Получи документы

Приоритетный вид деятельности в развитии и образовании ребенка дошкольного возраста

Марина Фролова
Приоритетный вид деятельности в развитии и образовании ребенка дошкольного возраста

Для определения приоритетного вида деятельности сначала стоит разобраться какие существуют виды деятельности и что они дают в развитии образовании ребенка дошкольного возраста.

Для решения задач в пяти образовательных областях (социально - коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно - эстетическое развитие; физическое развитие) на сегодняшний день по ФГОС существуют следующие виды деятельности :

Публикация «Приоритетный вид деятельности в развитии и образовании ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах

– двигательная, в том числе в основные движения (ходьба, бег,

прыжки, лазанье и др., а также при катании на самокате, санках, велосипеде, ходьбе на лыжах, в спортивных играх;

– игровая (сюжетная игра, в том числе сюжетно-ролевая, режиссёрская и игры с правилами);

– коммуникативная (конструктивное общение и взаимодействие со

взрослыми и сверстниками, устная речь как основное средство общения);

– познавательно-исследовательская (исследование объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);

– восприятие художественной литературы и фольклора;

– элементарная трудовая деятельность (самообслуживание, бытовой труд, труд в природе);

– конструирование из различных материалов (строительный материал, конструкторы, модули, бумага, природный материал и т. д.);

изобразительная (рисование, лепка, аппликация);

– музыкальная (пение, музыкально-ритмические движения, игры на

детских музыкальных инструментах).

Приоритетными видами деятельности не могут быть все виды. Поэтому свое внимание я остановлю на 3 видах деятельности – это игровая, познавательно-исследовательская (экспериментирование) и трудовая.

Экспериментирование деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях.

Экспериментирование позволяет развивать познавательные интересы, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем, — опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. Опыт — это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте этот метод является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

- идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;

- развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;

- происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Трудовое воспитание - это целенаправленный процесс формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность.

В п. 3.1 ФГОС ДО определены требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Для успешного решения задач, предусмотренных программой по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества, первостепенное значение имеет создание необходимых условий. Только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.

В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важных направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач:

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

- воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества. развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.

Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре как особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение коим обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, а также интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.

При этом отличительными признаками развертывания игры является быстро меняющиеся ситуации, в коих оказывается объект после действий с ним, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации.

Единица игры и в то же время центральный момент, объединяющий все ее аспекты, - роль. Сюжетом игры предстает воспроизводимая в ней область действительности; содержанием игры выступает то, что воспроизводится детьми как главный момент деятельности и отношений между взрослыми и их трудовой и общественной жизни. В игре происходит формирование произвольного поведения ребенка, его социализация.

Характерная особенность игры - ее двупланность, присущая также драматическому искусству, элементы коего сохраняются в любой коллективной игре: 1) играющий выполняет реальную деятельность, осуществление коей требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач; 2) ряд моментов этой деятельности носит условный характер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими обстоятельствами. Двупланность обусловливает развивающий эффект игры.

Детство неотделимо от игры. Чем больше детства в культуре, тем важнее игра для общества. Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания детей.

Проанализировав данные виды деятельности можно сделать вывод, что данные виды необходимы при развитии и образовании дошкольника :

1. Игра-ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте – она должна быть основной в образовательном процессе.

2. Экспериментирование- вид деятельности, проявляющийся в любом другом - в игре труде, учении, познании, коммуникации. Экспериментирование должно стать основным видом детской деятельности в образовательном процессе ДОО.

3. Все начинается с труда, прежде чем научиться играть, ребенок учится обслуживать самого себя. Трудовая деятельность – основная в образовательном процессе ДОО.

Но все таки игра остается самый приоритетным видом. Игра является проводником для других видов деятельности, т. к. она является наиболее доступна для ребенка. Именно через игру ребенок учится элементарной трудовой деятельности, даже экспериментирование находит свое отражение в игре.

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии.

Делая вывод можно сказать, каким бы видом деятельности не занимался ребенок его всегда должна сопровождать игра. Игра - ведущий вид деятельности, определяющий формирование личности в дошкольном возрасте. Ребёнок живет в игре. И задача педагогов - стать направляющим и связующим звеном в цепи ребёнок-игра, тактично поддерживая руководство обогащать игровой опыт детей.

Публикации по теме:

Конструирование как продуктивный вид деятельности детей дошкольного возраста Конструирование – это практическая деятельность, заключающаяся в соединении отдельных частей с целью получения определенного целого предмета.

Консультация для родителей «Игры и игрушки в развитии ребенка старшего дошкольного возраста» Консультация для родителей «Игры и игрушки в развитии ребенка старшего дошкольного возраста» Цель: расширение представлений родителей об.

Лэпбук «Новогодний» как вид совместной деятельности взрослых и детей дошкольного возрастаЛэпбук «Новогодний» как вид совместной деятельности взрослых и детей дошкольного возраста Лэпбук «Новогодний» как вид совместной деятельности взрослых и детей дошкольного возраста. Выполнила: Спирина Ирина Викторовна Воспитатель.

Художественное творчество в жизни ребенка как любимый вид деятельностиХудожественное творчество в жизни ребенка как любимый вид деятельности Художественное творчество - один из любимых видов деятельности детей. Большинство детей смело берутся за любые изобразительные материалы.

Отчет по самообразованию по теме «Роль дидактической игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста» Прежде чем приступить к осуществлению проекта, мы поставили перед собой цель: • Формировать у детей и родителей заинтересованность и умение.

План по самообразованию «Роль подвижных игр в физическом развитии ребенка дошкольного возраста» План по самообразованию на 2018-2019 учебный год Сентябрь: 1. Изучение методической и периодической литературы по выбранной теме; 2. Изучение.

Развитие социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста как один из важнейших этапов в развитии личности ребенка Социальный интеллект (англ. social intelligence) — это совокупность способностей, определяющая успешность социального взаимодействия. Включает.

Роль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возрастаРоль театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она очень увлекает детей моей группы своей яркостью, красочностью,.

Роль театрализованной деятельности в развитии речи у детей дошкольного возраста «Роль театрализованной деятельности в развитии речи у детей дошкольного возраста» Составила: воспитатель Шишкина Наталья Александровна.

Эссе «Роль воспитателя в развитии ребенка дошкольного возраста» Эссе. Роль воспитателя в развитии ребенка дошкольного возраста. Воспитание – великое дело. Им решается участь человека. (В. Г. Белинский).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приоритетный вид деятельности в развитии и образовании ребенка дошкольного возраста
Опубликовано: 2 января 2019 в 22:28
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД