Папки-передвижки

Методическая разработка «Природоохранные акции»

Галина Пименова
Методическая разработка «Природоохранные акции»

Природоохранные акции

Данная работа является методическим материалом по эколого–биологическому образованию.

1. Содержит практический материал по формированию у детей экологической культуры, которая складывается из совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности. Проведение экологических акций способствует закреплению знаний о природных явлениях, дети учатся самостоятельно планировать свою деятельность по оказанию помощи животным, по сохранению воздуха и водоемов чистыми и т. д., а также они помогают узнать об этом детям других групп детского сада, своим родителям. Экологические акции обеспечивают высокую степень активности и самостоятельности воспитанников. Подобные мероприятия развивают в детях такие нравственные качества, как самостоятельность, ответственность, сопереживание, заботливость, доброжелательность, инициативность и т. д.

Публикация «Методическая разработка „Природоохранные акции“» размещена в разделах

Представляет собой опыт работы автора и может быть полезен воспитателям дошкольных образовательных организаций.

Автор – составитель:

Пименова Галина Геннадьевна, воспитатель МДОУ «Тисульский детский сад№4», Структурное подразделение Урюпинский детский сад, конспекты разработанных природоохранных акций.

Девиз:

«Только вместе,

только дружно,

помогать природе нужно!»

Одной из интересных форм работы с детьми по экологическому воспитанию является проведение экологических акций. Экологическая акция – ряд действий, предпринимаемых для достижения какой – либо цели, прежде всего для формирования у детей и взрослых экологической культуры, экологического сознания, экологического мировоззрения.

Задачи:

• формировать познавательный интерес,

• коммуникативные способности,

• гуманистическое отношение,

• эстетическую отзывчивость,

• привитие трудовых навыков.

Цель всех экологических акций важна и благородна: сохранить живую природу, приумножить весьма оскудевшие зелёные насаждения, особенно в крупных городах, заставить всех землян задуматься о грозящей катастрофе, пагубности подрыва разумного равновесия между производственно-экономической деятельностью человека и биосферой.

Проводя экологические акции, мы ставим перед собой задачу не только научить детей ценить природу, сформировать у них потребность в природоохранной деятельности, но и предотвратить поступки, наносящие вред природе. Ведь так важно с детских лет научить детей предвидеть последствия вмешательства человека в природу. Ведь не обязательно муравейник разрушен хулиганом и варваром, его может разворошить и любознательный ребенок и подержать в руках птенца может любой малыш, нашедший гнездо и он преисполнен в этот момент добрыми чувствами.

Мной разработаны следующие акции: «Берегите первоцветы», «Птицы прилетели», «Елочка – живая иголочка», «Покормите птиц зимой», «Волшебница – вода», «С каждого по зернышку».

Цель этих акции – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, выработать навыки грамотного и безопасного поведения на природе.

Природоохранные акции разработаны для детей старшего дошкольного возраста.

Результативность применения природоохранных акций

Для детей:

Ребенок радуется встрече с природой, животными и растениями, эмоционально отзывается на проявления их жизни и поведения.

Имеет полное представление о правилах поведения в природе, применяет их в конкретных жизненных ситуациях. Самостоятельно пользуется доступными познавательными умениями.

Проявляет любознательность: задает разнообразные поисковые вопросы, владеет первоначальными обобщенными представлениями о мире природы.

Для педагогов:

Понимание экологических проблем и причин, их порождающих.

Участие в реальной деятельности по сохранению улучшению окружающей среды.

Взаимодействие с детьми на основе личностно - ориентированной модели воспитания.

Для родителей:

Повышение уровня экологической культуры и информированности взрослых.

Налаженное взаимодействие взрослых и детей в совместной деятельности по экологическому воспитанию.

После участия в акциях родители и дети начинают смотреть на проблему сохранения планеты по-другому, с позиции людей, которые могут предотвратить загрязнение окружающей среды, уберечь от вырубки ёлочки, помочь птицам пережить зиму и т. д. Дошкольники задают много вопросов, с интересом слушают рассказы о природе и участвуют в экспериментах.

Экологическая акция «Птицы прилетели».

Цель: расширение и обогащение знаний о птицах.

Задачи:

• закрепить знания детей о перелётных и зимующих птицах, о роли человека в их жизни.

• учить детей доброте,

• воспитывать у детей чувство ответственности за судьбу птиц,

• вызвать желание заботится о них, наблюдать за ними, делать для них гнездовья.

Объект: птицы

Участники: сотрудники + дети + родители

Этапы проведения акции:

Подготовительный:

• Подобрать и изучить художественную литературу.

