайт, где мы обмениваемся своим интересным и бесценным опытом. В работе мне...
Рисование в средней группе «Разноцветные зонтики»
Цели: – развивать умения детей закрашивать карандашом рисунок, не выходя за контур; − закреплять умения располагать лист бумаги с учетом пропорций...
Дидактические упражнения по развитию речи: «Как звучит слово»
«Как звучит слово» Цель приведенных игр - продолжать учить детей вслушиваться в звучание слов, развивать фонематический слух; упражнять их в самостоятельном...
Итоговое открытое занятие по математике в средней группе «Путешествие по стране...
Цель: закрепить полученные знания детей за год. Задачи:закрепить умение различать и называть геометрические фигуры ( круг, квадрат, треугольник,...