Природа — это дом, в котором мы живём, или Воспитание экологической культуры у дошкольников

Вера Изместьева
Природа — это дом, в котором мы живём, или Воспитание экологической культуры у дошкольников

Берегите эти земли, эти воды,

даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Е. Евтушенко

Актуальность данной темы представляется в том, что поворот к экологическому воспитанию детей в дошкольный период следует обсуждать в двух взаимосвязанных направлениях: как проблему воспитания детей и как проблему развития экологического сознания у взрослых, воспитывающих дошкольников. Развитие этих направлений в настоящее время обусловлено обострением экологической ситуации и необходимостью скорейшего её решения. В этих условиях экологическое воспитание детей может быть осуществлено лишь в том случае, если производственная деятельность педагогов, поведение родителей будут осуществляться с позиции сознания всей значимости проблемы. Постоянно нужно искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас с ними одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создаёт вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать всё живое.

Если мысли и чувства взрослых людей будут искренне устремлены на сохранение природы, а их поступки и поведение создадут надлежащую атмосферу в дошкольном учреждении и семье.

Природа - это дом, в котором мы живем,

И в нем шумят леса,

Текут и плещут реки,

Под небом голубым,

Под солнцем золотым

Хотим мы в доме этом жить во веки.

Экологические проблемы в XXI столетии стали одними из самых острейших. Вмешательство человека во все сферы природы вызывает резкое ухудшение состояния экологических систем, нередко даже гибель уникальных природных комплексов. Сокращение и исчезновение популяций отдельных видов растений и животных, опасность необратимых изменений в структурах географических сфер, которые могут привести к непрогнозируемым, отрицательным последствиям. Время стихийного, безоглядного использования природных ресурсов уже прошло. Природопользование должно осуществляться только на научной основе, с учетом всех сложных процессов, происходящих в окружающей среде.

Мир и экология. Эти слова стали своеобразными лозунгами современности, настоятельными призывами, обращенными ко всему человеческому сообществу и к каждому из людей. Но если слово мир издревле укоренилось в лексике разных народов, то термин экология (в переводе с греческого наука о доме, о местопребывании) появился только в 1866 году и до недавних пор употреблялся главным образом специалистами биологии. И действительно, планета Земля, её природа: материки и океаны, зелёный и животный мир – дом человечества. Это и среда обитания людей, и мастерская, в которой они трудятся, и кладовая жизненно необходимых ресурсов, и источник здоровья, вдохновения. Вот почему сохранение природных основ, жизнеобеспечения общества является глобальной, общечеловеческой задачей. Перечень глобальных и региональных экологических угроз очень велик. Экологическая карта нашей страны отражает и эти угрозы, и разновеликие очаги экологической напряженности в Отечестве. Экологическая культура ёмкое понятие, но главное содержание фиксирует особенность современного этапа взаимодействия общества и природы, когда противоречие между ними достигло небывалой остроты. С одной стороны, ответная реакция природы на разрушительные действия даёт мощный толчок, побуждающий, а точнее вынуждающий общество переосмыслить своё отношение к природе, отказаться от старого взгляда на неё как на сферу свободной игры человеческих сил и способностей, встать на путь выработки экологической культуры. С другой стороны, процесс формирования и развития экологической культуры становится импульсом духовно-практической деятельности, направленной на преодоление кризисного состояния системы общество-природа, на оздоровление этого состояния, а в перспективе на гармонизацию отношений между обществом и природой.

Наконец, сегодняшние дошкольники в перспективе – весьма близкой возьмут на себя всю полноту ответственности за судьбу планеты колыбели и обители человечества. Тревожные изменения в природе и воочию воспринимаемые, и лежащие за порогом ощущений, но выявленные в результате исследований и ставшие достоянием гласности, – ведут к тому, что всё более широкие слои населения осознают насущную потребность в оздоровлении естественной среды своей жизни и деятельности. Эта потребность побуждает новых и новых людей разобраться в экологической обстановке, уяснить причины её неблагополучия, осмыслить способы её улучшения, а тем самым выводит на экологические знания, стимулирует овладение ими.

Радость и счастье, здоровье и долголетие необходимы каждому человеку. И мы желаем этого своим родным, близким, друзьям.

Мы радуемся зелёной траве, снежному полю, поющим птицам – всему, что вызывает добрые чувства. Возмущаемся, негодуем, встречаясь с тем, что губительно отражается на природе. Чтобы воспитывать детей, нужно сначала наполнить свою душу добром, счастьем, мечтой. Мечта каждого педагогического коллектива – растить отзывчивых, добрых, милосердных детей, учить их экологически грамотному поведению в природе, гуманному отношению ко всему живому.