• Подобрать иллюстрации с изображением птиц.

• Изготовить атрибуты для сюжетных и театрализованных игр.

• Оформление предметно-пространственной среды по теме недели.

• Подготовить запись с голосами птиц, подготовка презентации «Перелётные птицы».

• Подготовка выставки «Пернатые друзья».

Организационно-практический

Формы работы с детьми:

• Беседы на тему «Зимующие птицы», «Перелётные птицы», «Знаем ли мы птиц?»

• Знакомство с особенностями птичьих «домиков», (природных и изготовленных человеком)

• Прослушивание аудиозаписи голосов птиц (синица, воробей, ворона, сорока, журавль, сова, скворец, кукушка).

• Просмотр презентации «Перелётные птицы».

• Дидактические игры: «Голоса птиц», «Это что за птица?», «Кто во что одет?», «Три среды обитания», «Зимующие – перелётные», «Кто где живёт», «Логический экран».

• Чтение художественных произведений по теме недели.

• Рассматривание наборов картинок «Птицы», «Птицы средней полосы»

• Художественное творчество:

Рисование «Жаворонки-весняночки», «Сова и филин», «Уточка»,

Аппликация «Сказочная птица»

Конструирование из бумаги,

Лепка из соленого теста «Птичка»

• Подвижные игры «Собачка и вороны», «Воробушки и автомобиль», «Воробей», «Птички и кошка», «Совушка-Сова», «Воробей», «Цапля и лягушки».

• Наблюдение за птицами на кормушке, за птичьими следами на снегу, подкормка птиц.

• Отгадывание загадок про птиц.

Формы работы с родителями:

• Консультация «Как научить ребёнка заботиться о птицах».

• Оформление вместе с воспитателями выставки «Пернатые друзья».

• Помощь в подкормке птиц (семечки и крупы)

Аналитический

• Конкурс рисунков детей «Мы друзья птиц!»

• Изготовление книжек-самоделок о птицах.

• Проведение выставки «Птички – невелички».

Экологическая акция «Берегите первоцветы»

Цель: активизация работы по развитию у детей экологической культуры, привлечение внимания детей к проблемам охраны и защиты растений – первоцветов.

Задачи: расширить представления и знания детей о весенних лесных первоцветах, об их значении в нашей жизни.

Объект: первые весенние цветы

Участники: сотрудники + дети + родители

Этапы проведения акции:

Подготовительный

- Сбор и анализ литературы по данной теме

- Разработка плана реализации проекта

- Разработка дидактических игр, пособий

- Подборка иллюстративного материала.

- Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок, мифов, легенд.

- Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр.

- Анкетирование родителей

Организационно-практический:

• Решение «экологических ситуаций»

• Чтение художественной литературы о первоцветах: Андерсен «Подснежник», Борис Цвейга «Цветы»…

• Составление таблицы природных зон.

• Составление схем к правилам поведения в лесу.

• Дидактические игры «Найди по описанию», «Что растет в лесу, на лугу, болоте…»

• Этические беседы с использованием экологических сказок.

Аналитический:

• Создание красочного альбома о первоцветах.

• Развлечение «Берегите первоцветы».

• Проведение выставки «Весенний букет» из бросового материала.

Экологическая акция «Елочка – живая иголочка»

Цель: Формирование и накопление нравственно-ценностного опыта отношения к миру на примере объекта живой природы – ели, привлечение к природоохранной деятельности.

Задачи:

• Вызвать у детей интерес к конкретному объекту – ели через стихи, загадки, художественно – продуктивную творческую деятельность.

• Дать детям знания о ели – дереве красавице наших лесов, о ее связи с животным миром.

• Учить рисовать ель, передовая особенности строения, развивать навык рисования хвои концом кисти.

• Познакомить с плакатами и листовками, как особым видом рекламы.

• Воспитывать желание защищать природу.

• Создавать настроение радости от совместно выполненной работы.

Объект: дерево ель

Участники: сотрудники + дети + родители

Этапы проведения акции:

Подготовительный:

- Сбор и анализ литературы по данной теме

- Разработка плана реализации проекта

- Разработка дидактических игр, пособий

- Подборка иллюстративного материала.

- Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок, мифов, легенд.

- Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр.

- Анкетирование родителей

Организационно-практический:

• Рассказ о ели

• Викторина «Что мы знаем о ели?».

• «Что такое плакат?»

• Беседы с детьми об истории празднования Нового года, о роли новогодних елочек.

• Беседа «Как себя чувствует срубленная елка».

• Беседа «Лесные друзья елочки».

• Составление карты распространения елей по территории Российской Федерации.

