Проблемы реализации духовно-нравственного воспитания в современных условиях

Галина Клюкина
Проблемы реализации духовно-нравственного воспитания в современных условиях

“Народ, который не знает своей культуры и истории, - презренен и легкомыслен”.

Н. В. Карамзин

Я закончила музыкальное отделение Тамбовского педагогического училища №1 в 1979г., Мичуринский педагогический институт в 1984г. и с тех пор вот уже более 30 лет работаю музыкальным руководителем в детском саду. За время своей педагогической деятельности у меня сложились вполне определённые взгляды на важность духовно-нравственного воспитания детей, начиная с самого раннего возраста. Я считала и считаю, что без воспитания в детях общечеловеческих ценностей, уважения к старшим, к человеческому труду, без формирования любви к своей Родине, к своей национальной культуре и истории невозможно воспитать достойного гражданина своей страны.

Чем больше я задумываюсь о будущем России, о её подрастающем поколении, тем больше меня тревожат появляющиеся в последние годы элементы бездуховности, безверия, немотивированной агрессивности в поведении детей. Воспитание на бессодержательных западных мультфильмах, где преобладают элементы насилия и грубости, не могут не вызвать оторванности от идеалов отечественной культуры, от исторического опыта прошлых поколений, отстоявших честь и независимость страны. По мере своих сил я стараюсь воспитать в детях гордость за свою Родину, за её великое культурное наследие.

В настоящее время материальные ценности во многом доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Однако формирование основ моральных качеств должно начинаться ещё с дошкольного возраста. От того насколько успешно это будет осуществлено, во многом зависит духовно - нравственное развитие ребёнка. Наше общество нуждается не только в образованных и хорошо знающих своё дело специалистах, но в первую очередь высоконравственных, духовных людях, обладающих чертами гармонично развитой личности. Хорошее образование ещё не гарантирует духовно-нравственную воспитанность, его уважительное отношение к другим людям.

Правильно привить детям нравственные знания важно не только для самого ребёнка, но и для создания здоровой духовно-нравственной атмосферы в коллективе. Ребёнку и в детском саду, и далее в школе, на работе предстоит жить в коллективе, поэтому давать ему правильные представления о нормах поведения необходимо с самых ранних лет. Ребёнку следует наглядно показать последствия нарушения норм поведения по отношению к окружающим, подчеркнуть негативные последствия такого поведения как для окружающих, так и для самого ребёнка. Я считаю, что даже с дошкольного возраста, ребёнок должен поступать в соответствии с интересами окружающих его людей. Решая эту задачу, я, как педагог, способствую формированию устойчивых духовно-нравственных свойств личности ребёнка. В дошкольном возрасте закладывается фундамент духовно-нравственного развития ребёнка. Из своей педагогической практики я пришла к пониманию того, что усвоить правильные морально-этические основы и духовно-нравственные качества ребёнку гораздо эффективнее на основе русского народного фольклора и детских сказок. Они бесценны своей ненавязчивой поучительностью и непосредственностью, помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Знакомство с ними обогащает и облагораживает детей, они стремятся подражать полюбившимся им героям. Проживая в театрализованных играх жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту. В русских народных заложена воспитательная ценность, в них отражены такие черты русского народа, как трудолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели. Сказки воспитывают гордость за наш народ, прививают любовь к своей Родине.

В настоящее время проблема духовно-нравственного воспитания стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин для этого в нашей жизни предостаточно, как социальных, так и идеологических. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду связи с прошлым, потере чувства сопричастности к истории нашей страны. Катастрофическое падение общего уровня духовности и нравственности в первую очередь негативно сказывается как на психологическом, так и на физическом здоровье ребёнка. Я всё больше прихожу к осознанию того, что для духовного возрождения России недостаточно только способного, высокообразованного подрастающего поколения. Нравственность, духовность невозможно усвоить посредством образования. Я уверена, что любовь, сострадание, вера, доброжелательность должны воспитываться у ребёнка, как неотъемлемая часть формирования его как достойного гражданина своей страны.

Публикации по теме:

История старинных вещейИстория старинных вещей Хочу познакомить вас с памятной для меня историей старинных бабушкиных туфель. Моя бабушка, ветеран труда, учитель начальных классов,.

Отчет экспериментальной площадки по духовно-нравственному воспитанию и этнической культуре КубаниОтчет экспериментальной площадки по духовно-нравственному воспитанию и этнической культуре Кубани «Система совместной творческой деятельности детей, педагогов и родителей по изучению, освоению традиций, духовно-нравственной и этнической.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Профессии и труд
  • Этикет
Автор публикации:
Проблемы реализации духовно-нравственного воспитания в современных условиях
Опубликовано: 1 января 2014 в 23:06
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Акция «Творим вместе с детьми»
Я рисую, я могу, Я и маму научу! Только мама захоти, Только папа помоги! Вместе мы творить начнем, Перепачкаем весь дом. Ну и ладно, ну и пусть....
Коллективная работа детей первой младшей группы «Волшебная ёлочка»
В преддверии новогодних праздников, я со своими малышами решила сделать коллективную работу "Волшебная ёлочка" из элементов ладошек. Цель: 1....
Фотоотчет по аппликации с элементами рисования «Заснеженные деревья» в...
Цель: учить создавать картину зимнего пейзажа из ваты. Задачи: развивать умение детей делать аппликацию из ваты, обогащать аппликативную технику....
Познавательно-исследовательская деятельность в младшем дошкольном возрасте «Мир щёток»
«Мир Щёток» Задачи: -Познакомить детей с видами щёток, показать их разнообразие( щётка для пола, для одежды, для обуви, щётка-смётка, зубная щётка, щётка для...
Фото отчёт о проведении праздничного концерта посвящённого Дню Матери в...
29 ноября вся страна отметила день самых милых, дорогих, красивых и любимых мам. Наша группа не стала исключением. Целый месяц мы готовили праздничный...