Папки-передвижки

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Природная зона «Тундра»

Ирина Безверхова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Природная зона «Тундра»

Пояснительная записка

1. Презентация «Природная зона : «Тундра»

2. Подготовительная группа, 6-7 лет.

3. Цель презентации:

дать детям представление о природных условиях тундры (холодно, полярная ночь, короткое прохладное лето, полярный день, о животном и растительном мире;

Задачи:

1. Закрепить знания детей об особенностях природных условий тундры.

2. Развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни животного мира.

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Природная зона „Тундра“» размещена в разделах

3. Развивать способности детей анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

4. Воспитывать уважительное отношение к людям тундры и бережное отношение к её природе.

5. Расширять словарный запас детей: мох, тундра, яранга, северное сияние, чукчи, пурга, полярная ночь.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей

1. Это дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании.

2. Это разнообразный иллюстрированный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы).

5. Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по ознакомлению с тундрой, тема: «Необычное путешествие в тундру»

Цель:

Формировать представления детей о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов со средой обитания.

Материал:

Презентация «Тундра»; по 2 ёмкости с землё й на каждую пару детей: в одних ёмкостях под слоем земли стекло, в другом – без стекла, ёмкости с одинаковым количеством воды на каждую пару детей; палочки-лопаточки (стеки); настольная лампа; листы белой и чёрной бумаги; оборудование к опыту: лепёшки из теста, 2 предмета с разной площадью опоры, одинаковый груз; микрофон для интервью; карта со схемой- маршрутом оленеводческих бригад к летним пастбищам; схема, показывающая растительность тундры в условиях вечной мерзлоты.

Ход занятия:

I часть

Воспитатель:

Ребята, сегодня к нам пришли гости. Они как журналисты, будут брать у вас интервью и задавать вопросы о тундре.

Вопрос первого журналиста:

Ребята, расскажите, какая она, тундра? (Ответы детей).

Воспитатель:

Давайте с помощью игры «Японская машинка» расскажем журналистам о тундре.

Игра «Японская машинка»

Дети стоят в кругу. Первый игрок хлопает в ладоши, по коленям, щелкает пальцами левой руки и говорит: красивая, щелкает пальцем правой руки и говорит: тундра. Другой делает тоже самое, но говорит другое прилагательное, характеризующее тундру и т. д. Главное – не сбиваться с ритма и слова не повторять. Журналист оценивает ответы детей на его вопрос.

Воспитатель:

Вы уже многое знаете о тундре. Сегодня мы с вами отправляемся вместе с нашими гостями - журналистами в необычное путешествие по тундре. Мы будем не только рассказывать то, что знаем о тундре, будем делать выводы, доказывать свои знания и узнаем, что всё, что есть в природе тундры, связано между собой, все приспособилось к жизни в тундре. Но сначала давайте вспомним, на чём можно добраться в тундру? (Ответы детей).

Воспитатель:

На чём мы сегодня с вами отправимся вместе с гостями? (Выбор детей, обсуждение).

Воспитатель просит детей подойти к карте : «Поедем по одному из маршрутов оленеводческих бригад и доберёмся до этого места» (показ на карте).

Воспитатель:

Ну что, садимся вместе на вертолёт и полетели!

Все переходят в зал, где приготовлены столы, стулья, оборудование для опытов (экспериментальная площадка). В разных местах, удобных для детей, расположены иллюстрации с изображением тундры. В углу зала оформлен чум. Журналисты-воспитатели садятся на скамейку возле чума, дети садятся на стулья в ряд.

Воспитатель:

Вот мы и в тундре и начинаем изучать её.

II часть

Воспитатель показывает слайд 1-3.

Воспитатель:

Кого вы видите на иллюстрации? (Оленя).

Вопрос второго журналиста:

Почему в тундре могут жить олени?

Дети:

Потому, что есть еда, вода!

Воспитатель:

Что едят олени? (слайд 4-5)

Дети:

Растения: траву – пушицу, грибы, ягель, мох.

Воспитатель:

А растениям для жизни что необходимо?

Дети:

Свет, тепло, вода.

