МААМ-картинки

Приобщение к семейным ценностям детей дошкольного возраста в процессе реализации программы «Семь — Я и «Я»

Нина Русских
Приобщение к семейным ценностям детей дошкольного возраста в процессе реализации программы «Семь — Я и «Я»

Современная наука подчеркивает важность мира семьи, который представлен в многообразии форм воздействия, его непрерывности и длительности, в диапазоне ценностей, которые осваивает ребенок. Именно в ней закладываются установки и ценностные ориентации, представления и ожидания, направленные на самореализацию индивида в различных социальных ролях и функциях в будущем. Семья, и родители, в частности, существенным образом воздействуют на усвоение детьми общественных, религиозных и политических ценностей, помогают им понять происходящее, учат состраданию. Именно в семье особое значение для формирования моральных воззрений имеют следующие факторы: родительское тепло, взаимное уважение, частота общения родителей с детьми, семейная дисциплина, степень самостоятельности и роль ребенка в семье.  Поэтому, влияние родителей в период взросления ребенка можно считать основным фактором усвоения общечеловеческих ценностей.

Публикация «Приобщение к семейным ценностям детей дошкольного возраста в процессе реализации программы „Семь — Я и „Я“» размещена в разделах

Однако, современные исследования показывают, что семейные ценности испытывают на себе влияние всех социально-экономических, политических и социокультурных перемен, происходящих сегодня в обществе. Поэтому семья, как социальный институт, особенно чувствительна к кардинальным реформам государственного масштаба, поскольку их результаты напрямую отражаются не только на ее уровне жизни, стабильности, но и на воспитательной дееспособности. В исследованиях Архангельского В. Н., Елизарова В. В., Зверевой Н. В., Ивановой Л. Ю. и др. отмечается, что в последние годы, происходящие изменения в социально-экономической, общественно-политической сфере общества повлияли на разрушение ценностных ориентиров семьи. Данные факты обусловливают необходимость взаимодействия с семьями воспитанников в условиях дошкольной образовательной организации. Кроме того, в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования делается акцент на приобщение детей к культурным традициям семьи, общества и государства. Он ориентирует на формирование представлений дошкольников о себе, своей семье, малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, отечественных традициях и праздниках. Поэтому, в качестве основополагающего принципа построения образовательного процесса выдвинут принцип сотрудничества детской образовательной организации с семьей, сделан акцент на необходимость «взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников», сформулирована позиция семьи как заказчика и активного участника образовательного процесса. [1,с. 8]

С этой целью в МБДОУ детский сад №10 «Щелкунчик» рп. Черёмушки с 2016 по 2020 гг. при поддержки кафедры дошкольного и специального образования ХГУ им. Н. Ф. Катанова была открыта экспериментальная площадка по теме: «Приобщение к семейным ценностям  детей дошкольного возраста в контексте патриотического воспитания». Она являлась продолжением плодотворного сотрудничества коллектива детского сада с научным коллективом кафедры по предыдущему направлению работы «Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях социального партнерства».

Педагогическим коллективом ДОУ под руководством кандидата пед. наук, доцента О. Ф. Горбуновой была разработана и апробирована программа «Семь – Я и «Я». Целью программы являлось создание педагогических условий формирования семейных ценностей у детей дошкольного возраста и родителей, посещающих ДОУ. В качестве методологических ориентиров при разработке программы мы ориентировались на Концепцию приобщения к семейным ценностям детей дошкольного возраста (Л. В. Коломийченко, О. А. Воронова) о формировании семейных ценностей у детей дошкольного возраста. [3].

Программа включала в себя следующие разделы: «Я и моя семья»; «Я и мои бабушка и дедушка»; «Я и традиции моей семьи»; «Я будущий мама и папа», «Я и здоровье моей семьи». Данная программа была включена в вариативную часть ООП ДО, по которой работает детский сад. Реализация программы проходила с 2016 по 2020гг. В основе программы были заложены скоординированные между собой основные направления деятельности педагогов, родителей, детей в воспитательном процессе ДОУ. Направление взаимодействия ДОУ с семьей : психолого – педагогическая диагностическа; непосредственное участие родителей в образовательном процессе.

Дошкольный возраст благоприятен для формирования ценностных ориентиров. Следовательно, в этот период можно влиять на формирование образа благополучной семьи. Учитывая данный факт, была развернута широкомасштабная работа с детьми, родителями и педагогами, которая основывалась на деятельностном подходе.

На формирующем этапе эксперимента в рамках данной программы были разработаны направления работы с детьми и родителями. Основной целью раздела «Я и моя семья» являлось: формирование у детей представлений о семье, семейных и родственных отношениях и связях; знакомство с семейной родословной и семейными традициями. Работая с детьми по данному разделу, мы формируем положительное отношение к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке, близким людям. Это корни, которые связывают ребенка с родным домом и его ближайшим окружением. В русле данной программы был реализован долгосрочный проект «Моя любимая семья». Цель проекта: приобщение к семейным ценностям детей старшего дошкольного возраста.

Приобщение ребенка к истории семьи начиналось с бабушек и дедушек, они оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка и являются богатым источником исторических знаний для детей. Общаясь со старшим поколением, дошкольники начинают понимать, что все люди и все события имеют свое настоящее, будущее и прошлое. Для того, чтобы воспитать у детей интерес, уважение и любовь к людям старшего поколения, желание заботиться о бабушках и дедушках, оберегать их, помогать им по мере своих возможностей, воспринимать их как кладезь знаний и опыта, были проведены следующие мероприятия, выставка рисунков «Бабушку и дедушку очень я люблю!», выставка рукоделия «А у бабушки моей руки золотые», на которой дети с чувством гордости представляли работы своих бабушек. Ко Дню пожилого человека был подготовлен концерт, на который были приглашены бабушки и дедушки наших воспитанников. Закончился концерт вручением подарков, приготовленными детьми и чаепитием.

Особый интерес у детей вызывают встречи со старшим поколением. Дедушки учили детей мастерить скворечники, приобщали к различным ремеслам, а бабушки - пекли пироги, обучали девочек различным рецептам пекарного мастерства, учили работать с соленым тестом. Бабушки и дедушки являются частыми гостями в детском саду, они активно участвуют в обрядовых и календарных праздниках, передают подрастающему поколению народные традиции и фольклор.

На протяжении всего эксперимента разрабатывалась система занятий с детьми, направленная на освоение основных целей и задач программы по ее основным блокам. Были разработаны следующие темы, проекты «Олимпийские резервы», «Здоровая семья - здоровый - малыш», «Традиции и обычаи современной семьи», «Русские народные традиции и праздники», «Русские народные игры».

Вся работа проводилась в тесном сотрудничестве с семьями воспитанников и педагогами ДОУ, а так же социальными партнерами. В работе с родителями использовались интерактивные формы для формирования семейных ценностей. В рамках долгосрочного двухлетнего проекта «Пустите папу в детский сад» целью которого, является приобщение пап группы в воспитательно – образовательный процесс ДОУ. Приобщая дошкольников к русским народным традициям, папы с детьми провели квест - игру «Домик для скворушки» в преддверии праздника «Жаворонки», познакомили с историей праздника, дети выполняли квест – задания познавательного, физического, речевого, математического развития. Итогом игры было совместное изготовление скворечника.

По различным направлениям программы с родителями постоянно проводятся практикумы для педагогов и родителей, например: «Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста», «Традиции современной семьи», «Празднование Пасхи в современной семье», «Русские семейные традиции», «Подготовка к семейным праздникам», «Трудовое воспитание дошкольников в семье», «ПОИСКИ ТАЙН ПОДВОДНОГО МИРА» и др.

К празднику День защитника Отечества с папами и детьми проводились физкультурные развлечения, проиллюстрируем сказанное примером. Например: «Папа - шоу», целью было познакомить детей старшего дошкольного возраста с родами войск, воспитывать патриотизм к Российской Армии, папы изготовили атрибуты, форму для детей, приготовили задания, информацию о родах войск, разучили флеш – моб пап с детьми «Россия – Родина моя». Данное мероприятие проведено было на высоком эмоциональном подъеме, у детей был интерес во время проведения развлечения, гордость за своих отцов защитников Отечества служивших в армии.

Формы работы с родителями многообразны. Это создание семейного альбома в группах; совместные туристические прогулки и походы на лыжах; разработка и реализация мини-проекта «Мое генеалогическое древо», участниками которого были как дети, так и родители; выставка семейных коллекций; создание мини-музея; выставка «Книги нашего детства»; праздник семейных династий поселка «Семья вместе – душа на месте!»; встреча в Библиотеке для семьи «Крепкая семья – крепкая держава»; фотовыставки «Я горжусь своим папой»; «Мамочка, ты тоже маленькой была?». Это лишь неполный перечень мероприятий, проводимых в рамках проекта «Моя любимая семья» и направленных на создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе, оптимальных условий  для  изучения детьми истории своей семьи, семейных традиций, воспитание взаимоуважения между членами семьи.

Родители, являясь участниками совместной деятельности, воссоздавая положительные традиции воспитания детей, приобрели опыт педагогического сотрудничества, как со своим ребенком, так и с педагогами ДОУ, что, безусловно, имеет большое значение для сохранения формирования семейных ценностей и сохранения семейных связей

Опытно-экспериментальная работа предполагала и повышение научно-педагогического потенциала воспитателей, реализующих данную программу. С педагогами систематически проводились педагогические советы: «Формирование семейных ценностей у детей дошкольного возраста», «Традиции современной семьи», «Русские семейные традиции», «Подготовка к семейным праздникам», «Трудовое воспитание дошкольников в семье», «Спорт и семья»,регулярно проходили консультации научного руководителя.

Осуществлялось тесное сотрудничество педагогического коллектива ДОУ «Щелкунчик» с кафедрой ДиСО ФГБОУ ВПО «ХГУ им. Н. Ф. Катанова» 30 ноября 2018 г на базе ДОУ «Щелкунчик» был проведен научно-методический семинар «Ценность семейных традиций в воспитании ребенка-дошкольника». В семинаре приняли участие не только педагоги Хакасии, но и сопредельных районов Красноярского края и Республики Тыва. Проведенный семинар получил широкий резонанс не только у педагогов г. Саяногорска, но и за его пределами. На семинаре педагоги МБДОУ Детский сад № 10 «Щелкунчик» поделились имеющимся опытом организации работы по приобщению к семейным ценностям детей и родителей, посещающих ДОУ. В семинаре принимали участие не только преподаватели кафедры ДИСО, доктор. п. н. доценты Султанбаева К. И., Горбунова О. Ф., старший преподаватель кафедры МПНО ХГУ им. Н. Ф. Катанова Шадрина О. Н.. Активное участие в работе семинара приняли родители воспитанников детского сада «Щелкунчик». Некоторые из них проводили мастер-классы для участников семинара, «Пасхальные чудеса» Салтанова М. И., «Чудо – тесто», «Домик для скворушки» папы подготовительной группы Б.

Ежегодно в рамках проводимых Республиканских Дней науки «Катановских чтений-2019» на базе МБДОУ детский сад №10 «Щелкунчик» МО г. Саяногорска работала научная секция «Приобщение к семейным традициям родителей через нетрадиционные формы работы». Всего в работе секции приняло участие 154 человека. Руководителями круглых столов являлись преподаватели ХГУ им. Н. Ф. Катанова: Горбунова О. Ф., Султанбаева К. И., Шадрина О. Н., в работе круглых столов принимали участие студенты и воспитатели, всего 150 человек. Данный факт свидетельствует о том, что работа поданному направлению привлекает все большее внимание единомышленников, педагогов-практиков и студентов, аспирантов, работающих в данном направлении.

