Привитие детям дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге

Нелли Шмачкова
Привитие детям дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге

Актуальность проблемы

С каждым годом в нашей стране увеличивается плотность транспортных потоков на улицах и дорогах, и наряду с этим растет число дорожно-транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушными неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему.

Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна. Дошкольнику трудно понять, что такое тормозной путь, транспортный поток.

Неправильное поведение детей на дорогах

Неправильное поведение детей на дорогах может быть обусловлено следующими факторами:

- незнание дошкольниками элементарных правил поведения на дорогах;

- возрастные и психофизиологические особенности детей;

- несформированность у них координации движений;

- стремление ребенка к самостоятельности, но неумение адекватно оценить ситуацию;

- и часто безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах.

Значимость работы в дошкольных учреждениях

Обеспечение безопасности детей на дороге остается приоритетной проблемой общества. Свидетельством этого являются целевые программы, принятые как на федеральном, так и на региональном уровне. Большую роль в решении данной проблемы имеет четко спланированная система по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях. Знакомство детей с дорожной азбукой, формирование у них навыков правильного поведения на дороге необходимо начинать с самого раннего возраста. Важно сделать это до того, пока ребенок не перенял и не принял неправильных стереотипов поведения на дороге, к сожалению, на сегодняшний день преобладающих во взрослой среде.

Работа, проводимая по данной проблеме в МБДОУ

Поэтому в нашем детском саду данной проблеме отводится особое место. Работа по ознакомлению детей с правилами дорожного движения ведется системно и целенаправленно начиная с первой младшей группы.

Цель и задачи работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения через ознакомление с ПДД осуществляется в нескольких направлениях: работа с педагогами, с родителями и с общественными организациями.

Работа по знакомству с ПДД на разных возрастных этапах дошкольного детства

Средняя группа

С детьми 4-5 лет воспитатель продолжает работу по развитию ориентировки в окружающем. Более широкой становится программа целевых прогулок.

Воспитатель должен познакомить детей с трудом водителей некоторых видов транспорта; в легковых автомобилях и некоторых видов транспорта; в легковых автомобилях автобусах ездят люди, на грузовых машинах привозят в детский сад продукты и другие грузы; в кабине за рулем сидит шофер, он ведет машину быстро и осторожно, чтобы не произошло аварии.

С целью обогащения опыта детей, закрепления их представлений транспорте на целевых прогулках проводятся наблюдения. Дети уточняют особенности передвижения, определяют сходство и отличие троллейбуса, трамвая, автобуса, машины.

Детей знакомят с конкретными правилами дорожного движения, рассказывают им о назначении желтого сигнала светофора, объясняют правила поведения пешеходов: ходить по улице спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара; переходить дорогу только по переходу, при зеленом свете светофора. Воспитатель знакомит детей со словами «проезжая часть», «односторонне и двустороннее движение», «пешеход», «наземный (подземный) переход».

Старшая группа

В предшествующих группах дети знакомились с некоторыми правилами дорожного движения. В старшей группе представления детей уточняются и дополняются.

На экскурсиях, целевых прогулках закрепляется представление детей о проезжей части, осевой линии. Их знакомят с перекрестком, дорожными знаками («Пешеходный переход», «Перекресток», «Пункт питания», «Телефон», «Место стоянки», «Пункт медицинской помощи»). Дают более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров:

- пешеходам разрешается ходить только по тротуару;

- идти следует по правой стороне тротуара;

- пешеходы переходят дорогу шагом в местах, где имеются пешеходная дорожка и указатели перехода;

- при двустороннем движении смотрят вначале налево, а дойдя до середины - направо;

- пассажиры ожидают транспорт на специальной остановке;

- пассажиры с детьми могут входить в транспорт с передней площадки;

- в транспорте каждый должен вести себя спокойно, чтобы не мешать остальным пассажирам.

Подготовительная группа

Работу с детьми 6-7 лет по ознакомлению с правилами дорожного движения надо организовать так, чтобы знания, полученные на занятиях, экскурсиях и прогулках, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками. Первокласснику приходится порой самостоятельно переходить улицу. К этому его надо подготавливать.

Прежде всего в подготовительной к школе группе необходимо закреплять, расширять и углублять представления о правилах дорожного движения, полученные в других группах.

С этой целью с детьми 6-7 лет проводятся наблюдения за движением транспорта, работой водителя, сигнализацией светофора. Расширять знания детей о работе сотрудников ГБДИ, контролирующих движение на улице.

Продолжается знакомство с назначением дорожных знаков и их начертанием.

Закрепляется правильное употребление пространственной терминологии (слева - справа, вверху - внизу, спереди - сзади, напротив, вдоль, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине и т. д.). Дети должны хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них.

Детей подготовительной к школе группы знакомят с новыми для них правилами пешеходов и пассажиров:

- переходить улицу на перекрестках (где нет указателей,

- в местах, где есть пешеходные тоннели или мосты, пешеходы должны пользоваться только ими,

- прежде чем переходить дорогу, пешеход должен убедиться в полной безопасности. Запрещается пересекать путь приближающемуся транспорту:

- там, где движение регулируется, выходить на проезжую часть для перехода дороги можно только при зеленом сигнале светофора, светового указателя или при разрешающем жесте регулировщика,

- пешеходы должны быть внимательны к окружающим, взаимовежливыми,

- ожидать автобус, троллейбус, трамвай, такси разрешается лишь на посадочных площадках, а там, где их нет, - на тротуаре (обочине дороги)

Интеграция образовательных областей

Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения даст желаемый результат, если оно прочно связано со всеми разделами программы. У детей формируются культура поведения, выдержка, дисциплина, если материал по ПДД включается в содержание образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Кружковая работа

В нашем детском саду наряду с образовательной деятельностью по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах города ведется и кружковая работа. Кружок, где в интересной, увлекательной форме дети знакомятся с правилами дорожного движения называется «Сказки осторожности». Вместе с воспитателем - социальным педагогом дети путешествуют по дорожной азбуке, разбирают проблемные ситуации, знакомятся с дорожными знаками, «дорожными ловушками».

Предметно-развивающая среда

Создание условий для осуществления планомерной эффективной воспитательно-образовательной работы включает обогащение развивающей предметной среды и научно-методическое обеспечение воспитательного процесса по данному направлению.

В группах созданы Центры безопасности дорожного движения. При оформлении центров учитывались возрастные, психологические особенности дошкольников, их интересы. В центрах оформлены развивающие настенные панно, магнитные доски с играми по ПДД, многофункциональные мини-стенды для детей, игры. Литературы, макеты улиц, минимодули дорожных знаков и светофоров, атрибуты для сюжетно-ролевых игр в группе.

На участке детского сада имеется разметка на асфальте для сюжетных игр по правилам дорожного движения в летнее время года. Предметно-развивающая среда систематически пополняется и обновляется.

Значимость работы с родителями

Успех профилактики ДТП с детьми во многом зависит от сознательности, личной культуры и дисциплинированности взрослых. Самое действенное средство воспитания маленького пешехода – пример поведения на дороге родителей. Немало внимания уделяем мы взаимодействию с семьей в воспитании навыков безопасного поведения. Работы с семьей предусматривает активную позицию родителей. Педагоги нашего детского сада объяснили родителям важность этой проблемы. Отобрали наиболее эффективные формы взаимодействия:

- родительские собрания в виде круглых столов, КВН, викторин, познавательно-игровых конкурсов.

- Совместные выставки рисунков, макетов, поделок.

- Составление памяток и советов для родителей.

- Наглядно-стендовая информация: листовки, фотовыставки, газеты.

Педагоги нашего детского сада стремятся сделать родителей своими союзниками в воспитании у детей сознательного безопасного поведения на улицах города.

Особый интерес у родителей вызывает участие в конкурсах на муниципальном и региональном уровнях по правилам дорожного движения.

Публикации по теме:

Акция «Мы за безопасность маленького пассажира»Акция «Мы за безопасность маленького пассажира» «Мы за безопасность маленького пассажира» На улицах наших городов и поселков с каждым годом растет количество машин,, что является одной.

Фотоотчёт о районном конкурсе по ПДД (подготовительная группа)Фотоотчёт о районном конкурсе по ПДД (подготовительная группа) "МЫ - ПОБЕДИТЕЛИ!"Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма-одна из приоритетных задач педагогических коллективов дошкольных.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Научная лаборатория
  • Экология
Автор публикации:
Привитие детям дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге
Опубликовано: 28 января 2014 в 05:38
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактическое пособие «Пенал со счётным материалом»
Пособие сделано для детей второй младшей группы. Но его можно использовать и в работе с более старшими дошкольниками. Оно удобно для использования в...
Подарки ко Дню Матери руками детей.
Мама – самое близкое, дорогое и родное для любого человека. Для детей ближе мамы никого нет. Именно поэтому праздник День Матери является основным...
Сценка новогоднего сюрпризного момента в стихотворной форме для старшей группы
Добрый день, дорогие коллеги! Представляю вашему вниманию сюрпризный момент, который могут поставить дети старшей группы на новогоднем празднике. Только...
Фотоотчёт «Наше зимнее творчество»
Доброго времени суток, дорогие мои коллеги. Сегодня хочу поделиться с вами своими мыслями и творческими работами на зимнюю тематику. В рамках работы по...
Кружок народной куклы «Яркий лоскуток»
В своей группе столкнулась с проблемой повального увлечения детьми игрушками-антигероями. Дети ( в большинстве мальчики) стали приходить в детский сад с...