МААМ-картинки

Природа — важнейшее средство в воспитании детей (из опыта работы)

Людмила Жарникова
Природа — важнейшее средство в воспитании детей (из опыта работы)

Опыт работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста МДОУ №29 «Ласточка» Воспитатель : Жарникова Л. А.

Природа - это самая лучшая из книг, написанная на особом языке. Этот язык надо изучать. Н. Г. Гарин-Михайловский, Природа важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д., с которыми дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года и когда вокруг лежит пушистый белый снег и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Таким образом, экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии главные задачи экологической работы в МДОУ. Поэтому дошкольное детство один из важнейших этапов формирования личности, ее ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям. На наш взгляд, познавательный интерес к окружающему и эмоциональную насыщенность, мы могли реализовать в экологическом воспитании, в процессе общения с природой : ведь экология простор для детской деятельности (наблюдение, труд, игра, опытно-экспериментальная и речевая деятельность). Цель экологического воспитания дошкольников : формирование экологической культуры, экологического сознания, мотивации определенного поведения, бережное отношение и любовь к природе Задачи : развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир; обогащать представление детей о природе родного края и различных природных зон, о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе, о взаимодействии человека и природы; воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира; воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки. Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально-игровая деятельность является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своём сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей. Экспериментально-игровая деятельность вызывает у ребёнка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребёнка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе. В связи с вышесказанным на базе нашего дошкольного учреждения год назад был организован экологический кружок «Мир вокруг нас». В детском саду и в нашей группе создана необходимая предметно-развивающая среда для экологического воспитания дошкольников : имеются экологические центры и центры экспериментирования. В нашей группе это небольшая лаборатория, оснащённая всем необходимым оборудованием (микроскопы, колбы, пробирки, демонстрационный материал и др.). В экологическом центре представлены разнообразные экологические игры, которые развивают и формируют у детей познавательный интерес к природе. Детям нравятся игры-эксперименты с песком: «Волшебное сито», «Цветной песок», «Своды и тоннели», «Живой песок»; - игры-эксперименты с водой: «Друзья-Враги», «Фонтанчики», «Тонет - не тонет», «Кораблики плывут», «Как выйти сухим из воды»; - игры-эксперименты с магнитами: «Рисуем с помощью магнитов», «Стальной барьер», «Парящий самолёт». В результате данной деятельности дети узнают много нового и интересного о свойствах песка, магнита и воды. После проведения игр-экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует: как выглядит микроб, отчего бывает ветер, с помощью чего издаётся звук в телевизоре и многое другое. Мы не всегда торопимся с ответами, а способствуем тому, чтобы дети нашли его самостоятельно. У нас в группе оборудовано место для «Полочки умных книг». Цель работа детей с познавательной литературой. Совместно с детьми и родителями подбираем, пополняем «полочку» детскими энциклопедиями, красочно иллюстрированными детскими журналами, альбомами, книгами. В апреле этого года в нашем детском саду проводилась акция «Неделя экологических знаний». Педагоги и воспитанники нашей группы, их родители принимали активное участие в этом мероприятии. Дети моей группы вместе с родителями участвовали в оформлении плакатов и газет экологических на тему «Сохраним нашу Землю голубой и зелёной». Детям очень понравилось делать газеты своими руками. Они принимали активное участие в их оформлении. Придумывали рисунки, стихи, ребусы. Была проведена познавательная викторина с участием родителей «Экологическая мозаика». Для воспитанников старшей и подготовительной к школе групп проведен экологический праздник, посвящённый Международному Дню Земли, «Именины у Земли». Мы с детьми принимали участие в конкурсе «Вторая жизнь вещей». Конечно, большую помощь нам оказали наши дорогие родители. Поделки были красивые, разнообразные. Было очень приятно видеть совместное творчество детей и родителей. Вместе с ребятами мы участвовали в акции «Зелёный город». Цель которой развивать интерес к родной природе, желание бережно к ней относиться. Вместе с детьми мы расклеивали листовки о призыве граждан озеленять и очищать наш город. Совместно с родителями и детьми посадили много деревьев и кустарников вокруг детского сада. Своей акцией мы хотели привлечь общественность к охране окружающей среды. Так же мы с детьми начали работу над долгосрочным проектом: изготовление книги «Энциклопедия экологических праздников», она сделана своими руками. Мы с детьми собирали информацию о праздниках таких как, «День Земли», «День птиц» и т. д. Детям очень нравится добывать информацию из разных источников: библиотека, разные атласы, интернет. Надеюсь, что со временем, когда наш проект подойдёт концу у нас получится замечательная книга. Мой небольшой опыт практической деятельности позволил сделать вывод о том, что в процессе совместных дискуссий, рассуждений, поиска ответов на бесконечные детские вопросы, создаются благоприятные условия для побуждения детской пытливости и познавательной активности. На мой взгляд, это способствует радостной и интересной жизни детей в детском саду. Таким образом, я определилась с ведущей педагогической идеей в своей работе личностный подход к ребенку в обучении и воспитании через игровую форму организации деятельности детей, побуждение к творчеству и развитию. Я стараюсь создать хорошее настроение себе и своим детям кому советом, кому шуткой. Высшее проявление педагогической успешности улыбка на лицах детей. В процессе работы я поняла, что исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Предметно-развивающая среда выступает мощным стимулятором личностного развития ребенка и способна провоцировать его к познавательно-исследовательской деятельности

Публикация «Природа — важнейшее средство в воспитании детей (из опыта работы)» размещена в разделах

Публикации по теме:

Актуальность опыта работы «Сказка как средство нравственного воспитания детей» Актуальность опыта Вопрос о значении восприятия и переживания сказки для развития ребёнка, раскрытия его творческого потенциала остаётся.

Бизиборд как средство развития малышей (из опыта работы)Бизиборд как средство развития малышей (из опыта работы) Появление бизибордов в жизни наших детей тесно связано с именем итальянского педагога М. Монтессори,известной своими нетривиальными методиками.

Из опыта работы «Музыкально-ритмические движения как средство развития чувства ритма у дошкольников» Выступление по теме: «Музыкально-ритмические движения, как средство развития чувства ритма у дошкольников» Все, окружающее нас живет по.

Из опыта работы по экологии «Человек и природа» в младшей группе «Рыбе – вода, птице – воздух, Зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину» М. М. Пришвин.

Из опыта работы «Сказкотерапия как средство развития самосознания дошкольников» Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития самосознания дошкольников» «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество.

Из опыта работы «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников» Ребёнок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. На протяжении.

Презентация «Природа — важнейшее средство развития и воспитания детей дошкольного возраста» Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость,.

Представление опыта работы «Наглядный метод моделирования как средство развития мелкой моторики детей» Наглядный метод моделирования как средство развития мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста через нетрадиционные техники аппликации.

Из опыта работы «Русская народная сказка как средство социализации дошкольников» Федеральный государственный образовательный стандарт диктует нам новые подходы к социализации дошкольников в современном мире. В связи этим.

Сообщение из опыта работы «Лэпбук как средство формирования познавательно-речевого развития дошкольников» Что такое лэпбук и как его использовать? Всё новое это хорошо забытое старое. Лэпбук не исключение. Если вернемся мысленно в прошлое, то.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Природа — важнейшее средство в воспитании детей (из опыта работы)
Опубликовано: 9 февраля 2019 в 12:18
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД