Проблемы адаптации детей в детском саду.

Марина Романова
Проблемы адаптации детей в детском саду.

Эту статью я подготовила 2 года назад для родительского собрания. Материал собирала из разных источников: статьи в интернете, методической литературе, курсов повышения квалификации. Думаю прежде всего она будет интересна для воспитателей, которые только начинают свою работу в детском саду.

Проблемы адаптации детей в детском саду.

Первый раз в детский сад. Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут, как только дверь за мамой закроется! Почему одни чувствуют себя, как рыба в воде, а другие долго не могут освоиться в группе, не вступают в контакт с воспитателем?

Отрыв от дома, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми детьми могут стать для ребенка серьезной травмой. Малыш воспринимает это как лишение родительской любви, внимания и защиты.

3,5-4 года лучшее время для прихода детей в детский сад. Ребенок уже разговаривает, проявляет самостоятельность, появляется потребность в общении, с ним можно договориться. С другой стороны ребенок имеет определенные привычки, характер, ему трудно принять ту коллективную систему, которую представляет собой муниципальный детский сад. Т. к. не все мамы могут сидеть в декретном отпуске, дети начинают посещать детский сад с двух лет.

Здесь стоит остановиться на том, что адаптация ребенка тесно связана с проблемами адаптации родителей с детским образовательным учреждением. Для семьи приход ребенка в детский сад целое событие. У родителей оживают положительные и отрицательные воспоминания о детском саде в целом, о воспитателе, о запахах, еде или общении.

Если возраст семьи составляет от 3 до 7 лет, то она переживает 1 критический период, который выражается в росте разногласий, напряженности в семье.

Эти события могут оказаться неблагоприятным фоном для адаптации ребенка в детском учреждении. Поступление ребенка в детский сад является тестом на функциональную (здоровую) или дизфункциональную (нездоровую) семью. И самое главное, семья должна быть опорой для ребенка, которая поможет в этот трудный для него период.

Адаптация-это приспособление (существует как в растительном, так и в животном мире, процесс вхождения в определенную среду и изменение личности в соответствии с постоянно действующими раздражителями. Для ребенка это результат согласования с окружающим его миром дошкольного учреждения. Ее можно назвать бытовой адаптацией. Она включает: - четкий режим,

-отсутствие родных,

-постоянный контакт со сверстниками,

-необходимость слушаться и подчиняться,

-уменьшение постоянного внимания (кумир семьи).

Существуют дети:

1\легко воспринимающие новый образ жизни:

-дети из многодетных семей,

-дети из общежитий,

-по мнению астрологов это желанные дети,

-дети из семей, где много взрослых.

Таких детей немного до 2%.

2\Дети временно переживающие отрыв от семьи, но время переживания разное от 1 недели до 2 месяцев. Их 60-80%.

Критерии: сон, аппетит, эмоциональное состояние.

Если ребенок принимает изменения и требования позитивно, то адаптация проходит легко. Если негативно, то ребенок испытывает стресс. Реакция ребенка зависит от психофизических и личностных особенностей, семейных отношений и воспитания.

Прежде чем отдать ребенка в дошкольное учреждение,родителям

конечно же надо посетить детский сад, познакомиться с режимом, меню. Проконсультироваться у врача по вопросу мероприятий для повышения иммунной системы ребенка. Почему еще важна консультация врача? Потому что существуют анамнестические факторы риска, осложняющие адаптацию ребенка.

1)До родов: таксикозы, острые инфекции, стрессовые ситуации, в которые попадала беременная женщина…

2)Во время родов: осложнения при родах, асфиксия, родовая травма…

3)После родов: недоношенность, переношенность, масса тела >4кг, фоновые заболевания (рахит, анемия,наличие хронических заболеваний (пиелонефрит, частые ОРВИ…

Как показывает опыт, постепенный переход ребенка в ясли снижает риск возможных инфекций, облегчает привыкание к новым условиям.

Выделено 3 фазы адаптационного процесса:

1) Острая фаза или период деадаптации. Здесь проявляются крики, истерики, вредные привычки, регресс в развитии (до 1 месяца).

2) Подострая фаза или собственно адаптация. Поведение ребенка становится адекватным, отрицательные сдвиги уменьшаются. Состояние ребенка нормализуется (от3 до 5 месяцев).

3) Фаза компенсации или период адаптированности. Дети увеличивают темп развития, ведут себя спокойно,

Для того, чтобы адаптация прошла более сглажено, работа в группах построена так, чтобы у ребенка сформировалось положительное отношение к д\с:

-индивидуальный подход,

-гибкий режим посещения,

-общение со знакомыми вещами и игрушками из дома.

-учет привычек и стереотипов поведения,

-создание предметно-развивающей среды…

Познавательная деятельность - верный друг положительных эмоций, с другой стороны она тесно связана с игрой:

- игры с воспитателем,

-использование малых форм фольклора (песни, потешки, театрализации).

-игры с другими детьми.

-пальчиковые игры.

Совместные игры помогут в налаживании тесного контакта воспитателя и детей (прятки,игры-забавы). Игры с предметами (пирамидки, шнуровки, бусы, конструктор, застежки, вкладыши) затормозят отрицательные эмоции.

Сейчас на время адаптации маме можно находиться с ребенком в группе. Но роль у нее должна быть непассивная. Можно предложить маме выучить какую-нибудь игру, поиграть вместе со всеми детьми, участвовать в режимных моментах. И когда ребенок привыкнет к постоянству среды, когда вещи вокруг станут знакомыми, малыш успокоится. Постепенно он осознает, что новая обстановка не несет опасности, любопытство и любознательность отвлекут его от мамы, которая постепенно может уйти в раздевалку, а затем под каким-либо предлогом отлучится ненадолго. Стоит обратить внимание на тип общения ребенка, если он носит эмоциональный характер, то стоит постепенно перевести его на действия с дидактическими и сюжетными игрушками. Это поможет ему лучше освоиться в предметной среде садиковской группы.

Советы родителям на время адаптации:

1)укладывайте ребенка пораньше спать,

2)пастель должна быть удобная, проветренное помещение,

3) проводите спокойные игры вечером,

4)повысьте внимание к ребенку со стороны взрослых,

5)готовьте любимую еду,

6)надевайте удобную одежду и обувь,

7)учите навыкам самообслуживания,

8)не обсуждайте при детях проблемы,связанные с д/c

9)не пугайте и не наказывайте садиком,

10)не показывайте тревогу,

11)исключите долгие прощания,

12)продумайте ритуал прощания.

Вопросы, которые помогут понять, готов ли психологически ребенок к поступлению в ясли.

1)Какое общение (эмоциональное или предметное) предпочитает малыш?

2)Как ведет себя ребенок при расставании и встрече с близкими?

3)Любит ли играть самостоятельно с игрушками?

4)Нужна ли ему ваша помощь в игре? Каким образом он выражает потребность в сотрудничестве с вами?

5)Проявляет ли стремление к самостоятельности в быту (самообслуживание).

6)Охотно ли ребенок выполняет поручения взрослого (убрать игрушки, принести что-то).

7)Как ваш малыш реагирует на незнакомых людей? Охотно ли идет на контакт с ним или проявляет страх, отказ от общения?

8)Каким образом он налаживает контакт с ними?

9)Как ребенок относится к сверстникам. Выражает ли радость, готовность к общению или сторонится других детей?

Желаю удачи.

Публикации по теме:

Игрушки для новогодней ёлки своими рукамиИгрушки для новогодней ёлки своими руками Делала статью-консультацию для родителей. Информация интересна и полезна как родителям, так и воспитателям. Статью составляла (делала).

Презентация о проведении недели «Зимние игры и забавы» в детском саду Презентация о проведении недели «Зимние игры и забавы» в ГБОУ детский сад №994 с 21 января по 25 января 2013 года в детском саду проводилась.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Игрушки
  • Человек
Автор публикации:
Проблемы адаптации детей в детском саду.
Опубликовано: 10 мая 2013 в 21:46
+22
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет посещения музея «Дружбы народов». Подготовительная группа
Недавно мы с детьми подготовительной группы посетили выездной музей, который приехал в Магнитогорск. Предварительно была проведена беседа: что такое музей,...
Конспект занятия «День героев Отечества» для воспитанников 4 Группы с ОВЗ
Цель: Расширение знаний о детях - героях нашего времени. Задачи: - Познакомить с историей возникновения праздника. Расширить кругозор детей о героях...
Консультация для родителей «Гимнастика для глаз»
Очень важно помнить и не забывать, что зрение нужно беречь с раннего детства. А взрослые должны этому уделять большое значение. Сейчас дети очень много...
Мастер-класс «Зимняя сказка на окне».
Украшение помещений к Новому году в нашем детском саду идёт полным ходом, все проявляют творчество, выдумку и фантазию. В этом году я решила украсить окна...
Экологический макет «Земля-наш общий дом! Береги её!»
«Как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, Что вошло в разум и сердце из окружающего мира- от этого в решающей степени зависит, каким...