Воспитатель:

Выходит, что всё это есть в тундре. А почему большая часть тундры покрыта болотами? (Ответы детей, обобщения). (слайд 6-7)

Воспитатель:

Всё вы правильно сказали. Сейчас мы всё это докажем. Подойдите к нашей экспериментальной площадке, садитесь за столики. Сейчас вы станете молодыми учёными, которые будут изучать почву тундры. Проведём опыт. Он уже знаком вам, но его провела я. А теперь вы сами проведите опыт и сделайте вывод.

Опыт по изучению почвы с детьми подготовительной группы

Работа в парах: Вот две одинаковые ёмкости, наполненные землёй. В одной из ёмкостей, под небольшим слоем земли находится стекло, закрывающее всю поверхность. В каждый из горшков мы наливаем одинаковое количество воды из одинаковых ёмкостей.

- Что должно произойти? (Вода уйдёт в землю).

- Наливаем воду в первый горшок (без стекла). Вода действительно уходит в землю.

- Наливаем во второй горшок. Почему же вода осталась на поверхности? Вероятно, ей что-то помешало просочиться внутрь. Что же? Стекло.

Дети доказывают и делают вывод: в тундре вечная мерзлота. За зиму (долгую, холодную) земля промерзает на большую глубину, а за короткое лето успевает оттаять только верхний слой. Вывод: вода не может уходить глубоко в землю, ей мешает сильно промёрзшая земля – поэтому и болот в тундре много и почва очень сырая.

Дети возвращаются на свои места.

Вопрос третьего журналиста:

Как же в тундре растут деревья и растения? (слайд 8-10)

Ответы детей: рассматривание схемы, на которой изображена растительность тундры в условиях вечной мерзлоты, обобщения.

Вывод: растения (деревья, травы, цветы) приспособились к тундре и мерзлоте. Корни у них короткие, они не уходят глубоко в землю, как бы расползаются в верхнем слое почвы.

Воспитатель:

А сейчас ребята, будьте очень внимательны, будем устанавливать связи в природе тундры.

Если в тундре есть растения, а значит есть животные, которые ими питаются. Как вы думаете, это доказывает, что в природе всё связано? (Ответы детей, обобщения).

Какие животные есть в тундре, которые питаются растениями, корешками растений, стеблями, листьями (травоядные? (Олень, заяц, лемминг, мыши).

Воспитатель:

Сейчас мы установим ещё одну связь в природе. (слайд 11-12)

Есть растения, есть травоядные животные. А если есть травоядные животные, значит и есть хищники, которые ими питаются.

Какие хищников, которые охотятся на зайцев, леммингов, мышей? Хищники: волк, песец, полярная сова.

Если много леммингов летом и зимой, у полярной совы рождается много птенцов. Все животные приспособлены к жизни в тундре. Вот мы и установили ещё одну связь в природе.

Вывод: всё в природе взаимосвязано, все живое в тундре приспособилось жить в условиях тундры.

Воспитатель:

А сейчас встанем и вспомним стихотворение о карликовой берёзе.

Вопрос пятого журналиста:

Какие насекомые есть в тундре? (Ответы детей).

Рассматриваем картинку, на которой изображены дед с внуком. (слайд 13-14)

Воспитатель:

Как вы думаете, почему весной гуси, утки, журавли, гагары прилетают в тундру? (Много насекомых, а птицы едят насекомых, хватают их на лету).

А есть ли в тундре бабочки? Вспомните, какого они цвета? (Ответы детей).

Почему бабочки в тундре более тёмной окраски? Давайте проведём опыт.

Опыт с настольной лампой

Под луч настольной лампы кладётся белая и чёрная бумага. Какая бумага быстрее нагреется.

Вывод: в тундре солнечных дней мало, бабочка приспособилась брать как можно больше тепла с помощью тёмной окраски.

Воспитатель:

А сейчас встанем все в круг, будем свободно ходить, думать и вспоминать, что мы знаем об олене очень интересное.

(Иллюстрации «Олень плывёт», «Быки ездовые», «Важенка с детёнышем»).

Вопросы:

Почему олень может долго плыть в очень холодной воде? (Внутри ворсинок шерси оленя остаётся воздух).