• «Жалобная книга природы»

• Игра «Хорошо – плохо». Что хорошего и плохого в том, что на новогодние праздники ставят живые елочки в дом.

• Рисование «Елочка и ее лесные друзья».

Аналитический:

• Изготовление плакатов «Берегите елочки».

• Изготовление книжки с рассказами и рисунками детей «Пусть живые елочки встречают Новый год в лесу».

• Изготовление новогодних букетов и композиций, которые могут заменить живую елку на новогоднем празднике.

Экологическая акция «Покормите птиц зимой!»

Цель: изготовление кормушек детьми совместно с родителями, их размещение на территории детского сада, организация дежурств в «птичьей столовой».

Задачи:

• расширить представления детей о птицах, об условиях их жизни,

• продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам, пению;

• закрепить понятие о необходимости помогать птицам в холодное время года;

• воспитывать в детях доброту, приучить их заботиться о птицах, наблюдать за ними,

• испытывать радость от сознания, что, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели.

Объект: птицы

Участники: сотрудники + дети + родители

Актуальность:

«Покормите птиц зимой

Пусть со всех концов,

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма

Горсть одна нужна,

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну»

Это известное стихотворение Александра Яшина написано в 1967 году. Многое изменилось в жизни людей за это время, но, по-прежнему, птицы нуждаются в зимнее время в нашей помощи. Действительно, зима – трудное время для птиц, особенно если она суровая и многоснежная. Голодная птица сильно страдает от холода. Нужно поддержать птиц зимой, сделать для них кормушки и не забывать подсыпать в них корм. Зимняя подкормка птиц – довольно старая традиция. Первыми инициаторами ее были сами птицы. Они быстро усвоили, что возле человеческих жилищ можно кое-чем разжиться. Зимой даже лесные птицы начинают тянуться к человеческому жилищу. Голод заставляет на время забыть о естественной осторожности. Подкормка зимующих птиц приносит пользу не только пернатым, но и в обучении и воспитании детей. Дети охотно участвуют в организации и проведении подкормки зимующих птиц: изготавливают совместно с родителями кормушки, собирают корм и разрабатывают «птичье меню».

Этапы проведения акции:

Подготовительный

- Сбор и анализ литературы по данной теме

- Разработка плана реализации проекта

- Разработка дидактических игр, пособий

- Подборка иллюстративного материала.

- Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок, мифов, легенд.

- Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр.

- Анкетирование родителей

Организационно-практический: через беседы, познавательные занятия и наблюдения дети узнают о различных видах птиц своей местности, узнают характерные особенности внешнего вида, поведения, учатся заботиться о птицах, испытывают радость от осознания того, что, делясь крохами, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели.

• Какие птицы прилетают на кормушки?

• Ищем птичьи следы, сравниваем со следами животных, человека. (Следы птиц похожи на крестики)

• Как птицы передвигаются по земле? (Воробей – прыгает, голубь – делает частые шаги, ворона – редкие шаги)

• Как птицы летают? (Как выглядят во время полёта – иначе чем на земле; летают потому что машут крыльями, отталкиваясь ими от воздуха)

• Когда птицы бывают заметны? (На снегу, в небе; садясь на ветки становятся менее заметными)

Аналитический:

Изготовление кормушек

Изготовление книжек – самоделок о птицах нашего края

Подбор стихов о птицах

Придумывание загадок о птицах

Оформление групповой «Птичьей книги»

Выпуск экологической газеты «Покормите птиц зимой»

Разгадывание кроссвордов о птицах

Составление семейных кроссвордов о зимующих и кочующих птицах.

Экологическая акция «Волшебница – вода»

Цели: Привить навыки экологически грамотного поведения в быту, в частности, научить детей экономно использовать воду, понимать необходимость такого отношения к воде, как к природному ресурсу.

Объект: вода в доме и в природе.

Участники: воспитатели+ дети.

Этапы:

Подготовительный:

- Сбор и анализ литературы по данной теме

- Разработка плана реализации проекта

- Разработка дидактических игр, пособий

- Подборка иллюстративного материала.

- Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок, мифов, легенд.

- Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр.

- Анкетирование родителей

Организационно-практический:

• НОД «Это волшебная вода», «Где живет вода?», «Почему воду нужно беречь?»

• Рисование: «Портрет воды», плакат в защиту рек и воды.

• Экологические сказки о воде.

• Загадки о воде и ее разных состояниях.

• Дидактические игры: «Вода не вода», «Найди кто живет в воде»

• Подвижные игры: «Мы капельки», «Мы живем в воде»

Аналитический:

Оформление газеты «Давайте беречь воду!»

Экологический досуг «Берегите воду».

Экологическая акция «С каждого по зернышку».

Цель проведения акции:

активизация работы по охране зимующих птиц

Задачи:

-воспитывать в детях доброту, приучить их заботиться птицах, наблюдать за ними,

испытывать радость от сознания, что, подкармливая птиц, можно спасти их от гибели.

-расширить представления детей о птицах, об условиях их жизни, продолжать учить узнавать птиц по внешнему виду, повадкам, пению;

- закрепить понятие о необходимости помогать птицам холодное время года;

Объект: птицы

Участники: сотрудники + дети + родители

План мероприятий экологической акции.

Художественно – эстетическое развитие

Аппликация в нетрадиционной технике «Зимующие птицы»

«Птичья столовая»

Рисование «Птичий базар»

Лепка «Птичка на ветке»

Рассматривание картины «Дети кормят птиц зимой»

Речевое развитие

Игры – диалоги «Как птицы живут зимой»

Ситуативные разговоры «Кто прилетал к нам на окошко»

«Кто обедал на кормушке»

Познавательное развитие

Наблюдение за воробьями

Наблюдение за птицами в кормушке на участке

Социально – коммуникативное развитие

Ролевые игры»Семья»

Физическое развитие

П\и «Воробышки и автомобиль», «Птички в гнездышках»

«Ворон», «Воронята», «Птичка», «Чижик» и др

Работа творческой мастерской для детей

Изготовление кормушек

Макет «Птицы на дереве»

Конкурс

На лучшую поделку из бросового материала «Птички- невелички»

Список литературы

Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. М. : Воронеж: «Учитель».-2006.

Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (4-7 лет). – М. : Вака. - 2007.

Коломина, Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Программа развития. – М. : ТЦ Сфера. - 2004.

Николаева С. Н. Эколог в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез. -2003.

Селихова, Л. Г. Ознакомление с природой и развитие речи (5-7 лет). – М. : Мозаика-Синтез. -2006.

Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез. - 2006.

Рыжова, Н. А. «Волшебница вода». – Москва. - 1997.

Рыжова, Н. А. «Наш дом – природа». – М. : ООО «Карапуз-Дидактика».- 2005.

С. Шустов Растения лесов, полей лугов и болот. – ООО Нижний Новгород, Издательство «Доброе слово».- 2012.

С. Шустов Птицы наших лесов и полей. – ООО Нижний Новгород, Издательство «Доброе слово».- 2012.

С. Шустов Бабочки и их друзья. Удивительный мир насекомых. – ООО Нижний Новгород, Издательство «Доброе слово».- 2012.

С. Шустов У воды и под водой. – ООО Нижний Новгород, Издательство «Доброе слово».- 2012.

Публикации по теме:

Опыт работы детского сада по воспитанию любви к малой Родине Дошкольное воспитание Знать и любить свое село Первое чувство патриотизма. Доступно ли оно малышам? Исходя из опыта работы в данном направлении,.

Электронные музыкально-дидактические игры для младшего дошкольного возраста Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно- речевого.

Методическая разработка «Бурятия. Семейские»Методическая разработка «Бурятия. Семейские» Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви.

Методическая разработка «Пластилинография»Методическая разработка «Пластилинография» Царьковой Анастасии ВВЕДЕНИЕ Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках.

Методическая разработка «Изделия из фетра» Методическая разработка «Изделия из фетра» подготовила воспитатель: Михендеева Ксения Владимировна 2019 Методическая разработка «Изделия.

Методическая разработка «Кошки в музыке»Методическая разработка «Кошки в музыке» Тема кошек и котов в пении, танце и драматизациях Сегодня, в продолжение темы кошек и котов, предлагаю вам приблизительный «кошачий» репертуар,.

Методическая разработка проекта «Рукавичка» ГБДОУ детский сад № 40 Кировского района Санкт-Петербурга Окорокова Наталья Александровна, воспитатель, ГБДОУ детский сад № 40 Кировского.

Методическая разработка проектной деятельности «7-Я» Методическая разработка проектной деятельности «7-Я» (Развитие семейных ценностей у дошкольников старшего возраста) Актуальность проекта.

Методическая разработка проведения акции «Книги — детям» Методическая разработка проведения акции «Книги детям» в старшей группе компенсирующей направленности №11 Актуальность: Литература как.

Методическая разработка «Проектная технология» "Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Вовлеки меня - и я научусь". Китайская пословица Изменения, которые происходят в современном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Природоохранные акции»
Опубликовано: 29 марта 2019 в 19:21
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД