Опыт работы по художественно-эстетическому воспитанию «Приобщение дошкольников к народной игрушке»

Галина Гусева
Опыт работы по художественно-эстетическому воспитанию «Приобщение дошкольников к народной игрушке»

Опыт работы по художественно-эстетическому направлению

В области «художественное творчество»

Старшего воспитателя Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада «Сказка» р. п. Шатки Нижегородской области

ГУСЕВОЙ ГАЛИНЫ ИВАНОВНЫ

ТЕМА:

Воспитание эстетических чувств через дымковскую игрушку.

«Получить в детстве начало

эстетического

воспитания – значит на всю жизнь

приобрести чувство прекрасного,

умение понимать и оценить

произведения искусства, приобщаться

к художественному творчеству.»

Н. А. Ветлугина

С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.

Начиная работу по приобщению детей дошкольного возраста к народному искусству, я обратилась к игрушке. Национальная русская игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающая ветвь народного искусства, имеющая свои традиции.

Из всего разнообразия русских народных игрушек я выбрала дымковскую глиняную игрушку, так как считаю, что она разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка.

Удивительная простота сюжета, пропорциональность, четкость формы сочетаются с живой раскраской, их образ понятен детям, а орнамент доступен для понимания.

Перед началом работы я изучила материалы, касающиеся истории дымковского промысла, современного его состояния, уточнила методы и приемы, используемые при ознакомлении детей дошкольного возраста с дымкой и обучение их лепке и росписи.

Поставила перед собой следующие задачи:

- развивать эстетические чувства детей при знакомстве с дымковской игрушкой (отзывчивость, увлекательность, восхищение);

- приобщать детей к деятельности по изготовлению дымковских игрушек;

- развивать мелкую моторику рук детей, обогащать словарный запас;

- формировать основы эстетического вкуса детей, способствовать самостоятельно, оценивать свои работы и работы товарищей;

- развивать художественно-творческие способности детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь.

Затем составила план работы, рассчитанный на три года. (2010-2013)

3.1 С р е д н я я г р у п п а

• Знакомство с дымковской игрушкой.

• Освоение отдельных элементов дымковской росписи.

• Составление узора из этих элементов на листах бумаги различной конфигурации.

• Роспись бумажных силуэтов (коня, оленя, барыни) без наложения цвета на цвет.

• Начало лепки игрушек (уточка, петух)

• 3.2 С т а р ш а я г р у п п а

• Закрепление приемов лепки птиц.

• .Составление узоров самостоятельно и с помощью таблиц.

• Роспись бумажных силуэтов с наложением цвета на цвет

• Лепка четвероногих животных (оленя, коня)

3.3 П о д г о т о в и т е л ь н а я г р у п п а

• Знакомство с историей дымковского промысла.

• Лепка человека (барыни, скомороха).

• Лепка и роспись барельефов с несложным содержанием

• Лепка и роспись игрушек.

• Лепка и роспись несложных сюжетных групп.

Практический материал сделала самостоятельно.

Нарисовала основные элементы росписи в порядке их усложнения в виде таблиц.

Сделала таблицы, показывающие последовательность лепки птиц, животных, и человека

Нашла место, где можно добывать глину – это обрывы на речке Теша (с. Покровки, с. Архангельское)

Научилась готовить глину для работы и хранить ее. Процесс это не быстрый – сначала надо замочить глину и вымесить. Чтобы глина не высыхала быстро, ее укутываю целлофановым пакетом. Когда глина достигает желаемой консистенции, ее делю на комышки и помещаю в пакеты, а затем в ведро с крышкой. Таким образом глину можно хранить годами.

Изготовила игрушки и сделала выставку (для того чтобы игрушки произвели на детей впечатление, их должно быть много).

Рассказала, как называются эти игрушки и где их изготовляют.

Познакомила детей с глиной, научила пользовать глиной.

Познакомила с процессом сушки, грунтовки и росписи.

Рассказала детям, что самый сложный узор на дымковской игрушке состоит из простейших элементов: круг, дуга, точки, горошины, прямая и волнистая линия и т. д.

Показала, как нарисовать несложный узор, затем предложила сделать детям это самостоятельно на альбомных листах и трафаретах. Так постепенно дети усвоили элементы росписи.

Разработала перспективный план работы. Это позволило мне поэтапно знакомить с промыслами и обучению росписи игрушек: - сначала дети учатся рисовать элементы росписи игрушек (мазки, точки, клетки, округлые формы, рассматривая пятнистых лошадок, индюков и нарядных кукол) затем украшают салфетки для кукол, разрисовывают силуэты животных, учатся составлять узоры из знакомых элементов, что позволяет добиваться хороших изобразительных навыков, развивает у детей творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность, вызывает интерес к народному творчеству (см. приложение)

Знакомя детей с изделиями, представляла их ярко, эмоционально, использовала различные сравнения, стихи. Все это вызывало у детей интерес к народной игрушке, чувство радости от встречи с прекрасным.

Особое внимание уделяла росписи объемных фигур. Так как здесь требовался навык рисования кистью вертикально.

Для рисования мелких округлых форм (точки, горошины) использовала «квачи», которые в начале работы делала самостоятельно, в дальнейшем использовала ватные палочки, которые можно приобрести в аптеке.

В группе оборудовала специальный уголок, где находиться готовая к лепке глина, дымковские игрушки, картинки, таблицы, краски, бумажные силуэты, чтобы дети при желании могли заняться любимым делом.

В старшем возрасте знакомила детей с историей возникновения промысла, с легендами и поверьями, связанные с дымкой, с современным состоянием производства игрушек.

Дети узнали, что элементы росписи дымки – древние символы языческой веры. Круг – символ солнца, каравая, хлеба; точки – звезды; волнистая линия – вода; прямая линия – дорога. Сама же дымковская барыня – олицетворение Женщины-Матери, Женщины-Земли, богини плодородия, которая есть почти у всех народов Земли. От этого интерес к дымке вырос еще больше.

Детям нравиться и сам процесс лепки из мягкой и податливой глины, удивительные превращения игрушек после высыхания и возможность самостоятельно расписать игрушку.

И хотя детские работы далеки от совершенства, им все равно присущи все признаки дымковской игрушки, а главное: дети чуть-чуть прикоснулись к искусству, искусству подлинно народному.

Вывод

Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа. Ознакомление с дымковской игрушкой оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к разным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает чувство любви к родному краю

Очень точно об этом сказал В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудиями труда, тем сложнее движения необходимы для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие рук с природой, общественным трудом в духовную жизнь ребенка.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

Дымковские глиняные игрушки привлекают внимание детей своей яркостью и оригинальностью. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрываю мир веселого праздника.

Работая по этой теме в системе, я заметила, что дети хорошо стали ориентироваться в произведениях народных мастеров, научились выделять дымковские игрушки среди других, различая их не только форму, но и цветовые композиции. В процессе диагностики дети показали хорошие результаты

Опыт работы по художественно-эстетическому воспитанию «Приобщение дошкольников к народной игрушке»
Публикации по теме:

Презентация учителя-дефектолога Минеева Татьяна Николаевна Учитель - дефектолог Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида.

Презентация «Эксперимент в ДОУ» Уважавемые коллеги! Хотела бы поделиться опытом организации экспериментальной площадки по художественно-эстетическому направлению, мониторинг.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Опыт работы по художественно-эстетическому воспитанию «Приобщение дошкольников к народной игрушке»
Опубликовано: 22 сентября 2013 в 17:21
+13
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Сердечко для мамочки! Наш подарок в технике декупаж. Фотоотчет
Сегодня хочу рассказать и показать Вам, как мы делали подарок для наших любимых мамочек. Мамино сердечко огоньком пылает, Мамино сердечко дом наш...
«Зимушка — зима. Деревья». Календарно-тематическое планирование ОП в средней группе...
Интегрирующая тема периода: Зимушка – зима. Деревья Развёрнутое содержание работы: Расширять представления о характерных особенностях зимней природы;...
Фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе «В гостях у...
Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу предоставить вам фотоотчет открытого занятия для детского сада в первой младшей группе. Конспект занятия я...
Выступление на педсовете «Развитие познавательной активности на занятиях математики...
Развитие познавательной активности на занятиях математики посредством ИКТ" "Детская природа требует наглядности". К. Д. Ушинский Математическое развитие...
Фотоотчет «Солнышко для бабушки и мамы»
День матери — международный праздник в честь матерей. В России в этот день принято поздравлять матерей. Все любят и чтят свою маму, самую нежную, прекрасную,...