Проблемно-поисковая деятельность как средство самореализации личности дошкольника

Галина Мартышкина
Проблемно-поисковая деятельность как средство самореализации личности дошкольника

Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые создаются им в партнерстве со взрослым, а также познавательно-поисковой деятельности, имеющей основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребенка. Конечно, ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности. Но, именно в поисковой деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир).

Поэтому перед педагогами стоят задачи:

1) Создавать условия для активизации умственной деятельности детей, развития потребности и желание приобретать новые знания.

2) Научить детей самореализовываться в окружающем мире.

3) Использовать различные средства и формы для познания окружающего мира.

4)Воспитывать положительные качества личности, сохранять индивидуальность каждого ребенка.

Как считает Л. С. Рубинштейн, «мышление обычно начинается с проблем или вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия». Этой проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс.

Для каждого конкретного занятия нужно какое-либо событие, вызывающее интерес детей и позволяющее поставить вопросы для поиска, исследования. Культурно-смысловыми контекстами для проблемно-поисковой деятельности выступают доступные и интересные дошкольникам типы исследования: опыт, игры-путешествия, путешествия в пространстве и т. д.

Учитывая актуальность проблемы, в процессе своей работы я использую игровые проблемно-практические ситуации:

Организация игровой проблемно-поисковой ситуации предполагает нарушение привычной организации учебно-познавательной деятельности, когда каждый ребенок получает индивидуальное задание педагога, выполняет его, при этом использует те знания и навыки, которые уже приобрел в процессе обучения, действует самостоятельно известными ему способами.

Игровая проблемно-поисковая ситуация создает «препятствие» или особые условия, которые не позволяют ребенку привычным путем организовать собственную деятельность.

На первых порах ребенок выбирает практический путь. Он проделывает всевозможные действия с объектом. Получение отрицательного результата сначала огорчает ребенка. Здесь важна поддержка взрослого, который помогает ему правильно относиться к «тупиковым» случаям, к неверному ответу, рассматривая его не как неудачу, а как один из путей приближения к истине.

Постепенно ребенок начинает понимать, что практические действия можно «совершить» в воображаемом плане, и представить результат, который при этом достигается. Ребенок начинает действовать в воображаемом плане, «просчитывать» всевозможные решения.

Совместная работа детей в подгруппе, проговаривание условий и способов решения, соединение отдельных элементов, предложенных разными детьми, в единое целое – все это рождает новый подход к решению проблемной ситуации. Коллективное обсуждение становится продуктивным при решении проблемной ситуации. Акценты переносятся на поисковую и эвристическую деятельность.

Эвристический эффект в такой ситуации возможен в том случае, если в процессе обучения дети не выполняли аналогичных заданий.

Как показывает опыт работы, чаще всего лидерами становятся активные и эрудированные дети, которые предлагают наибольшее количество вариантов, первыми «просчитывают» нерезультативные результаты.

Словесное обсуждение, продумывание способов решения, позволяют и малоактивным детям с пользой для себя участвовать в этой «работе»: общая ответственность за результат деятельности побуждает их помогать друг другу.

Игровая мотивировка поддерживает интерес детей на протяжении всего времени решения проблемной ситуации, создает положительный эмоциональный настрой.

Публикации по теме:

Познавательный центр в группе детского сада как дидактически организованное «поисковое поле» по теме «Вода в природе» Тема «Познавательный центр в группе детского сада как дидактически организованное «поисковое поле» ребенка в овладении окружающим миром».

Создание условий по развитию экспериментальной деятельности в группе. Экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой ярко выражены процессы возникновения и развития новых целей.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Космос
  • Транспорт
Автор публикации:
Проблемно-поисковая деятельность как средство самореализации личности дошкольника
Опубликовано: 16 февраля 2014 в 21:46
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Ратная палата» — музей I Мировой войны. (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....
Фотоотчёт. Выставка ко Дню матери «Куколка — самоделка»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать в своём фотоотчёте о взаимодействии с родителями ( мамами и бабушками) в преддверии...