С чем можно сравнить шерсть оленя? (Со спасательным кругом).

Кто, когда и как меняет рога? (Хора-бык, важенка, зимой и осенью).

Что в копытах задних есть? (Мешочек с жидкостью и этим они смазывают место, откуда растут рога, способствуя тем самым их росту).

Воспитатель:

Хотите понять, почему широкие копыта помогают оленю жить в тундре (слайд 15-17)

Опыт с лепёшками из теста и грузом

Из теста, приготовленного заранее, делают три одинаковые лепёшки толщиной 1-1,5см. Для опыта также понадобятся два предмета с разной площадью опоры. К одной из двух одинаковых пластмассовых крышек пластилином прикрепить 4 остро отточенных карандаша. к другой 4 закрытых фломастера. Каждый из полученных «столов» поставить на лепёшку. Сверху положить одинаковый груз. После этого «столы» убираются и рассматриваются следы, оставленные опорами.

Воспитатель:

Что вы заметили? Там, где площадь опоры меньше, они оставили более глубокий след.

Вывод: Для чего оленю широкие копыта? Чтобы меньше проваливался в снег.

Воспитатель:

Ребята, вспомните, сколько выводов мы с вами сделали, сколько природных связей установили, сколько доказательств послушали и каких? (Ответы детей).

А сейчас, пожалуйста, все садимся … транспорт, на котором приехали в тундру) и возвращаемся в детский сад.

Эффективность и практическая значимость представленной презентации:

Данная презентация соответствует восприятию детей подготовительной группы. Позволяет через различные виды детской деятельности (двигательную, продуктивную и восприятие художественной литературы) расширить представления у детей о региональных особенностях и некоторых деталях жизни коренных жителей тундры. На каждом слайде – одна (две) фотографии хорошего качества, крупного размера, яркие, выдержаны в одном стиле и привлекают внимание детей. Все представленные фотоматериалы натуральные и реалистичные.

Публикации по теме:

«Разноцветная тундра». Занятие по закреплению у детей знаний о разнообразии животного мира и растительности Севера Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Разноцветная тундра» (акварель и гуашь) Составил воспитатель МБДОУ.

Фотоотчет «Природная жемчужина Воронежского края»Фотоотчет «Природная жемчужина Воронежского края» Свой летний сезон мы начали с увлекательного путешествия в природный архитектурно-археологический музей-заповедник"Дивногорье". Это музей.

Конспект занятия «Моря и океаны — особая природная зона Земли» в старшей группе Тип занятия: Формирование предметных представлений и сенсорных эталонов. Лексическое тема: "Моря и океаны- особая природная зона Земли".

Познавательно-исследовательская зона Паспорт познавательно-исследовательской зоны. • Самообучающие, или автодидактические, игрушки (различные составные игрушки, которые требуют.

Развлечение «Уральский край — природная кладовая» (для подготовительной группы, в рамках проекта «Уголок России -отчий дом») Под песню «Родные места» музыка Ю. Антонова заходят дети, выполняют.

Зона краеведения в старшей группеЗона краеведения в старшей группе Наша страна огромна и прекрасна! В каждом уголке страны есть места, невероятные по своей красоте и святости. Хорошо, когда у педагога.

Зона ПДД «Светофорик» в старшей группеЗона ПДД «Светофорик» в старшей группе За основу взяла макет родного города Энгельса, который мастерила на конкурс. Символ города Энгельса - бык - центральная часть всего макета.

Зона по ПДДЗона по ПДД В своей группе я оформила зону по ПДД. Где начиная с младшей группы учу детей различать легковые и грузовые машины. Использую игры с несложными.

Зона риска или зона комфорта… В прошлом году решила «взбодрить» свою жизнь, выйти из зоны комфорта. «Переборщила» и получила неоценимый опыт. Много чего о себе поняла,.

Зона уединения в группе раннего возраста с 1.6 до 2 летЗона уединения в группе раннего возраста с 1.6 до 2 лет Сделана в виде подвесного шатра (зонт, тюль и украшения). Внутри на полу лежит развивающий коврик с подушками, где дети могут не только.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Природная зона «Тундра»
Опубликовано: 16 сентября 2015 в 19:25
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД