Процесс адаптации детей раннего возраста к условиям группы ДОУ.

Марьям Хайдарова
Процесс адаптации детей раннего возраста к условиям группы ДОУ.

Как показывает практика, в большинстве случаев, поступление ребенка в ДОУ сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней справляются. У ребенка, начавшего посещать ДОУ могут проявляться беспокойство, страх и депрессивные реакции (заторможенность, вялость, безучастность, особенно у детей с высоким уровнем эмоциональной зависимости от родителей. Могут преобладать повышенная возбудимость, раздражительность. Эта ситуация требует особого внимания окружающих ребенка взрослых - родителей и педагогов.

Успешности процесса адаптации способствует профилактическая работа по психологическому обеспечению адаптационного периода к условиям ДОУ:

• беседа с родителями по проблеме адаптации;

• наблюдения за каждым ребенком;

• рекомендации родителям и воспитателям по профилактике дезадаптации.

В трудностях адаптационного периода, степени выраженности адаптационных нарушений прослеживается взаимосвязь между:

• предшествующими условиями воспитания, под влиянием которых формируется система высшей нервной системы;

• своеобразием межличностных взаимоотношений взрослых и детей, уровнем привязанности ребенка к матери;

• индивидуальными особенностями ребенка - возрастными, психологическими, психофизиологическими;

• спецификой психолого-педагогического воздействия в ДОУ, созданными социальными условиями, средой.

Некоторые индивидуальные особенности развития ребенка могут быть причиной социальной дезадаптации, конфликтности, такие как:

• отсутствие навыков общения;

• неадекватное оценивание себя в ситуации общения;

• высокое требование к окружающим;

• эмоциональная неуравновешенность;

• тревожность, замкнутость, напряженность, робость.

В этой связи особую важность занимают вопросы психологической диагностики и профилактики дезадаптации. Процесс адаптации ребенка во многом зависит от того, как педагогический коллектив - воспитатели и психолог сумеют понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно уменьшить пространство стресса вокруг ребенка, снять эмоциональное напряжение. Организация среды в группе ДОУ и взаимодействия с воспитателем, со сверстниками должно быть комфортно для пребывания ребенка. Методы и приемы, используемые воспитателями при этом:

• беседы с родителями;

• анкетирование;

• наблюдение за ребенком;

• развивающие игры.

Важно, чтобы ребенок видел в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Общение должно возникать на основе взаимодействий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатор игр всегда - взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей, места проведения и т. д.

На протяжении первого месяца адаптации к условиям ДОУ (при усложненной адаптации и последующих месяцев) необходимо отслеживание периода адаптации с помощью методики «Лист адаптации» А. Остроуховой («Обруч»,№3,2000). Критериями адаптации служат поведенческие реакции ребенка: эмоциональное состояние, социальные контакты, сон, аппетит. Каждый из критериев оцениваться от +3 до -3, т. е. от полной адаптации до полной дезадаптации. Суммарно по всем 4 критериям можно получить +12 или -12, в интервале чего определяются уровни адаптации. Уровень, т. е. успешность адаптации, выводится из взаимосвязи продолжительности адаптационного периода (А) и поведенческих реакций (П).

Первые признаки того, что ребенок адаптировался:

1. хороший, стабильный аппетит,

2. спокойный послеобеденный сон,

3. желание общаться с другими детьми и взрослыми,

4. адекватная реакция на любое предложение воспитателя,

5. адекватное эмоциональное состояние.

Публикации по теме:

Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОу Проблема Трудности, возникающие в процессе адаптации детей раннего возраста к детскому саду Актуальность Адаптация-это серьёзное испытание.

Презентация по адаптации 1 слайд - Адаптация ребенка к детскому саду 2 слайд - Что такое адаптация 3 слайд - Цель и задачи адаптации 4 слайд - Степени адаптации.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Процесс адаптации детей раннего возраста к условиям группы ДОУ.
Опубликовано: 28 июля 2013 в 19:54
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс объемной аппликации «Скоро лето»
Самые маленькие жители леса спрятались в густой траве. Кто же там скрывается? Это божья коровка, бабочка, улитка и пчелка. Какое нарядное лето!...
Мастер-класс по пошиву подушки-бабочки
Уважаемые коллеги! Хочу познакомить Вас с моим увлечение - шитьё. Мне надоели обычные подушки, захотелось чего то интересного и необычного добавить в...
Проектная деятельность в младшей разновозрастной группе «Огород — круглый год».
Актуальность проекта: Дети дошкольники в младшей группе имеют недостаточное представление об овощах, о том, где они растут, как за ними ухаживать, и их роли...
Приглашение на выпускной. Подсолнушек. Мастер класс.
Как на крыльях время мчится Пролетая день за днем Скоро мы пойдем учиться Скоро в школу мы пойдем! Да, время действительно пролетело незаметно....
Неделя чувашской культуры. Фотоотчет.
Неделя чувашской культуры. Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит - и...