Природа — это дом, в котором мы живём, или Воспитание экологической культуры у дошкольников

Вера Изместьева
Природа — это дом, в котором мы живём, или Воспитание экологической культуры у дошкольников

Берегите эти земли, эти воды,

даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Е. Евтушенко

Актуальность данной темы представляется в том, что поворот к экологическому воспитанию детей в дошкольный период следует обсуждать в двух взаимосвязанных направлениях: как проблему воспитания детей и как проблему развития экологического сознания у взрослых, воспитывающих дошкольников. Развитие этих направлений в настоящее время обусловлено обострением экологической ситуации и необходимостью скорейшего её решения. В этих условиях экологическое воспитание детей может быть осуществлено лишь в том случае, если производственная деятельность педагогов, поведение родителей будут осуществляться с позиции сознания всей значимости проблемы. Постоянно нужно искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создаёт вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать всё живое.

Если мысли и чувства взрослых людей будут искренне устремлены на сохранение природы, а их поступки и поведение создадут надлежащую атмосферу в дошкольном учреждении и семье.

Природа - это дом, в котором мы живем,

И в нем шумят леса,

Текут и плещут реки,

Под небом голубым,

Под солнцем золотым

Хотим мы в доме этом жить во веки.

Экологические проблемы в XXI столетии стали одними из самых острейших. Вмешательство человека во все сферы природы вызывает резкое ухудшение состояния экологических систем, нередко даже гибель уникальных природных комплексов. Сокращение и исчезновение популяций отдельных видов растений и животных, опасность необратимых изменений в структурах географических сфер, которые могут привести к непрогнозируемым, отрицательным последствиям. Время стихийного, безоглядного использования природных ресурсов уже прошло. Природопользование должно осуществляться только на научной основе, с учетом всех сложных процессов, происходящих в окружающей среде.

Мир и экология. Эти слова стали своеобразными лозунгами современности, настоятельными призывами, обращенными ко всему человеческому сообществу и к каждому из людей. Но если слово мир издревле укоренилось в лексике разных народов, то термин экология (в переводе с греческого наука о доме, о местопребывании) появился только в 1866 году и до недавних пор употреблялся главным образом специалистами биологии. И действительно, планета Земля, её природа: материки и океаны, зелёный и животный мир – дом человечества. Это и среда обитания людей, и мастерская, в которой они трудятся, и кладовая жизненно необходимых ресурсов, и источник здоровья, вдохновения. Вот почему сохранение природных основ, жизнеобеспечения общества является глобальной, общечеловеческой задачей. Перечень глобальных и региональных экологических угроз очень велик. Экологическая карта нашей страны отражает и эти угрозы, и разновеликие очаги экологической напряженности в Отечестве. Экологическая культура ёмкое понятие, но главное содержание фиксирует особенность современного этапа взаимодействия общества и природы, когда противоречие между ними достигло небывалой остроты. С одной стороны, ответная реакция природы на разрушительные действия даёт мощный толчок, побуждающий, а точнее вынуждающий общество переосмыслить своё отношение к природе, отказаться от старого взгляда на неё как на сферу свободной игры человеческих сил и способностей, встать на путь выработки экологической культуры. С другой стороны, процесс формирования и развития экологической культуры становится импульсом духовно-практической деятельности, направленной на преодоление кризисного состояния системы общество-природа, на оздоровление этого состояния, а в перспективе на гармонизацию отношений между обществом и природой.

Наконец, сегодняшние дошкольники в перспективе – весьма близкой возьмут на себя всю полноту ответственности за судьбу планеты колыбели и обители человечества. Тревожные изменения в природе и воочию воспринимаемые, и лежащие за порогом ощущений, но выявленные в результате исследований и ставшие достоянием гласности, – ведут к тому, что всё более широкие слои населения осознают насущную потребность в оздоровлении естественной среды своей жизни и деятельности. Эта потребность побуждает новых и новых людей разобраться в экологической обстановке, уяснить причины её неблагополучия, осмыслить способы её улучшения, а тем самым выводит на экологические знания, стимулирует овладение ими.

Радость и счастье, здоровье и долголетие необходимы каждому человеку. И мы желаем этого своим родным, близким, друзьям.

Мы радуемся зелёной траве, снежному полю, поющим птицам – всему, что вызывает добрые чувства. Возмущаемся, негодуем, встречаясь с тем, что губительно отражается на природе. Чтобы воспитывать детей, нужно сначала наполнить свою душу добром, счастьем, мечтой. Мечта каждого педагогического коллектива – растить отзывчивых, добрых, милосердных детей, учить их экологически грамотному поведению в природе, гуманному отношению ко всему живому.

Мною была разработана рабочая программа «Воспитание экологической культуры детей среднего дошкольного возраста», которую использую при работе с детьми в МДОУ Обуховский детский сад. Рабочая программа направлена на помощь ребёнку в осознании себя как активного субъекта природы. Цель программы: создание условий для ознакомления детей с живой и неживой природой, содействие формированию осознанного бережного отношения к ней, формирование начал экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста.

Формирование такого осознанного отношения к природе – длительный процесс. Поэтому закладывать основы экологического образования следует как можно раньше.

Первым этапом становления экологической культуры является дошкольное экологическое воспитание. Роль и необходимость приоритетного развития экологического воспитания в дошкольных учреждениях подчеркнута на Российской конференции «Проблемы и перспективы экологического воспитания дошкольников», которая состоялась в Москве в ноябре 1997 года. Роль дошкольного экологического воспитания в решении проблемы экологической культуры трудно переоценить. От того, как и в каких условиях развиваются дети в первые месяцы и годы своей жизни, зависит не только то, каким уровнем развития они будут обладать, но и возможно ли вообще вести речь о привитии им экологической культуры. По мудрому рассуждению Я. А. Коменского: «Природа тщательно приспособляется к удобному времени. Например, птица, намереваясь размножить своё поколение, приступает к этому делу не зимою, когда всё сковано морозом и окоченело, и не летом, когда от жары все раскаляется и слабеет, и не осенью, когда жизненность всего вместе с солнцем падает и надвигается зима, опасная для птенцов, но весною, когда солнце всему возвращает жизнь и бодрость. Образование должно начинаться в весне жизни – в детстве.». Основываясь на психологических особенностях личности ребенка, дошкольный возраст считается лучшим для заложения фундаментальных основ развития эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира и экологической культуры человека. С одной стороны, экологическое воспитание является фундаментальной основой развития экологической культуры личности, так как в дошкольном возрасте закладываются основы развития психических процессов. С другой стороны, оно охватывает значительную часть взрослого населения – педагогов и родителей, и ставит целью повышение их экологической культуры, как необходимого условия воспитания и развития экологической культуры детей.

В условиях надвигающейся экологической катастрофы огромное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов. Дошкольное учреждение уже сейчас призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особенное видение мира как объекта его неизменной заботы. Формирование экологической культуры – важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас много экологических проблем. И не только в России, а во всём мире. Это происходит оттого, что детский сад постоянно не достаточно уделял внимание экологическому воспитанию. На современном этапе вопросы обычного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую делему. Если люди в ближнем будущем не научатся, бережно относится к природе, они погубят себя. А для того чтобы это не случилось нужно воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание нужно с дошкольного возраста, так как в это время обретённые знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Итак, воспитывая экологическую культуру у дошкольников, педагог способствует развитию активного и ответственного отношения к природе.

Работа по экологическому воспитанию принесёт огромное удовлетворение, так как они увидят результаты своего труда, получат положительные отклики от родителей, а также от учителей начальной школы.

Публикации по теме:

Фотоотчет: «Берегите планету Земля»Фотоотчет: «Берегите планету Земля» В нашем детском саду "Вишенка" проводится большая работа по экологическому воспитанию. К празднованию Всемирного дня Земли провели акцию.

Проектная деятельность Проект взаимодействия ДОУ и семьи. Тема: «Взаимодействие с семьями воспитанников по экологическому воспитанию» Проект: долгосрочный Количество.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Профессии и труд
  • Дом, предметы быта
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Природа — это дом, в котором мы живём, или Воспитание экологической культуры у дошкольников
Опубликовано: 11 декабря 2013 в 19:01
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Рисунки детей по сказке Алексея Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино»....
В конце ноября в нашем детском саду была организована выездная экскурсия для просмотра сказки «Новые приключения Буратино» в музыкальном театре....
Поект «Чудесная глина». Средняя группа.
Структура проекта. Проблема значимая для детей, на решение которой направлен проект: Не сформированы представления о том, что такое глина, как...
Двигательная активность-залог здоровья детей! Фотоотчет из жизни малышей.
Двигательная активность необходима для растущего организма, неподвижность утомляет детей. Внутри каждого ребенка свой двигатель- моторчик. У кого-то...
Детский мастер-класс в технике пластилинография  «Лиса и журавль»
«Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников». Мастер-класс рассчитан на работу с детьми старшего дошкольного возраста....
Мастер-класс «Новогодняя ёлочка» из фоамирана своими руками
Для изготовления ёлочки нам понадобятся: • Пенопластовый конус 20 см; • Фоамиран с блёстками ( пористая резина) 3 цветов ( зелёного 2 листа, красного,...