Педагоги ДОУ проводили большую работу со студентами по передаче им педагогического мастерства, проводили для будущих воспитателей мастер-классы, участвовали в проведении семинарских и практических занятий со студентами ИНПО. Старший воспитатель Русских Н. П. познакомила студентов с программой «Семь – Я и «Я»», с интерактивными инновационными формами и методами работы с родителями. Воспитатель Чуканова Т. Н. рассказала студентам о реализации проекта «Пустите папу в детский сад»; краткосрочного проекта «Домик для скворушки». Цветкова ЕП. познакомила с интересными формами и методами работы с родителями в процессе приобщения к семейным ценностям детей и родителей, посещающих ДОУ. Конобеева И. Н. в преддверии праздника 23 февраля «Папа - шоу» провела для студентов мастер-класс «Квест игры в работе с родителями»; воспитатель Никитина Г. А. провела для студентов мастер-класс «Праздник Жаворонков».Такие мероприятия способствовали передаче профессионального мастерства будущим педагогам.

Дети и родители, являясь участниками совместной деятельности, воссоздавая положительные традиции воспитания детей, приобрели опыт педагогического сотрудничества, как со своим ребенком, так и с педагогами ДОУ, что, безусловно, имеет большое значение для сохранения формирования семейных ценностей и сохранения семейных связей. У детей появилось чувство гордости за свою семью, желание быть похожими на близких людей в делах и поступках. Родители и дети и стали бережно относиться к семейным реликвиям, постепенно возрастал интерес к семье, ее прошлому и настоящему.

Проведенная многоплановая работа не могла не способствовать формированию семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста. На завершающем этапе эксперимента мы провели контрольный этап эксперимента. Для выявления динамики когнитивного, эмотивного и поведенческого компонентов, мы провели повторную диагностику с использованием тех же методик, что и на констатирующем этапе эксперимента.

На контрольном этапе эксперимента в диагностике принимали участие 162 ребенка 5-7 лет дошкольного возраста. Результаты комплексной диагностики позволили выявить стабильную динамику во всех компонентах: когнитивный компонент сформирован на высоком уровне у 75% воспитанников. 25% детей показали средний уровень сформированности семейных ценностей. Низкого уровня выявлено не было. Дошкольники имеют представления о семье и ее членах, знают семейные традиции, у воспитанников сформированы эмпатические чувства к членам семьи, они выражают свои чувства в поведении, могут оказывать посильную помощь взрослым, заботиться о младших сестрах и братьях, помогать старшим.

Итак, полученные результаты на контрольном этапе эксперимента убедительно доказывают, что проведенная работа по формированию семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе сотрудничества ДОУ и семьи была эффективной. Реализация Программы «Семь – Я и «Я»» способствовала активизации и обогащению знаний и представлений у детей и родителей о семье и семейных традициях, повышению психолого-педагогической культуры родителей, развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности. Но самое главное - такая работа рождала ощущение преемственности поколений, а через это, причастность к истории своего рода, и развитие идеалов семьи.

Публикации по теме:

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к якутскому народному танцуПриобщение детей старшего дошкольного возраста к якутскому народному танцу Ф. И. О педагога-Иванова Елена Титовна, воспитатель высшей категории, «Отличник Образования РС (Я)» Место работы: Муниципальное бюджетное.

Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в ходе реализации программы «Кисточка» «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, они питают источник.

Консультация для родителей «Приобщение детей дошкольного возраста к чтению»Консультация для родителей «Приобщение детей дошкольного возраста к чтению» Все реже можно увидеть детей дошкольного возраста с книгой в руках. Ребята предпочитают игры и просмотр мультипликационных фильмов в сети.

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре»Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре» Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре. Обобщение опыта работы. Тема: Фольклорные праздники для современных.

Презентация «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» СЛАЙД 1. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры СЛАЙД 2. В настоящее время в образовательном стандарте выделяется.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха»Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха» Пасха во веки веков была праздником особенно торжественным и семейным, отмечали и отмечают её, в основном, в кругу родных людей. Люди по.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение к семейным ценностям детей дошкольного возраста в процессе реализации программы «Семь — Я и «Я»
Опубликовано: 7 ноября 2023 в 09:44
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД