Получи документы

Приобщение дошкольников к рукотворному художественному, эстетическому наследию русского народа, его созиданию и приумножению

Елена Анатольевна Борисова
Приобщение дошкольников к рукотворному художественному, эстетическому наследию русского народа, его созиданию и приумножению

«Уровень культуры эпохи, как и отдельного человека,– говорил А. С. Пушкин, –

определяется отношением к прошлому».

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам и традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Публикация «Приобщение дошкольников к рукотворному художественному, эстетическому наследию русского народа, его созиданию и приумножению» размещена в разделах

Древнерусское искусство недаром является предметом нашей национальной гордости. Самобытен, неповторим и бесценен его вклад в сокровищницу мировой культуры. Все произведения народного искусства создавались ручным способом, причем каждый мастер делал все сам от начала до конца. Двух одинаковых вещей не было. Тайны мастерства хранились и передавались от учителя к ученику, из поколения в поколение – таков был путь к совершенству.

Дошкольное детство – важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущение собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.

Ставя перед собой годовые задачи приобщения дошкольников к рукотворному художественному, эстетическому наследию русского народа я ввела тематический цикл, состоящий из приготовительных занятий, к праздникам «Урожая», «Нового года», «Рождества», «Масленицы», «Дню защитника Отечества», «8 Марта», «Пасхи», «Дню победы» - своеобразная «дорожка» к празднику, помогающая приоткрыть для детей его напутственный смысл. Ведь праздники не просто вносят радость в наши дома. Они сообщают особый ритм духовной жизни человека, открывают смысл, духовной и культурно - исторической традиции нашего народа.

Возникает естественный вопрос: о каком смысле идет речь, если, к примеру, понимание причинно-следственных закономерностей и уроков истории не под силу ребенку-дошкольнику? Конечно, подобное осмысленное отношение – дело, более старшего возраста. В дошкольном же детстве смысл введения в отечественную историю представляется не в том, чтобы знал, а прежде всего в том, чтобы ответить на естественную, зарождающуюся жажду героической романтики, поиска образца для подражания. Такие идеалы, образы истинных героев могут складываться на основе знакомства и проживания событий отечественной истории и русского героического эпоса. Проживания – потому, что ребенку свойственно отождествлять себя с героем, – это чрезвычайно важно для его психического развития и личностного роста. Художественная литература русского народа сказки, былины, малые фольклорные жанры помогают зажечь сердца детей героическими образами Ивана-Царевича, Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Дуная Иванович и т. д., Я старалась – именно зажечь, а не ограничиться устным сообщением, заполнить пустоту в сердцах и умах детей. То удовлетворение жажде подвига найдено в образах героев русской народной культуры а, не в «Бэтмэне» и «Человеке-пауке» которые сегодня победоносно удовлетворяют потребность детей в героическом.

Работу с дошкольниками в рамках проекта «Приобщение дошкольников к рукотворному художественному эстетическому наследию Русского народа, формирование желания творчески усваивать его, созидать и преумножать.» проводила по следующим направлениям.

• Общие представления о древнерусском искусстве как национальной гордости, его самобытности и неповторимости.

• Знакомство с народными традициями русского народа, его фольклором.

• Ознакомление с многообразием народного промысла русского народа.

• Использование методов и приёмов мастеров национального прикладного искусства.

• Обогащение опыта творческой деятельности, опыта работы с различными материалами и инструментами.

Работая по программе Н. М. Крыловой в своей работе я использовала модель саморазвития (см. методические комментарии к программе).

Творчество – это форма, в которой, человек заявляет о своей индивидуальности. Как же заставить ребёнка дошкольного возраста заявить о себе, если труд не является потребностью для человека, а лишь средством достижения цели. Мне очень помогла «Лесенка успеха».

Н. М. Крыловой. Хочется подробнее рассказать о втором полугодии когда дети уже основательно втянулись в образовательный процесс, появились устойчивые навыки и умения изобразительной деятельности.

Приготовительная работа, к праздникам «Дню защитника Отечества» и «Международному женскому дню» велась как в непосредственно образовательной деятельности, так и в не регламентированных видах деятельности. Первоочередной задачей было увлечь детей историческим прошлым русского народ.

Для того чтобы увлечь детей я включала в занятия просмотр экранизаций русских сказок в которых наиболее ярко был отражён исторический образ русского народа, его быт, уклад жизни, одежда, архитектура, фольклор. Но самое занимательное для детей оказалось знакомство с игрушкой. На Руси игрушки имели серьезное значение. С игрушками передавалось по наследству мастерство, они готовили к жизни, развивали физически и духовно. Большой интерес вызвали у детей тряпичные куклы, которые служили и оберегом и игрушкой. Они привлекают и простотой их изготовления, что ребята очень быстро освоили.

После каждого просмотра (эпизода из художественного фильма) у нас были нескончаемые дискуссии, я ни когда в жизни не отвечала на столько вопросов, и тут мне пришла в голову такая мысль, а что если дети зададут свои вопросы и родителям. Здесь началось самое интересное приходя в детский сад, дети уже между собой стали делиться найденной вместе с родителями информацией. Рассматривая иллюстрации русских живописцев дети находили сходства с увиденным в фильме, а серьёзные литературные произведения о богатырях земли русской слушались на одном дыхании. (В этот период, я безусловно была артистом а дети очарованными зрителями).

На музыкальных занятиях с музыкальным руководителем Пустовойт Т. А. опыт детей подкреплялся разучиванием произведений фольклорного жанра, ребята многое узнали о русских национальных музыкальных инструментах. Научились исполнять простые музыкальные композиции на ложках, дудочках, рубеле и п. р. На занятиях по физической культуре с Журавлёвой Т. В. дети узнали о подвижных играх русского народа, научились играть в лапту городки и мн. др.

Узнавая об истории своей страны ребята узнали, что испокон веков России нужны были защитники, мальчиков увлекло знакомство с ратным делом, они прониклись изучением доспехов и оружия, а Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич стали истинным примером, мужества, доблести и славы.

А для девочек стало открытием, что богатырями были не только мужчины, но встречались и женщины, тем не менее, женщина оставалась надёжным тылом для мужчины, матерью, кормилицей, хранительницей семейного очага. Девочки были в восторге от ярких нарядов русских женщин, их увлекли модели одежды, головные уборы и бижутерия. Узнали о многослойности одежды, о назначении каждого элемента, какую одежду и головные уборы носили женщины, а какую только девушки. (Период вкусных собеседников. Мониторинга а, б, в, г)

Знакомясь с историей русского народа, дети знакомились с её неотъемлемой частью прикладным искусством, умением создавать предметы быта, посуду, игрушки и оружие.

Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством способствовало решению задач, стоящих передо мной в области эстетического воспитания – расширения и развития у детей художественных представлений, духовных потребностей, навыков оценки произведений искусства, становления художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему, желанию сделать, что ни будь своими руками. Приближался праздник День защитника отечества, на занятиях по изобразительной деятельности ребята увлечённо рисовали богатырей и русских красавиц. А занятие по аппликации стало очередной ступенькой по «лесенке успеха» где наиболее удачно видна вся модель саморазвития.

1. Я задаю вопрос, что мы сегодня хотим сделать?

Мал. : Ответы мальчиков: Мы хотим сделать доспехи.

Я: Какие?

Мал. : (Полилогом) Щит, латы, шлем.

Я: Ой как много всего? А для чего?

Мал. : Скоро праздник, мы хотим быть богатырями, защитниками!

Я: Да приближается праздник День защитника отечества, и у нас будет утренник. Ребята а для того что бы быть богатырями достаточно надеть доспехи?

Максим Б: Нет, богатыри они сильные, а чтобы быть сильным нужно заниматься спортом.

Я: Молодец Максим, а вот вы сказали что хотите быть защитниками а кого и от кого вы собрались защищать?

Мал. : (Полилогом) Девочек от врагов.

Я: Ну молодцы, молодцы!Значит мальчики будут делать шлемы.

А девочки?

Дед. : А мы будем делать кокошники. Чтобы быть красивыми. Мы песню на празднике петь будем.

Я: А что такое кокошник, без него, что песня не получится?

Маша Г. : Кокошник это русский национальный головной убор…

Таня К. : Мы будем петь русские частушки, сарафаны у нас уже есть а в кокошниках мы будем ещё красивее.

