Проблемно-поисковая деятельность как средство самореализации личности дошкольника

Галина Мартышкина
Проблемно-поисковая деятельность как средство самореализации личности дошкольника

Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые создаются им в партнерстве со взрослым, а также познавательно-поисковой деятельности, имеющей основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребенка. Конечно, ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в поисковой деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир).

Поэтому перед педагогами стоят задачи:

1) Создавать условия для активизации умственной деятельности детей, развития потребности и желание приобретать новые знания.

2) Научить детей самореализовываться в окружающем мире.

3) Использовать различные средства и формы для познания окружающего мира.

4)Воспитывать положительные качества личности, сохранять индивидуальность каждого ребенка.

Как считает Л. С. Рубинштейн, «мышление обычно начинается с проблем или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия». Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс.

Для каждого конкретного занятия нужно какое-либо событие, вызывающее интерес детей и позволяющее поставить вопросы для поиска, исследования. Культурно-смысловыми контекстами для проблемно-поисковой деятельности выступают доступные и интересные дошкольникам типы исследования: опыт, игры-путешествия, путешествия в пространстве и т. д.

Учитывая актуальность проблемы, в процессе своей работы я использую игровые проблемно-практические ситуации:

Организация игровой проблемно-поисковой ситуации предполагает нарушение привычной организации учебно-познавательной деятельности, когда каждый ребенок получает индивидуальное задание педагога, выполняет его, при этом использует те знания и навыки, которые уже приобрел в процессе обучения, действует самостоятельно известными ему способами.

Игровая проблемно-поисковая ситуация создает «препятствие» или особые условия, которые не позволяют ребенку привычным путем организовать собственную деятельность.

На первых порах ребенок выбирает практический путь. Он проделывает всевозможные действия с объектом. Получение отрицательного результата сначала огорчает ребенка. Здесь важна поддержка взрослого, который помогает ему правильно относиться к «тупиковым» случаям, к неверному ответу, рассматривая его не как неудачу, а как один из путей приближения к истине.

Постепенно ребенок начинает понимать, что практические действия можно «совершить» в воображаемом плане, и представить результат, который при этом достигается. Ребенок начинает действовать в воображаемом плане, «просчитывать» всевозможные решения.

Совместная работа детей в подгруппе, проговаривание условий и способов решения, соединение отдельных элементов, предложенных разными детьми, в единое целое – все это рождает новый подход к решению проблемной ситуации. Коллективное обсуждение становится продуктивным при решении проблемной ситуации. Акценты переносятся на поисковую и эвристическую деятельность.

Эвристический эффект в такой ситуации возможен в том случае, если в процессе обучения дети не выполняли аналогичных заданий.

Как показывает опыт работы, чаще всего лидерами становятся активные и эрудированные дети, которые предлагают наибольшее количество вариантов, первыми «просчитывают» нерезультативные результаты.

Словесное обсуждение, продумывание способов решения, позволяют и малоактивным детям с пользой для себя участвовать в этой «работе»: общая ответственность за результат деятельности побуждает их помогать друг другу.

Игровая мотивировка поддерживает интерес детей на протяжении всего времени решения проблемной ситуации, создает положительный эмоциональный настрой.

Публикации по теме:

Познавательный центр в группе детского сада как дидактически организованное «поисковое поле» по теме «Вода в природе» Тема «Познавательный центр в группе детского сада как дидактически организованное «поисковое поле» ребенка в овладении окружающим миром».

Создание условий по развитию экспериментальной деятельности в группе. Экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой ярко выражены процессы возникновения и развития новых целей.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Космос
  • Архитектура, дома
Автор публикации:
Проблемно-поисковая деятельность как средство самореализации личности дошкольника
Опубликовано: 16 февраля 2014 в 21:46
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Физкультурный досуг для детей старшего возраста «Цветок здоровья»
Задачи:Укреплять физическое и психическое здоровье детей; развивать знания об организме человека, роли физических упражнений в его жизнедеятельности,...
Конспект развлечения в старшей группе «Веселые эстафеты»
Цель этого развлечения привить детям любовь к физической культуре; научить действовать сообща, сплоченно; следить за осанкой, за правильным выполнением...
Конспект открытого занятия по рисованию в ясельной группе «Ожерелье для куклы»
Конспект открытого занятия по рисованию в ясельной группе "Ожерелье для куклы" Программная сущность: 1. Обучать ребенка изображать нестандартным методом...
Самопрезентация «Я-воспитатель новой формации»
«Я – воспитатель новой формации» Здравствуйте, уважаемые члены жюри, коллеги. Меня зовут Куштова Наталья Гасанхановна. Вот подошел тур второй – презентация,...
Мастер-класс создания лэпбука «Барби!» (для детей старшего возраста).
Сегодня мы с Вами ещё раз поговорим о том, что же такое лэпбук? Я покажу, как был сделан лэпбук: «Барби». Итак, картонная папка-это и есть лэпбук, в ней...