Признаки аутизма у детей. Что нужно знать педагогам и родителям об аутизме?

Елена Мельникова
Признаки аутизма у детей. Что нужно знать педагогам и родителям об аутизме?

Под аутистическими состояниями понимается погружение в мир личных переживаний с очень ослабленным контактом или утратой контактов с окружающим миром, интереса к реальности, отсутствием стремления общения с окружающими, скудность эмоциональных проявлений. В клинической практике аутизм может проявляться как самостоятельное состояние, а также быть в комплексе других расстройств эмоционально – волевой сферы. На причины возникновения аутизма нет единой точки зрения:одни специалисты говорят о генетических изменения и наследственности, другие – повреждение головного мозга при вынашивании ребенка и родах, третьи считают, что главным фактором увеличения количества детей с аутизмом является ухудшение экогогической обстановки в мире и т. д. И хотя сегодня официально аутизм не является болезнью, думаю, что науке будущего предстоит решать этот, в будущем, глобальный вопрос.

Внимание! Цель данного материала – повысить информирование педагогов и родителей об аутизме. Не делайте самостоятельно каких – либо выводов, не посоветовавшись со специалистами!

Во многих странах существует небольшой тест, показывающий вероятность наличия аутических состояний у ребенка. Итак…

Если к 18 месяцам ваш ребенок…:

1. Смотрит на вас и указывает на то, что хочет

2. Смотрит туда, куда вы ему показали

3. Играет с предметами «понарошку»

Если вы ответили «нет», то, возможно, у вашего ребенка есть признаки аутических состояний. Необходимо срочно обратиться к врачу!

Я работаю с детьми в группе с задержкой психического развития и по опыту вижу, что в такие группы часто попадают дети с различными расстройствами. Зная поведенческие симптомы аутизма, мы видим таких детей, хотя у них и не стоит в карточке диагноз F 86, и ведем себя с ними соответственно. Знаю, что и в обычных группах часто встречаются дети с признаками аутизма, выраженных в большей или меньшей степени. Исследования, проведенные в других странах, показывают, что есть ряд симптомов, объединяющих детей с аутизмом. У кого – то они выражены ярко, у других детей – не сильно. Но, наличие нескольких проблем, свидетельтсвует об аутических состояниях ребенка. Чем раньше проблемы будут выявлены и принято решение о лечении, тем больше шансов у ребенка адаптироваться в современном мире. Хочется поделиться опытом, возможно, кому – нибудь пригодятся в работе знания о симптомах аутизма.

Поведенческие симптомы аутизма заключаются в расстройствах коммуникативной функции, социализации, в причудливом поведении, проблемах с моторикой, в сенсорике, чувствах, самоповреждении, в безопасности.

Проблемы социализации при аутизме:

1. Может не проявлять интерес к играм других детей.

2. Может быть жесток к родным.

3. Оставшись один в кроватке, кричит, вместо того, чтобы позвать маму.

4. Не замечает, когда родители уходят или возвращаются домой.

5. Может не интересоваться играми в «ку-ку» или другими играми, где нужно взаимодействие.

6. Всячески сопротивляется, отворачивается, кривится, когда родители держат его на руках, обнимают или целуют.

7. Лежа в кроватке не тянет руки, чтобы его взяли на ручки, когда родители пытаются это сделать.

Коммуникативные проблемы:

1. Не чувствуют окружающую обстановку и кажется, что у них нет интереса к общению.

2. Не смотрят в глаза, отводят их в сторону, жмурятся.

3. Направляют руку взрослого (ребенок кладет руку взрослого на нужный ему объект и таким образом получает желаемое).

Причудливое (повторяющееся) поведение:

1. Многократные размахивания, похлопывания.

2. Увлеченное рассматривание вентилятора.

3. Частые вращения.

4. Выстраивание предметов (игрушек) в линейку, крик и слезы, если не получается.

5. Ребенок может не интересоваться игрушками, но сильно привязывается к какому – либо предмету, или кусочку бумаги.

6. Ловит лучи солнечного света.

7. Может не интересоваться игрушкой в целом, но при этом поглощен длительное время отдельной деталью, например, вращающимися колесами машинки.

8. Самоукачивание.

9. Страсть к включению и выключению света.

10. Может жевать и есть несъедобное, например, одежду, шторы и т. д.

11. Щелкает пальцами перед глазами.

12. Всеми способами старается сделать так, чтобы его тело сжали, например, залазит под диван.

13. Размазывает свои экскременты.

14. Находит способы сильной стимуляции тела.

Моторика (у некоторых может быть проявление необычных способностей в одной области, у других – полное отсутствие):

1. Проблемы мелкой моторики (ребенок может видеть предмет, но, испытывать проблему с его взятием).

2. Плохая координация.

3. Ходьба на цыпочках.

4. Дефицит пространственного восприятия.

5. исключительное равновесие или полная неуклюжесть.

6. Пускает слюни.

7. Не может ездить на трехколесном велосипеде или машинке.

8. Очень чувствителен к различным звукам, шуму, текстуре предметов. Может закрывать уши и кричать, если не нравится какой – либо звук, например, электронная музыкальная игрушка.

9. Не дает стричься.

10. Не может усидеть с пристегнутым ремнем безопасности.

11. Не любит новых впечатлений, например, дней рождения, праздников или полностью к ним равнодушен.

12. Наотрез отказывается от водных процедур.

13. Испытывает позывы к рвоте от обычных домашних запахов.

14. С трудом переносит музыку или вообще не переносит ее.

15. Вращает объекты очень близко к лицу.

16. Может казаться глухим, не вздрагивать от громких звуков.

17. Зимой неохотно одевает теплую одежду.

18. Привязывается к одной посуде или рисунку на ней.

19. Не любит переодеваться.

20Может рвать свою одежду, отрывать ярлыки или швы.

21. Летом может настойчиво требовать надеть на него зимние вещи.

Самоповреждение:

1. Падает на пол и бьется головой об него.

2. Кусает себя, не выказывая признаков боли.

3. Счесывает или расчесывает кожу до ран.

4. Выдергивает пучки волос.

5. Заламывает себе руки в наказание за что – либо.

Вопросы безопасности:

1. Отсутсвие осознания безопасности (выбегает на дорогу и останавливается на ней, подходит близко к разъяренному животному и т. д.).

2. Не распознает ситуации, в которых может пораниться (например, держать руки над горящим чайником).

3. Отсутствует страх высоты.

Доктор Тим Буи, гастроэнтеролог из Гарварда, сделал эндоскопию более 1000 детей с аутизмом. У 400 из них были обнаружены проблемы с ЖКТ. У детей с аутизмом проблемы с ЖКТ встречаются гораздо чаще, чем у обычных детей.

Нарушения желудочно – кишечного тракта:

1. Понос.

2. Неперевариваемая едва в стуле.

3. Самоограничение в еде.

4. Запоры.

Нарушения сна/болевой порог/судороги:

1. Дети могут несколько дней бодрствовать, не выказывая потребности во сне.

2. Могут не отличать день от ночи. Могут с трудом засыпать и постоянно просыпаться. Могут спать лишь непродолжительное время.

3. Судороги (патология увеличивается с возрастом).

4. Низкий или высокий болевой порог.

Роль раннего коррекционного обучения:

Если вы подозреваете какие – либо задержки в развитии ребенка, направьте семью к специалистам – неврологу, психиатру. Раннее вмешательство может включать речевую, трудовую, физиотерапию. Цель базовой стратегии – научить ребенка обращать внимание на происходящее вокруг, замечать изменения в среде, научить подражанию и, впоследствии развивать навыки общения.

Публикации по теме:

Театр в жизни детейТеатр в жизни детей В дошкольном образовательном учреждении театральная деятельность одна из самых доступных видов искусства для детей, она даёт возможность.

Эмоциональное развитие старших дошкольников .

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Признаки аутизма у детей. Что нужно знать педагогам и родителям об аутизме?
Опубликовано: 27 января 2014 в 22:38
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Подарок любимой мамочке» (дети раннего возраста, кружок «Весёлые ладошки»)
Описание работы: мастер-класс для детей раннего возраста, воспитателей, творческих родителей. Назначение: подарок маме, бабушке, сестре. Цель: Учить...
Спортивный праздник «Веселые старты» на тему: «Цирковое представление»
Звучит музыка «Цирк», дети выходят в колонне по одному и выстраиваются в одну шеренгу. 1 ребенок: Начинать пора наше представление Здравствуйте, друзья!...
Сценарий физкультурного развлечения «Кнопа-физкультурник»
Сценарий физкультурного развлечения «Кнопа-физкультурник». Возрастная группа: средняя группа Цель: Доставить детям положительные эмоции и хорошее...
Проект «Все профессии нужны, все профессии важны»
Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны». Введение: Счастлив тот человек, который выбрал профессию по душе. Правильно подобранное ремесло...
Фотоотчет: рисование «Снеговики в шапочках и шарфиках»
Задачи: учить детей рисовать гуашью; показать приемы работы с гуашью; развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорций; воспитывать...