Приобщение детей старшего дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям посредством сказок народов Прибайкалья

Мария Тумашева
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям посредством сказок народов Прибайкалья

Сказки есть в каждом доме, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И дети их любят. Из них они «черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.

С помощью сказки можно научить детей оригинально, непривычно по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т. д.

Любая сказка имеет свой «нравственный урок», не зря существует поговорка: «сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Нетрадиционный подход дает возможность уяснить, что в сказе или герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко. Здоровая конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей – должна стать творческим девизом для ребенка.

Как же «воспитать добрые чувства»? Доброта стала дефицитом в окружающем мире. Добрый человек – это подельчивый, любящий помогать другим, умеющий сочувствовать, сопереживать, с мягким характером, умеющий соотносить свои желания с желаниями других, умеющий уступать, в конце концов, относящийся с уважением ко всем окружающим.

Ш. А. Амонашвили так сказал о доброте: «Есть важное личное качество, которое несет в себе и национальное, и общечеловеческое свойство. Это есть чувство доброты». Не надо дробить содержание воспитания. То бросаемся на воспитание дружбы и товарищества, то на воспитание уважения к старшим. Личность целостна. Чувство доброты составляет основу нравственной целостности личности. Доброта не имеет национального оттенка, она всеобща. «Спеши творить добро» в этом латинском призыве общечеловеческое чувство доброты. В добром человеке не может не возникнуть сострадание, сочувствие. Добрый человек не может не проявлять щедрость души. Добрый человек не может не уважать людей. Он не может быть завистливым, грубым, хамом. Он не может не быть порядочным, заботливым. Добрый человек может проявлять храбрость, самоотверженность… В общем, чувство доброты есть корень всех благородных качеств.

Нравственные моменты в сказке учат детей сравнивать, сопоставлять; формируют привычку доказывать своё мнение; дают малышу возможность выбора собственной позиции и т. д. Сделать еще один шаг в формировании доброты помогает тризовская игра «Хорошо-плохо».

До недавнего времени считалось, что дошкольникам сложно понять переносное значение фразеологизмов и пословиц. Пословицы помогают детям понять идею сказки. Когда ребенку ясен смысл пословицы, его легче увлечь игрой придумывания таких ситуаций, для которых годилась бы данная пословица, или сказок, к героям которых ее можно было бы отнести с полным основанием, не искажая идеи произведения.

Сочинение сказочек формирует логическое мышление, способствует общению, развитию мышления и воображения.

Каждый ребенок – клад фантазии. У детей достаточно изобретательности. А изобретательность относится к развивающему обучению.

Для развития мышления и воображения, очень важна постановка проблемного вопроса. Очень полезны вопросы поискового характера, так как развивают смекалку, сообразительность. Сказку можно связать и с математикой. Самый распространенный математический вопрос: «Чем похожи, чем отличаются». Найти сходство и различие – это логика, а математика без логики не существует. Кроме того, сказка развивает руки. Не случайно говорится: «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю». Предлагаю детям разные задания: зарисовать придуманную сказочку, изобразить схематично, обыграть эпизод с помощью кукол и т. п.

То, что доброжелательность дефицит мы, воспитатели, убеждаемся каждый день, наблюдая за общением наших детей. Сказка «Колобок» хорошо знакома нашим детям. Для развития мышления и воображения предложила детям ответить на вопрос: «Как спасти Колобка?», вот, что мне ответили:

Даша Л. «Надо подстрелить Лису разрезать ей живот, освободить Колобка»

Данил Ф. «Надо сделать ловушку для Лисы с ядом».

Соня Б. «Надо побрызгать Лису отравой, чтобы она умерла…»

Влада Д. «Я бы позвал Медведя, чтобы он спасал Колобка».

Вова З. «Я бы нашел кусок мяса, подложил его Лисе, чтобы она отвлеклась. Она бы стала есть мясо и отвернулась бы, а я бы схватил Колобка и убежал…»

Матвей Т. «Я бы хотел поймать Лису в сеть и снять с нее шкуру, чтобы сделать куртку, а Колобка мы отвезем домой…»

Настя Ф. «Я бы объяснила все Лисе. Нельзя ведь есть все, что на дороге попадается, потому что оно грязное…» и т. п.

Как видно из ответов, предложения не очень-то добрые.

Следующий мой шаг был знакомство с пословицами о добре. К этой работе привлекла родителей (это были дети средней группы, сейчас мы подготовительная). Папы и мамы с помощью фотографий, рисунков, подбора картинок через интернет изобразили сущность предложенных пословиц и поговорок.

Большую помощь в подборке произведений оказали книги Лопатиной. Например, на две недели брала тему нравственного урока «Мир не без добрых людей» и работала с детьми как по сказкам русского народа («Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Крошечка-Хаврошечка» и др., так и по литературным авторским сказкам («Золушка», «Красная Шапочка» и др.). Затем рассмотрели тему «Учись на добро отвечать добром» (например, «Кривая уточка», «Дикие Лебеди» Г. Х. Андерсена и др.).

Следующей взяли тему нравственного урока «Добро век не забудется» (р. н. с. «Баба яга», «Снежная королева» Г. Х. Андерсена и др.)

А также другие темы нравственных уроков. Каждая сказка воспитывает определенные добрые чувства. Например, в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» - подбор положительных определений: Алёнушка какая? – заботливая, нежная, ласковая, преданная, чуткая, внимательная и т. п. Например, сказка «Морозко» помогает понять детям выражение «Какова работа, такова и награда», а сказка «Хаврошечка» поясняет пословицу «Нет худа без добра» и т. п.

Поскольку мы подготовительная группа, то мы организовали детям центр литературного мини-музея «Интересный разговор», где постоянно оформляются детские работы: это и «детские мечты», и «мысли наших детей», и рисунки по русским народным сказкам и авторским, и детские сказочки, оформленные с маленькими книжечками, написанные самими детьми, или напечатанные родителями…

Читая с детьми сказку Анны Рубанович «Приключение Храбришки», дети с удовольствием рисовали по содержанию произведения; и вместе и по отдельности составляли продолжение сказки. Интересные и занимательные книжечки составили Матвей Т., Вова З., Аня Ю.

А как дети любят иллюстрировать то, что они сочинили сами: составили альбомы по детской сказке «Про Нерпёнка», «Сказка о том, как Алиса спасла Золотую Рыбку», по сказке «Друзья», «Катерок» (Вова З., «Я серая уточка» (Аня Ю., «Баба –Ягуля Добруля» (Соня Б.) по сказке «Обезьянний остров» и д. р.

Много внимания уделяем сказкам народов Прибайкалья (бурятским, эвенским, якутским) знакомимся и с пословицами и поговорками этих народов.

Современный мир жесток. Жестокими стали и дети. А нормальной жизни каждого человека – взрослого и ребенка – должна стать толерантность. Определение толерантности можно сформулировать так: помочь разным по мировоззрению, непохожим друг на друга людям жить в мире рядом друг с другом. Лучше воспитание толерантного поведения – это воспитание в детях добра на основе искренних человеческих отношений.

Очень важно научить ребенка познавать собственную ценность и ценность другого человека. Пусть каждый человек живёт с сердцем, наполненным добротой ко всем людям, как к самому себе. Добротой, направленной повсюду: на восток и юг, запад и север, вверх и вниз. С сердцем без обиды и злобы, возвышенным, безмерным по доброте и охватывающим весь мир.

Формирование этнокультуры ребенка понимается как единство его эстетических вкусов, нравственных позиций, познавательного развития к общечеловеческим ценностям, в первую очередь относятся нравственные. А начало нравственности лежит в укладке жизни ребенка, в его отношениях с близкими людьми – мамой, папой, бабушкой, дедушкой – непросто ребенку заметить какое настроение у близких ему людей: радостные они или огорчены, веселы или грустны, еще труднее научится сопереживать, совершить по собственной воле добрый поступок. Может быть, ему мешает неумение видеть и понимать других людей, а может быть робость.

Вот здесь и приходит на помощь сказка. Она вводит родителей и детей в сложный мир добра и зла, мир человеческих отношений, учит видеть и понимать себя и других. Наши дети должны вырасти смелыми, стойкими, отважными, иначе они просто не смогут отстаивать принципы добра и справедливости.

Публикации по теме:

Мои участники и победители конкурса детского рисунка «Мир сказок»Мои участники и победители конкурса детского рисунка «Мир сказок» Дети живут до определенного возраста в мире сказки. Из сказок они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве,.

Творческие задания для проекта «Сказка — источник творчества детей»Творческие задания для проекта «Сказка — источник творчества детей» В старшей группе я разработала проект «Сказка – как источник творчества детей», рассчитанный на три месяца. Актуальность состояла в следующем:.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к общечеловеческим ценностям посредством сказок народов Прибайкалья
Опубликовано: 3 октября 2013 в 11:08
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект НОД по нетрадиционному рисованию с детьми средней группы в технике...
Программные задачи . Развивать навыки и умения детей в технике"пластилинография":растирание пластилина по поверхности картона, передавать образность...
Объёмная снежинка. Мастер класс.
Во всех садах уже начались предновогодние хлопоты. Это очень приятное и увлекательное занятие как для педагогов, так и для детей. Не зависимо от того...
Детский мастер-класс открытки ко Дню Матери «Мамочка, моя вот цветочки для тебя!»
Добрый день, уважаемые коллеги, гости моей странички! Сегодня я хочу предложить Вашему вниманию небольшой мастер-класс по изготовлению открыток, которые...
Родительское собрание с детьми показ НОД «Путешествие с дорожными знаками по математике»
Тема: «Путешествие с дорожными знаками по математике» Цель: Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия; продолжать...
Фотоотчет занятия по пластилинографии с применением нетрадиционных материалов «Букет...
Фото-отчет занятия по пластилинографии с применением нетрадиционных материалов на тему: «Букет для любимой мамочки» с детьми 6-7 лет. Доброго времени...