Мною была разработана рабочая программа «Воспитание экологической культуры детей среднего дошкольного возраста», которую использую при работе с детьми в МДОУ Обуховский детский сад. Рабочая программа направлена на помощь ребёнку в осознании себя как активного субъекта природы. Цель программы: создание условий для ознакомления детей с живой и неживой природой, содействие формированию осознанного бережного отношения к ней, формирование начал экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста.

Формирование такого осознанного отношения к природе – длительный процесс. Поэтому закладывать основы экологического образования следует как можно раньше.

Первым этапом становления экологической культуры является дошкольное экологическое воспитание. Роль и необходимость приоритетного развития экологического воспитания в дошкольных учреждениях подчеркнута на Российской конференции «Проблемы и перспективы экологического воспитания дошкольников», которая состоялась в Москве в ноябре 1997 года. Роль дошкольного экологического воспитания в решении проблемы экологической культуры трудно переоценить. От того, как и в каких условиях развиваются дети в первые месяцы и годы своей жизни, зависит не только то, каким уровнем развития они будут обладать, но и возможно ли вообще вести речь о привитии им экологической культуры. По мудрому рассуждению Я. А. Коменского: «Природа тщательно приспособляется к удобному времени. Например, птица, намереваясь размножить своё поколение, приступает к этому делу не зимою, когда всё сковано морозом и окоченело, и не летом, когда от жары все раскаляется и слабеет, и не осенью, когда жизненность всего вместе с солнцем падает и надвигается зима, опасная для птенцов, но весною, когда солнце всему возвращает жизнь и бодрость. Образование должно начинаться в весне жизни – в детстве.». Основываясь на психологических особенностях личности ребенка, дошкольный возраст считается лучшим для заложения фундаментальных основ развития эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира и экологической культуры человека. С одной стороны, экологическое воспитание является фундаментальной основой развития экологической культуры личности, так как в дошкольном возрасте закладываются основы развития психических процессов. С другой стороны, оно охватывает значительную часть взрослого населения – педагогов и родителей, и ставит целью повышение их экологической культуры, как необходимого условия воспитания и развития экологической культуры детей.

В условиях надвигающейся экологической катастрофы огромное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов. Дошкольное учреждение уже сейчас призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особенное видение мира как объекта его неизменной заботы. Формирование экологической культуры – важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас много экологических проблем. И не только в России, а во всём мире. Это происходит оттого, что детский сад постоянно не достаточно уделял внимание экологическому воспитанию. На современном этапе вопросы обычного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую делему. Если люди в ближнем будущем не научатся, бережно относится к природе, они погубят себя. А для того чтобы это не случилось нужно воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание нужно с дошкольного возраста, так как в это время обретённые знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Итак, воспитывая экологическую культуру у дошкольников, педагог способствует развитию активного и ответственного отношения к природе.

Работа по экологическому воспитанию принесёт огромное удовлетворение, так как они увидят результаты своего труда, получат положительные отклики от родителей, а также от учителей начальной школы.

Публикации по теме:

Фотоотчет: «Берегите планету Земля»Фотоотчет: «Берегите планету Земля» В нашем детском саду "Вишенка" проводится большая работа по экологическому воспитанию. К празднованию Всемирного дня Земли провели акцию.

Проектная деятельность Проект взаимодействия ДОУ и семьи. Тема: «Взаимодействие с семьями воспитанников по экологическому воспитанию» Проект: долгосрочный Количество.

Библиотека изображений:
  • Экология
  • Праздники
  • Безопасность детей
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Природа — это дом, в котором мы живём, или Воспитание экологической культуры у дошкольников
Опубликовано: 11 декабря 2013 в 19:01
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Выставка поделок к Яблочному спасу. Фотоотчет.
Уважаемые коллеги! В нашем детском саду ежегодно проводится замечательный праздник Яблочный Спас. К этому празднику все готовятся заранее, ведь если...
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Фотоотчет о проведении недели сказок
Участники недели сказок: Воспитатели: Кулижникова Татьяна Николаевна высшая квалификационная категория Гладкова Оксана Александровна первая...
Летняя рыбалка на реке Каме
Этим летом, нам друзья предложили съездить на несколько дней на рыбалку, на реку Кама. Немного посовещавшись всей семьей, мы решили согласиться. Тем более...