Я: Ну хорошо!

2. Я спрашиваю а из чего делали доспехи?

Коля К. Доспехи делали из железа.

Я: А кокошники?

Дев. :(Полилогом) Из кожи, фетра, дерева, бархата, парчи, украшали, бисером, жемчугом, лентами.

Я: Да, да всё верно. А из чего мы свами будем делать свои изделия.

Дети: Из картона, бумаги, фольги, а украшать будем лентами и бусинками.

3. Я: Какие нам нужны инструменты?

Яна С. : Нам нужны ножницы, клей, кисточка.

Я: А ещё?

Ангелина С. : Клеёнка, салфетка. А ещё нам нужны лекала и карандаш.

Я: Правильно лекало нам нужно чтобы из цветной бумаги сделать ровные и правильные выкройки, ещё в древние века мастера использовали вот такие заготовки чтобы не испортить дорого стоящие материалы такие как парчу и бархат.

4. Как мы это будем делать? Давайте вспомнит одну замечательную пословицу: «Семь раз отмерь, один раз отрежь.» Что она означает?

Маша В. Это значит, что нужно, аккуратно резать, отрежешь неровно и получится некрасиво.

Я: Правильно, Машенька, а чтобы правильно отмерить, нужно приложить лекало к листу картона и обвести его карандашом.

Затем приложить лекало к листу цветной бумаги и также обвести.

Точно по линии карандаша вырежем ножницами наши заготовки.

Смажем клеем заготовку из цветной бумаги, аккуратно проложим её к картону, разгладим, промокнём салфеткой, что бы не осталось клея. У нас Должны получиться вот такие основы для кокошника и шлема (показываю образцы). Приступаем к работе.

5. По мере того как дети справились с заданием произвожу оценку на сколько аккуратно сделана работа. Дети подготовительного возраста уже способны критически посмотреть на проделанную работу, по этому неудачно сделанные работы предлагаю переделать завтра с утра. Разумеется на одном занятии дети не успевают сделать украшения да и не стоит к этому стремиться.

Украшательство это творческий процесс, который захлестнул наших детей и занял всё их «свободное время». В групповой комнате были созданы условия для самостоятельной художественно-творческой деятельности. Прежде всего, это наличие разнообразных материалов, оборудование места работы. Разнообразие видов деятельности требует широкого ассортимента материалов.

Материал для рисования: бумага, простые карандаши, цветные карандаши, ластик, восковые мелки, пастель, фломастеры, акварель, гуашь, палитра, кисти, баночки для воды, салфетки, подставка для кисти.

Материал для лепки: глина (солёное тесто, пластилин, стеки, доска для лепки, печатки для украшения работ, салфетка.

Материал для аппликаций: бумага разной фактуры, картон, лоскут, фольга, бисер, кисть, клей, ножницы, простой карандаш.

Последней ступенькой лесенки успеха стали праздники День защитника отечества. На котором, дети продемонстрировали и свои знания о славных традициях русского народа защищать своё отечество, продемонстрировали богатырские доспехи (латы и щиты сделали с родителями, позабавили удалью молодецкой; а в «Международный женский день». На празднике девочки в русских сарафанах и кокошниках собственного изготовления пели русские народные песни и частушки. Мамы получили в подарок бусы, изготовленные детьми в древней технике «Филигрань».

Таким образом, годовая задача по приобщению дошкольников к рукотворному художественному эстетическому наследию Русского народа, формированию желания творчески усваивать его, созидать и преумножать была выполнена. А дополнением стало патриотическое воспитание дошкольников, любовь к своей стране к её истории и культурному наследию.

Публикации по теме:

«Роль произведений народного творчества в приобщении детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»«Роль произведений народного творчества в приобщении детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» Ознакомление детей с русским фольклором. [/u] Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память,и мы по-новому начинаем относиться.

Педагогический проект по нравственно-эстетическому воспитанию Педагогический проект по нравственно-эстетическому воспитанию «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народному декоративно-прикладному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение дошкольников к рукотворному художественному, эстетическому наследию русского народа, его созиданию и приумножению
Опубликовано: 30 июля 2013 в 01:58
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД