МААМ-картинки

Приобщение к фольклорным традициям детей дошкольного возраста

Ольга Лучина
Приобщение к фольклорным традициям детей дошкольного возраста

Фольклор – естественная среда, в которой искусство органично сливается с жизнью людей, только народное творчество может подарить ребенку встречи с напевными, чудными мелодиями, с ярко живым, подлинно родным языком. К счастью, детство – то время, когда возможно истинное погружение в истоки национальной культуры. Фольклор, поднимая ребенка на ступеньку к прекрасному, порождает в душе маленького человека добро. Народное творчество, выдержавшее испытание временем, отшлифованное годами, представляет для педагогов истинную школу нравственности. Фольклор не читает детям морали, а ненавязчиво учит ребенка быть добрым, трудолюбивым, любить природу, гордиться своим родным краем. В процессе работы с дошкольниками я пришла к выводу, что фольклор является художественной основой для успешного воспитания ребенка.

Публикация «Приобщение к фольклорным традициям детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Через игру дети познают окружающий мир. Русские народные игры созданы для того, чтобы подтвердить эту истину. Народная игра - своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия, предоставляется обильная пища для работы воображения, воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать их, постоять за себя и справедливость. Неоценимым национальным богатством являются календарные игры. Я в своей группе сделала эти игры традицией. Весной мы проводим игры: «Ручеек», «Кораблики» и др. Зимой: «Салки», «Бабушка Пыктеха», «Валенок» и др. Осенью: «Кто с нами», «Муха» и др. Летом: «В кресты» и «Перетягивание сети». В них заключается информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков, их быте и труде.

Народные игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, многие народные игры (лапта, городки) сегодня почти исчезли из детства. Мне бы хотелось сделать их достоянием современных дошколят. И поэтому в нашей группе стало традицией ежегодно проводить народные праздники с использованием народных игр для того, чтобы дети знали традиции наших предков : зимой – «Святки» (пришла весна - отворяй ворота, весной – «Масленица», «Пасха», «Алексей с гор потоки», летом – «Иван – купала», осенью –«Кузьминки – об осени поминки».

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни ребенка в детском саду. В период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Я подбираю потешку, которая может установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку- воспитателю. Учитывая, что многие народные произведения позволяют ставить любое имя ребенка, не изменяя содержания, желательно в адаптационный период использовать такие потешки как, например, "Вот проснулся петушок". Нельзя забывать, что словарный запас слов у ребёнка невелик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развитию детей. Интонация, с которой они произносятся мной, должна быть понятна детям. Простые, короткие, они побуждают детей к действию, произнесённые на распев, ласково, негромко, успокаивают, настраивают на сон, отдых. Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры - во время кормления куклы или укладывания ее спать.

Очень большое значение имеют потешки в воспитании у ребёнка дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. Если в группе кто-то из детей плачет, то остальные стараются его успокоить, приговаривая: " Не плачь, не плачь, куплю калач". Я ввожу в работу - игры, забавы, хорошо известные детям потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность. Например, в игре - забаве «Моя доченька" малыши слышат уже знакомые им "Баю-баюшки-баю", "Катя, Катя маленькая. ". Увеличить словарный запас помогут малые формы фольклора, в котором привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, напевность, ритмичность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Я подбирала соответствующие настольно - печатные игры, книги, наглядный материал, которые помогали детям закрепить простейшие речевые навыки и знание произведений народного жанра, формировать умение самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке в моей группе собраны: игрушки, книги-раскладушки, книги-картинки, книжки-малышки. Здесь же я поместила фигурки персонажей знакомых потешек, прибауток, сказок, дидактические настольно-печатные игры по мотивам этих же произведений. Всё это сразу привлекает внимание детей. Они с радостью рассматривают иллюстрации, пересказывают содержания знакомых потешек.

Еще Сократ заметил, что все хорошее в жизни происходит от удивления. Это изречение можно отнести к самым маленьким детям. Их появление эмоционально и непосредственно, знакомство с необъятным и волшебным миром народного поэтического слова вызывает у малышей восторг и удивление. Мудрость сократовской мысли в том, что он имел в виду прежде всего, воспитание чувств человека. Без них не может быть рассвета человеческой личности и добрых поступков. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас, активизируют познавательное и умственное развитие, способствует ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру. Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемых показам наглядного материала более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствует запоминанию текста. Поможет вам и улыбка, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость. Очень важно научить малыша слушать, вслушиваться в фольклорный сюжет и понимать его содержание. С этой целью я обыгрываю малые формы фольклора, использую красочную наглядность, музыкальные игрушки, инструменты, которая подобрана в группе.

На родительских собраниях я стараюсь рассказать о важности использования народного фольклора. В нашей группе общение педагогов и родителей, несомненно, является положительной тенденцией. Эффективно сотрудничество дает импульс построения взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании детей, но и осознание общих целей, доверительного отношения и стремление к взаимодействию.

Литература:

1. Русский фольклор. Материалы и исследования. Том 32: — Москва, Наука, 2004 г. - 592 с.

2. Стрельцова Л. Учите детей родному языку// Дошкольное воспитание №9.-с. 94-99.

3. Стрельцова Л. Учите детей любить родной язык// Дошкольное воспитание №11.-с. 77-82.

Публикации по теме:

Наша выставка народного декоративного искусстваНаша выставка народного декоративного искусства Каждый год у нас проходит КМО (кустовое методическое объединение). Несколько детских садов посещают занятия друг у друга, обмениваются опытом.

«Радость творчества». Презентация проекта в средней группе Работая над проектом "Радость творчества", я поставила перед собой определенную цель:познакомить детей с народным творчеством. Народное искусство,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приобщение к фольклорным традициям детей дошкольного возраста
Опубликовано: 9 октября 2013 в 10:53
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД