МААМ-картинки

Продолжение картотеки дидактических игр и упражнений в старшей группе: «Основы первоначальной грамоты»

Лариса Малышева
Продолжение картотеки дидактических игр и упражнений в старшей группе: «Основы первоначальной грамоты»

Дид. игра «Найди свой домик 2»

Цель: Учить детей делить слова на слоги.

Ход: Воспитатель каждому ребенку дает предметную картинку (животное или птицу). По сигналу воспитателя дети кладут картинку в домик, в соответствии с количеством слогов. Если в слове 1 слог, то картинку в синий домик, потому что у него одно окно и т. д.

Дид. игра «Том и Тим»

Цель: Учить детей различат твердые и мягкие согласные звуки.

Ход: Дети по очереди берут 1 предметную картинку, называют первый звук в слове. Далее определяют твердый он или мягкий. В соответствии с этим кладут картинку к нужному гному.

Публикация «Продолжение картотеки дидактических игр и упражнений в старшей группе: „Основы первоначальной грамоты“» размещена в разделах

Дид. игра «Куб – Волшебные звуки»

Цель: Формировать умение детей давать характеристику звукам речи, используя соответствующие символы, подбирать к символам звуки. Развивать фонематический слух; возможность выделять звук на фоне слова; придумывать слова на заданный звук; определять позицию звука в слове.

Описание куба: На гранях куба изображены символы звуков:

красный - гласный звук,

синий – твердый согласный звук,

зеленый – мягкий согласный звук.

Ход: Ребенок бросает кубик, ловит его и выполняет задание в соответствии с символом выпавшим на грани.

1. Назвать звук в соответствии с характеристикой по условным обозначениям.

2. Назвать слово на заданный звук.

3. Придумать слово с заданным звуком, определить положение звука в слове.

4. Найти и принести из группы предметы (картинки) с заданным звуком.

Дид. игра «Плывет, плывет кораблик».

Цель: Продолжать учить детей измерять длину слов.

Ход: Воспитатель каждому ребенку дает предметную картинку. По сигналу педагога дети прохлопывают каждый свое слово и распределяют картинки в соответствии с количеством слогов. Если слово состоит из одного слога, то ребенок кладет картинку в первый корабль, так как у него одна труба, два слога – корабль с двумя трубами, три слога – корабль с тремя трубами.

Дид. игра «Разноцветные огоньки»

Цель: Учить детей различать гласные и согласные звуки.

Ход: Перед каждым ребенком лежит домик и 3 фишки (синяя, зеленая и красная). Воспитатель произносит по очереди звуки. Услышав звук, дети выкладывают в окошечке дома фишку определенного цвета. Если они услышат гласный звук, то выкладывают красную фишку, если твердый согласный – синюю, если мягки согласный – зеленую.

Дид. игра «Чудесный мешочек»

Цель: Развивать умение детей определять место звука в слове.

Материал : Для игры понадобится «Чудесный мешочек» и 10 – 15 игрушек или картинок, 3 схемы слов с изображением в них места звука.

Ход: В игре принимают участие от 1 до 3 игроков. В начале игры дети вместе с педагогом называют каждую игрушку, выделяя изучаемый звук. Все игрушки складываются в мешок и перемешиваются. Ребятам предлагается на ощупь угадать игрушку. Затем определить место звука в ее названии, ребенок кладет игрушку возле нужной схемы

Дид. игра "Звуковое дерево"

на 3-х чудесных деревьях растут листья синего, зелёного и красного цвета. Детям раздаются картинки. Ребёнок определяет первый звук и сообщает, где "растет" слово. Пример: слово "машина" на дереве с синими листьями, т. к первый звук в слове согласный, твёрдый.

Дид. игра "Сигнальщики"

У детей сигнальные карточки синего и зелёного цвета. Если в слове, названном логопедом первый звук звучит твёрдо, дети показывают синюю карточку, если мягко-зелёную.

Дид. игра "Доскажи звук "

Цель: научить выделять в слове последний звук по представлению.

Ход игры: Игру можно проводить с перекидыванием мяча. Логопед произносит предложение, не досказывая последнего звука в последнем слове, и бросает мяч любому играющему. Тот ловит мяч и досказывает нужный звук. Какой я пропустила звук?

Ходит по лесу хорёк, хищный маленький звере.

Голосок твой так хорош, очень сладко ты поё.

Лежебока рыжий кот, отлежал себе живо.

Дид. игра "Поезд"

Цель: отработка навыков выделения первого и последнего звука в слове.

Ход: детям предлагают составить поезд из вагончиков- карточек. Как в поезде вагоны сцеплены друг с другом, так карточки должны соединяться только при помощи звуков. Последний звук должен совпадать с первым звуком следующего названия, тогда вагоны нашего поезда будут прочно соединены. Первая карточка- электровоз, у неё левая половинка пустая. В последнем вагончике тоже есть незагруженное пространство - правая половинка пустая. Играть может несколько человек. Все карточки раздают играющим поровну. Каждый в свой ход подкладывает к крайней картинке подходящую, то есть имеющую в названии первый звук такой же, какой был последний звук в данной крайней карточке. Таким образом, в названиях левых картинок всегда выделяется первый звук, а в названии левых - последний звук. Это надо учитывать и не помещать справа картинки, имеющие в названиях звонкие согласные в конце слова.

Дид. игра "Пропускаем мы во двор слов особенный набор".

Цель: Развивать фонематический слух.

Ход: Педагог предлагает детям изобразить закрытые ворота: ладони повернуть к лицу, соединить средние пальцы, большие пальцы обеих рук поднять вверх. Далее объясняет, что во двор мы будем "пропускать" только слова со звуком, символ которого ставится на видное место. Дети открывают ворота (ставят ладони параллельно друг другу, если слышат в слове заданный звук. Если в слове нет указанного звука, ворота захлопываются. По окончании игры можно предложить детям вспомнить все слова, которые они "пропустили во двор".

Дид. игра "Утки и окуни".

Цель игры: научить узнавать на слух и различать в словах ударные гласные О и У.

Ход игры:

Дети делятся на 2 команды - окуни и утки. Они двигаются произвольно по площадке. Ведущий произносит поочерёдно слова то с ударным звуком У, то с ударным О. Дети-"окуни" должны замереть, когда услышат слово со звуком О, а "утки" - когда услышат слово с У. Кто не останавливается вовремя, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся и дольше всех остался на площадке.

Слова для игры: обруч, овощи, осень, ослик, остров, отдых, отпуск, Оля, озеро, овцы, орден,

облако, угол, удочка, ужин, улей, отпуск, умный, уголь, узкий.

Публикации по теме:

Картотека дидактических игр и упражнений в старшей группе: «Основы первоначальной грамоты» Дид. игра «Магазин» Цель: Продолжать учить детей определять первый звук слова. Ход: Воспитатель – продавец, дети – покупатели. Продавец отпускает.

Упражнения для развития слогового анализа и синтеза УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА 1. Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Продолжение картотеки дидактических игр и упражнений в старшей группе: «Основы первоначальной грамоты»
Опубликовано: 31 марта 2012 в 16:16
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД