Папки-передвижки

Проблема гиперактивности детей и способы ее преодоления (доклад).

Светлана Викторовна Каказеева
Проблема гиперактивности детей и способы ее преодоления (доклад).

Проблема гиперактивности детей и способы ее преодоления.

Одной из социальных явлений, переживаемых в настоящее время, являются различные отклонения в поведении детей. Неправильное поведение, понимаемое как отклонение от социальных норм, приобрело в последнее время массовый характер, что поставило это явление в центр внимания общества. Проблема гиперактивных детей, проблема, связанная с так называемым синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), также в последнее время приобретает все большую актуальность. Что же такое гиперактивность?

Публикация «Проблема гиперактивности детей и способы ее преодоления (доклад),» размещена в разделах

"Гипер… " - (от греч. Hyper - над, сверху) - составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово "активный" пришло в русский язык из латинского "activus" и означает "действенный, деятельный". Причин появления гиперактивности огромное количество. Несмотря на многочисленные исследования, посвященные изучению причин наблюдаемых нарушений поведения, окончательной ясности в этом вопросе пока не достигнуто. Предполагается, что на развитие синдрома внимания влияетмножество факторов, в числе которых называются:

- органические поражения головного мозга (черепно-мозговая травма, нейроинфекции и пр.);

- пренатальная патология (инфекционные заболевания матери во время беременности, обострение хронических заболеваний, угроза выкидыша и пр.);

- генетический фактор (семейная предрасположенность, особенно по линии отца);

- психосоциальные факторы, действующие на ребенка до его рождения (стрессы и психотравмы, испытываемые матерью во время беременности, нежелание иметь данного ребенка, возраст родителей);

- заболевание нарушающие деятельность мозга (астма, частые пневмонии, сердечная недостаточность и др.);

- особенности нейрофизиологии и нейроанатомии (дисфункция активизирующих систем ЦНС);

- влияние неблагоприятных факторов внешней среды (экология);

- социальные факторы (непоследовательность, отсутствие системы воспитательных воздействий и пр.). Среди поведенческих особенностей таких детей отмечаются:

беспокойство – в 70% случаев,

невротические привычки – в 69,5%,

проблемы со сном – в 46%,

с аппетитом – в 50%, а также назойливые движения, подергивания, неловкость. По разным данным, частота гиперактивности среди детей дошкольного и школьного возраста составляет от 4 до 9%! Значит, в каждой группе из 25 человек весьма вероятно присутствие

1 - 2 гиперактивных детей. У многих воспитателей такие дети влияют и на поведение всей группы. Это дети, которые не могут адекватно приспособиться к реалиям окружающей жизни и поэтому воспринимаются своим ближайшим окружением как объект постоянной заботы и источник беспокойства. И сами дети с повышенной активностью, и их окружение страдают от свойственной им суетливости; причиной неприятностей становится поведение, отклоняющееся от социально принятых норм.

Гиперактивного ребенка можно описать так: они часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Характерной чертой умственной деятельности гиперактивных детей является цикличность. Дети могут продуктивно работать 5-15 мин, затем 3-7 мин. мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на взрослого. Затем умственная деятельность восстанавливается, и ребенок готов к работе в течение 5-15 мин. Период подготовки к новой активности можно заметить по «выпадению» ребенка из процесса общения или деятельности. Чтобы оставаться в привычной реальности, малыш вертится, крутит головой, совершает какие-то действия. Двигательная активность позволяет поддержать постоянную работу мозга. В одиночестве ребенок с гиперактивностью не способен сосредоточиться на чем-либо, выполняет несложные монотонные действия, становится вялым. Ему необходима внешняя активация. В небольшом коллективе или семье такой малыш ведет себя довольно адекватно, но в большой группе излишне возбуждается и теряет способность полноценно работать. К числу признаков следует отнести неловкие движения, возникающие из-за слабой моторной координации. Дети могут непрерывно болтать, комментируя все происходящие вокруг них события. Из-за их якобы эмоциональной черствости им трудно устанавливать дружеские отношения. Взрослые характеризуют таких детей как недисциплинированных и неуправляемых. В детском саду они постоянно нарушают режим и являются источником угрозы как для себя, так и для окружающих сверстников вследствие моторной неловкости и неумения прогнозировать последствия своих поступков.

Синдромы дефицита внимания считаются одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей дошкольного и младшего школьного возраста, причем у мальчиков такие нарушения фиксируются значительно чаще, чем у девочек. Заподозрив у ребенка в любом возрасте такие нарушения, родителям обязательно нужно обратиться к врачу-невропатологу для проведения обследования, так как иногда у ребенка причиной гиперактивного поведения является другое, более тяжелое заболевание. Синдром дефицита внимания у детей с гиперактивностью диагностируется врачом. Так же таким детям необходима организация психологической помощи в детском саду или школе. Поэтому и диагностическая, и коррекционная работа должна проводиться взаимосвязано различными специалистами – врачами, психологом, педагогом, при активном участии родителей. Правильно организованные условия пребывания в детском саду – является одним из важнейших методов коррекции гиперактивности. Созданные необходимые внешние условия помогут достичь положительного результата.

Со временем, по мере взросления признаки гиперактивности пойдут на спад, может и совсем исчезнут. Но в данный момент ребёнок всегда должен находиться на виду у воспитателя, для того, что бы воспитатель в любой момент мог дотронуться до ребёнка, тактильный контакт даёт положительный результат. Такой метод поможет воспитателю успокоить ребёнка и во время «тихого часа». Посидеть рядом с ребенком, погладить по головке и эмоциональная напряженность будет снижаться. Одним из наиболее эффективных методов является использование игровой терапии. Для активного ребёнка игра является реальной возможностью погружаться в игровую ситуацию и сосредоточиться на ней на некоторое время. Особенно полезны в этом плане коллективные игры ритмичного характера, которые необходимо проводить под руководством взрослого, их эффективность очень высока: помогают снять напряжение, снизить агрессивность, развить умения концентрировать внимание. По опыту считаю, что следует подбирать такие игры, которые снижают агрессивность, развивают умение концентрировать внимание, помогают уравновесить поведение гиперактивных детей. Не следует брать игры, где сильно выражены эмоции - это соревнования, командные игры. Проводя с дошкольниками игры, необходимо также максимально задействовать их мелкую моторику, в связи с чем обязательным элементом совместного игрового действия являются пальчиковые игры, подвижные игры с использованием сдерживающих моментов; приемы релаксации; физминутки; работа с водой, песком; игры на развитие мелкой моторики и др. Работая с гиперактивным ребенком, мы видим, сколько хлопот и неприятностей доставляет тот окружающим. Однако это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому, что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать, не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не улучшают его поведения, а порой даже становятся источниками новых конфликтов. Кроме того, такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка “отрицательных” черт характера. В результате страдают все: и ребенок, и взрослые, и дети, с которыми он общается. Часто он попадает в разряд "неуспевающих", при этом ощущает негативное отношение к себе. Ребёнка ругают взрослые, не играют сверстники, только в редких случаях гиперактивный ребенок становится лидером в коллективе. Многие замыкаются и начинают жить своей отдельной внутренней жизнью, у детей занижается самооценка. Задача воспитателю не дать этому случиться, чаще хвалить, потому что к выговорам и наказаниям такие дети не восприимчивы, но очень хорошо реагируют на похвалу и одобрение. Опыт работы показывает: наиболее удачный метод – направить энергию ребёнка в нужное русло, взять его к себе в помощники, назначать ответственным за что-либо. Когда такой ребёнок работает один или один на один с воспитателем он успешнее справляется с работой и не проявляет признаков гиперактивности.

Исходя из своих наблюдений, я пришла к выводу, что следует:

1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.

2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.

3. Делить работу на более короткие, но частые периоды. Использовать физкультминутки.

4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.

5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

6. Посадить ребенка во время занятий рядом со взрослым.

7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.

12. Предоставлять ребенку возможность выбора.

13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия - нет преимущества! Так же не следует забывать о работе с родителями. Доверительные отношения с родителями дадут возможность сформировать у них положительную направленность на организацию эмоционально-насыщенного взаимодействия с ребёнком. Родители должны понять, что их ребенок нуждается в медицинской консультации, в индивидуальном режиме дома и в детском саду, и в индивидуальном педагогическом подходе. Волевыми усилиями и насилием, постоянно наказывая и делая замечания, невозможно решить проблему. Такой подход только ухудшит поведение ребёнка и ни в коем случае не улучшит. От тактичности, осторожности педагога зависит реакция семьи и дальнейшая, совместная работа. Родителям предоставляется информация о гиперактивных детях. Цель данных консультаций заключается в необходимости донести информацию о важности изменения отношения к ребенку, к стилю взаимодействия с ним.

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать с ним — вполне посильная задача. Поэтому я считаю, что ребёнка надо принимать таким, каков он есть, из гиперактивных детей чаще всего вырастают чуткие, внимательные люди с оптимистическим настроем.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конфликты в профессиональной деятельности педагога ДОУ и конструктивные способы их преодоления СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ТЕМА: «Конфликты в профессиональной деятельности педагога ДОУ и конструктивные способы их преодоления» ЦЕЛЬ: выстраивание.

Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста Детские страхи и способы их коррекции у детей дошкольного возраста Страх — психическое состояние, связанное с выраженным проявлением астенических.

Коррекция гиперактивности у детей старшей группы Дмитриева Ольга НОД Тема: «Весенняя полянка». [Цель: снижение признаков гиперактивного поведения (двигательной активности; импульсивности,.

Мастер-класс для педагогов «Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Мастер-класс для педагогов: «Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста». Цель: повышение.

План-конспект индивидуального занятия «Снижение импульсивности и гиперактивности» Цель: снижение импульсивности и гиперактивности. Задачи: • развитие внимания, произвольности и самоконтроля; • элиминация гиперактивности.

Проблема адаптации детей в детском саду Одной из основных и сложных профессиональных задач, возникающих перед воспитателем детского сада является адаптация детей, которые впервые.

Проблема неправильного семейного воспитания как фактор расстройств поведения у детей Одной из актуальных проблем на современном этапе развития нашего общества является распространение расстройств поведения в детском и подростковом.

Проект «Пути преодоления трудностей к адаптации детей в ДОУ» Содержание. 1. Актуальность …. 2 2. Новизна ….3 3. Цель и задачи …. 4 4. Тип проекта.

Психологическое здоровье детей младшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Психологическое здоровье детей младшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Психологическое здоровье личности уходит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проблема гиперактивности детей и способы ее преодоления (доклад).
Опубликовано: 14 января 2017 в 17:01
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД