Приобщение дошкольников к культуре Донского края и его окружающего мира

Юлия Нуритдинова
Приобщение дошкольников к культуре Донского края и его окружающего мира

СОДЕРЖАНИЕ:

1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

1.1. Формирование основ культуры Донского края у детей дошкольного возраста

1.2. Формы и методы обучения детей

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

2.1. Диагностический инструментарий первичного обследования детей по выявлению элементарных знаний о Донском крае и его окружающем мире у дошкольников.

а) диагностика

б) диаграмма результатов

2.2. Конспекты занятий

3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СОЦИУМОМ:

3.1. Работа с семьёй

а) Анкетирование

б) Консультация «Нравственное воспитание наших детей»

3.2. Работа с педагогами

а) Консультации:

«Мир, в котором мы живем…»

«Воспитание инициативной и творческой личности»

Важность приобщения детей к истокам культуры Донского края

Последнее десятилетие практически во всех странах мира отмечается интенсивный рост национального сознания. Наша страна не является в этом вопросе исключением. Это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утрачено.

Перемены, происходившие в нашей стране, привели к тому, что:

• утеряны понятия истинных ценностей, отсутствуют чувства патриотизма и человеколюбия;

• исчезли идеалы человека – труженика, воина – защитника Отечества.

• забыты семейно – бытовые традиции, обычаи, уважение и почитание старших, секреты взаимного уважения и «лада» в семье.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня - значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.

Как же, какими средствами мы можем ускорить рост национального сознания и возродить утраченные ценности? Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности и дошкольный период детства является благоприятным для приобщения к ее истокам.

Знакомство с историей нашего края, национальными особенностями помогают повысить интерес к народным истокам, познакомить с культурой своего народа. Прививать чувство любви к своей Родине, к краю, к дому, где родился, вырос и живешь, надо в дошкольном возрасте. Тогда, когда закладываются основы, формируются в процессе воспитания любовь к своим родным людям и к своей стране. Патриотическое воспитание занимает главное место в нравственном формировании, становлении личности ребенка. Одно из направлений патриотического воспитания — знакомство дошкольников с историческим прошлым, ведь чтобы любить, надо знать.

Важно с ранних лет научить ребенка понимать культуру своего народа, показать дорогу в этот сказочный и добрый мир, потому что именно в дошкольном возрасте возрастают познавательная активность, интерес к миру, желание узнавать новое. Создается фундамент для последующего развития детей, потому что, только зная историю своего края, ребенок сможет полюбить его.

Ведущая цель работы - формировать личность дошкольника как достойного представителя казачьего сообщества, носителя, пользователя и созидателя ценностей и традиций Донского края.

Изучив научную идею педагогов о значимости народной культуры, в том числе культуры Донского края, для возрождения и восстановления прерванной связи времен, исходя из актуальности, я пришла к выводу о необходимости приобщения дошкольников к культуре нашего края и его окружающего мира.

Задачи:

1. Сформировать духовно - нравственные качества и творческие способности детей;

2. Создать предметно - пространственную среду;

3. Организовать взаимодействие с семьей с целью развития интереса к духовно - нравственному воспитанию детей;

4. Формировать представлений о России, как о родной стране и о Ростовской области, как родном крае;

5. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изо-деятельность, художественное слово;

6. Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения истории и культуры своего народа, государственной символики России и Донского казачества.

Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм и методов сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников.

Для того чтобы начать работу в МБДОУ необходимо было определить направления деятельности:

- создание условий для удовлетворения и реализации этнокультурных образовательных потребностей;

- изучение литературы по введению и формированию регионального компонента;

- выработка принципов и механизмов взаимодействия в содержании образования на всех ступенях воспитания.

Формы работы:

• Посещение семьи ребенка

• Интегрированные занятия

• Игры

• Праздники, развлечения

• Совместная деятельность с родителями

• Театрализация

• Продуктивная деятельность

Методы и приемы:

• Речевое общение (беседа)

• Игры

• Совместные праздники с родителями

• Наблюдения

• Рассматривание иллюстраций

Свою работу я строила в несколько этапов:

1 этап – организационный

Перед тем как начать работу по данной проблеме я изучила методическую литературу. Для меня было интересно, как другие педагоги работают с детьми и делятся своим опытом по данному вопросу. Некоторые разработки я для себя отметила и использовала их при работе с детьми (список литературы прилагается).

Диагностика предполагает индивидуальную беседу с ребенком (вопросы прилагаются).В сентябре 2012 года было проведено обследование дошкольников старшей группы по Донскому краю и его окружающего мира. В обследовании принимало участие 15 детей. По результатам проверки знаний было выявлено с низким уровнем - 5 детей, средним уровнем – 10 детей, с высоким – 0. В результате побеседовав с ребятами и составив диагностику выяснилось, что многие дети не знают элементарных знаний о своем родном крае, его окружающем мире. Многие ребята отвечали правильно на вопросы, но не могли обосновать свои ответы.

Исходя из результатов диагностики на начало года я составила диаграмму по среднему баллу (диаграмма прилагается). По результатам диагностики группа находится на среднем уровне развития. Результаты обследования заносятся в таблицу, на основе которой появляется диаграмма по выявлению знаний о родном Донском крае.

Результаты первичного мониторинга обследования дошкольников отражены в диаграмме.

Вопросы диагностики были посвящены: 1. Донскому краю и его окружающего мира. Очень важно знакомить детей с природой своего края, наблюдать за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, растений. Родная окружающая природа наполнит душу ребенка гармонией, чистотой, красотой и многообразием природного мира. 2. Народным приметам, фольклору (загадки, сказки, былины) – в устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского донского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, правде, храбрости, трудолюбии и верности.

2 этап – формирующий

Данный этап имеет несколько направлений моей работы, по которым планируются занятия:

1-е направление: история Дона — содержанием этого направления является знакомство с историей Донского края. Здесь осуществляется как информационная, так и практическая подготовка детей через поисковые задания, экскурсии в музей, походы в картинную галерею. Дети знакомятся с мифами, легендами, преданиями, песнями и сказками Дона, герои которых обладают чувством собственного достоинства, готовностью постоять за родную страну.

2 направление: Народные донские праздники

Это направление включает знакомство дошкольников с этническими корнями Донского казачества на комплексных занятиях через доступную их возрасту форму народного праздника с его обычаями и обрядами, определяющими своеобразие культуры нашего региона. Это позволяет детям на эмоциональном уровне принять богатство исконно казачьих празднеств, попробовать себя в различных видах фольклора и тем самым приобщиться к нравственным ценностям народа.

3 направление: Природа Дона

Целью этого направления является формирование созидательного отношения к окружающему миру через знакомство с природой Дона, чувства привязанности к своему дому и любви к Родине; осознания себя частью природы, желания ее оберегать. Дети не только знакомятся с природными местами, степным ландшафтом, флорой и фауной, но и сами активно участвуют в добывании этих знаний: вместе с родителями, братьями и сестрами — старшеклассниками — выискивают в дополнительной литературе сведения, которые могут удивить окружающих, проводят эксперименты, сажают кусты и деревья на территории детского сада и дома.

4 направление: Родина начинается с семьи

Родина начинается с семьи. Наша цель — формирование у родителей сознание необходимости целенаправленной работы по воспитанию у детей нравственно-этических понятий в условиях семьи и тесной взаимосвязи с дошкольным учреждением. Взаимодействие не только с детьми, но и с родителями в этом направлении, на наш взгляд, также не менее важная задача.

3 этап – аналитический (контрольно – диагностический)

Реализуя содержание вышеназванных направлений, мы стараемся пробудить в сознании детей такие священные понятия, как семья, родной язык, родная природа, народ, его история и традиции, формировать национальное достоинство, любовь к Отечеству, учить быть нравственно развитым гражданами. Любить и почитать свой родной край.

Как в группе, так и в детском саду создана предметно-пространственная среда, способствующая развитию личности ребенка на основе народной культуры.

В группе:

• игры по краеведению, игры наших бабушек;

• предметы декоративно - прикладного искусства;

• гербарии разнотравья Донской земли, лекарственные растения;

• карты Ростовской области, России

• элементы казачьего костюма.

В группе мы ведем книгу о родном крае, в которой помещены рассказы, истории, придуманные детьми, прилагаются иллюстрации.

В детском саду:

• выставки фотографий о родном крае; одежде прежней и современной; о людях Донского края;

• костюмерная;

• работает экологический кружок " Юный эколог", изучающий природу родного края.

Помимо этого в течении учебного года проводятся:

С дошкольниками

• походы по родному краю;

• краеведческие игры;

• работа с картой города Волгодонска, Ростовской области, России;

• экскурсии к памятным местам города;

• встречи с жителями.

Совместно с педагогами родители рассказывают о своей семье, предках, делятся своими рецептами, впечатлениями о проводимых мероприятиях в группе.

С родителями

• Пополняется предметно — пространственная среда

• Встречи за круглым столом

• Походы

• Участие в проектах, конкурсах.

С педагогами:

• Семинары - практикумы

• Заседания педагогического Совета

• Общие собрания трудового коллектива

Публикации по теме:

Мониторинг достижения детьми 3–4 лет планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы Диагностический материал соответствует программе воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой.

Презентация Использование перфокарт в работе с детьми старшего дошкольного возраста по ФЭМП Презентация «Использование дидактических игр с перфокартами в работе с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Дикие животные
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Приобщение дошкольников к культуре Донского края и его окружающего мира
Опубликовано: 24 ноября 2013 в 00:25
+13
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактическое пособие «Пенал со счётным материалом»
Пособие сделано для детей второй младшей группы. Но его можно использовать и в работе с более старшими дошкольниками. Оно удобно для использования в...
Подарки ко Дню Матери руками детей.
Мама – самое близкое, дорогое и родное для любого человека. Для детей ближе мамы никого нет. Именно поэтому праздник День Матери является основным...
Сценка новогоднего сюрпризного момента в стихотворной форме для старшей группы
Добрый день, дорогие коллеги! Представляю вашему вниманию сюрпризный момент, который могут поставить дети старшей группы на новогоднем празднике. Только...
Фотоотчёт «Наше зимнее творчество»
Доброго времени суток, дорогие мои коллеги. Сегодня хочу поделиться с вами своими мыслями и творческими работами на зимнюю тематику. В рамках работы по...
Кружок народной куклы «Яркий лоскуток»
В своей группе столкнулась с проблемой повального увлечения детьми игрушками-антигероями. Дети ( в большинстве мальчики) стали приходить в детский сад с...