Получи документы

Консультация для педагогов «Проведение родительских собраний в нетрадиционной форме» (часть II)

Ольга Павлова
Консультация для педагогов «Проведение родительских собраний в нетрадиционной форме» (часть II)

часть 1

11. В качестве перехода к практической части можно использовать обращение к опыту родителей. Например: «Вспомните, пожалуйста, что вы говорите своему ребёнку, когда он ….»

Методы практической части собрания.

1. Работа в микрогруппах

Очень эффективная форма организации родителей. Это хорошая возможность дополнительного влияния на динамику собрания. Вариантов деления на микрогруппы очень много. Какие, например?

Публикация «Консультация для педагогов „Проведение родительских собраний в нетрадиционной форме“ (часть II)» размещена в разделах

Разноцветные стикеры. Участники встают в круг и закрывают глаза. Педагог прикрепляет на спину каждому цветной листочек. По команде тренера все открывают глаза. После чего все участники объединяются в группы. Либо при входе в группу, каждый родитель берет со стола цветовой жетон.

Собери пословицу. Раздаются фрагменты пословицы, все фрагменты раскрашены в разные цвета. Например 1 – в красный, 2 – в зеленый, 3 – в желтый. Нужно собрать пословицу. В результате получится несколько групп, в зависимости от количества пословиц.

Клад. В емкости с сыпучим материалом (песок, крупа) спрятаны фишки или какие-либо предметы нескольких видов, по количеству микрогрупп (две-три). Родители достают фишки и делятся на группы.

2. Предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения

Педагог предлагает к обсуждению две точки зрения на одну и ту же проблему. Родители высказывают и обосновывают свое отношение к ним.

3. Анализ педагогических ситуаций

4. Прием «Острое блюдо», «Клубок вопросов», «Конверт дружеских вопросов»

Короткие вопросы по теме собрания, вложенные в перечницы, под музыку раздаются родителям. Время для ответа 1-3 минуты.

5. Анализ детских рисунков

Такое задание способствует повышению внимания родителей к переживаниям ребенка, осознанию собственной позиции принятия ребенка, эмпатического взаимодействия с ним. Например, в ходе круглого стола в подготовительной группе, я использовала рисунки детей на тему «Я в школе», родителям предлагалось проанализировать рисунки и ответить на ряд вопросов. Такой метод эффективно повышает эмоциональную чувствительность родителей к значимым переживаниям ребенка.

6. Работа с карточками – фразами.

В рамках этого же круглого стола был реализован данный метод. Я раздавала корточки веером, тыльной стороной вверх. На карточках были написаны фразы, часто употребляемые взрослыми. Участникам предлагалось попробовать предугадать, как повлияют эти фразы на будущего первоклассника, какие чувства и переживания они вызовут у него.

7. Анализ мотивов детского и родительского поведения;

8. Анализ литературных произведений и мультипликационных фильмов, в которых затрагиваются проблема собрания;

9. Моделирование, проигрывание ситуации.

«Успокойте плачущего ребенка», или «Найдите подход к ребенку, который не жалеет выполнить вашу просьбу»

10. Игровые методы («волшебный микрофон», «передай мяч», «собери гроздь винограда», «собери пирамидку»)

На семинаре практикуме «Поощрение и наказание» в средней группе, я использовала упражнение «Гроздь винограда». Это моя модификация игры «Собери пирамидку». Почему именно гроздь – потому что этому упражнению предшествовала притча о воспитании, про лозу винограда.

Однажды к мудрецу пришла молодая крестьянка и спросила:

— Учитель, как следует мне воспитывать сына: в ласке или в строгости? Что важнее?

— Посмотри, женщина, на виноградную лозу, — сказал мудрец. — Если ты не будешь её обрезать, не станешь, из жалости, отрывать лишние побеги и листья, лоза одичает, а ты, потеряв контроль над её ростом, не дождёшься хороших и сладких ягод. Но если ты укроешь лозу от ласки солнечных лучей и станешь заботливо поливать её корни каждый день, она совсем зачахнет.

И лишь при разумном сочетании и того, и другого тебе удастся вкусить желанных плодов.

Суть этих упражнений в том, что родитель берет ягодку, колечко пирамидки, или еще что – то, зависит от вашей фантазии, и помешает ее в гроздь, называя качество, которым он хотел бы наделить своего ребенка?

11. Психологические игры и упражнения (Игра «14 предметов», упражнение на «принятие», «Портрет моего ребенка», «Перевертыши», «Рисуем Строго родителя»).

На семинаре практикуме «Поощрение и наказание» в средней группе, я использовала игру «Перевертыши». Суть игры – повернутся к детям – куклам лицом, для этого нужно было поменять «Ты – высказывания», написанные на бумаге на «Я – высказывания». Игра помогла родителям понять, что когда они используют ты – высказывания, они, образно говоря повернуты спиной к ребенку – не видят его чувств и поступают авторитарно. И в ходе данной игры они научились использовать я – высказывания.

Упражнение «Праздник хвастунов». В течение минуты необходимо назвать как можно больше положительных эффектов для группы от своего участия в ее работе. Соревновательный контекст этого упражнения позволяет родителям раскрепоститься, творчески подойти к поиску все новых своих вкладов в групповой процесс.

Упражнение «Рисуем Строго родителя». Микрогруппы, состоящие из 3-4-х человек получают листы бумаги, краски – и задание изобразить «Строгого», не переговариваясь друг с другом.

Упражнение «Портрет моего ребенка». Обсуждение, составление группового портрета.

Цель: Помочь родителям увидеть положительные стороны ребенка. Родители самостоятельно «рисуют» психологический портрет своего ребенка. Далее происходит анализ полученных данных и создание коллективного портрета.

В две колонки родители выписывают положительные и отрицательные качества своих детей.

Упражнение на «принятие»

Инструкция: двое желающих выходят за дверь. Оставшимся дается инструкция: задумать предмет из тех, которые находятся в помещении, и место, на которое необходимо его перенести. Сложность упражнения заключается в двух моментах:

1) ни сам предмет, ни его новое место не называются напрямую, а ответы с уточнением на вопросы водящего носят завуалированный, расплывчатый характер;

2) группа получает задание: первому игроку давать отрицательное подкрепление его слов и поступков (с помощью критики, негативных оценок отдельных его действий и личности в целом, пренебрежительной невербальной информации, а второму – положительные (используя слова поддержки, радости за успешные действия, уверения в пустячности совершённых неверных поступков, восхищения, комплиментов и т. д.).

Обсуждение:

– Как вы чувствовали себя в своей роли?

– Какие чувства вызывала у вас реакция группы?

– Как вы чувствуете себя сейчас?

– Какие выводы вы можете сделать из этого упражнения?

В ходе обсуждения упражнений идет выход на модель поведения взрослых, на стиль взаимодействия с ребенком, который способствует развитию адекватной самооценки.

Игра «14 предметов» Цель: создание условий для понимания разнообразия норм и взглядов, ценностей и позиций разных людей.

Описание игры

Предварительно педагог подготавливает и собирает вместе несколько предметов (в данном случае 14, которые можно встретить дома у каждого человека. При этом они не принадлежат к одной и той же сфере использования (учеба, работа, быт и т. п.). Таким образом, получается набор предметов, напрямую не связанных между собой, например: ножницы, тетрадь, маркер, фотопленка, зубная щетка, кнопки, бутылка, перочинный нож, магнит, пилка для ногтей, полиэтиленовый мешок, плоскогубцы, моток веревки, газета. Пред началом игры все 14 предметом хаотично разбрасываются вокруг стула, стоящего в центре комнаты.

Правила игры:

• Участники входят в комнату и садятся, размещаясь вокруг описанной выше композиции.

• Педагог поочередно задает вопрос: «Как вы считаете, что вы видите перед собой?», - при этом ответ должен быть получен от каждого из участников. Ответы на вопрос могут быть разными, но в них, как правило, обязательно звучат слова «хаос», «беспорядок».

• Педагог соглашается с тем, что это беспорядок и предлагает всей группе навести здесь порядок, соблюдая два условия:

• Участники не должны общаться вербально;

• На наведение порядка дается ровно 10 минут.

• При анализе игры необходимо детально восстановит ход событий. Затем педагог задает по кругу еще один вопрос: «Можно ли назвать порядком то, что вы видите перед собой?"»

• Для активизации дискуссии можно задать и другие вопросы:

• Почему конечная композиция выглядит именно так?

• Чем руководствовались участники при наведении порядка?

• Учитывалось ли при совершении собственных действий мнение других?

3– заключительная часть. СЛАЙД 11

Вербальные формы обратной связи

1. Игра «Слово дня»

Предлагается одним словом выразить свое отношение к проведенному собранию.

2. Блиц – опрос

Педагог задает вопросы по теме собрания, а родители дают быстрые и короткие ответы.

3. «Полезный совет»

Каждый участник получает карточку, в которую вписывает совет какому-нибудь

участнику. Советы можно давать в юмористической, афористической форме.

4. Игра «Чудесная сумка»

Педагог предлагает участникам собрания ответить, что они хотели бы положить

в сумку и взять с собой в будущее из приобретенных знаний, умений, навыков.

5. «Незаконченные предложения»

Самый главный вопрос, который был поставлен сегодня, - это…

Сегодня мне стало понятно, что…

6. «Праздник хвастунов»

Каждый участник говорит, чему он научился. Обязательно начинать нужно с фразы: «А я сегодня…» Или модификация – говорит, что он сегодня сделал для получения общего результата.

Образные формы обратной связи

7. «Рисунок дня»

Родители выражают свое отношение к собранию с помощью соответствующего

рисунка, поясняя, при необходимости его смысл.

8. «Цветные полоски»

Выражают отношение родителей к собранию, его эффективности, полезности дня них.

9. «Снежинка»

На каждом векторе родители отмечают в баллах:

* интерес, * полезность информации,

* степень трудности заданий, игр, упражнений; * новизна, * отношение к заданиям (эмоциональное, * самореализация, самооценка,

10. «Пиктограммы» (смайлики)

Оценочная анкета

11. Бланк анкеты

12. «Тройная оценка». Дается бланк, разделенный на 3 части. В 1 части – отмечается то, что понравилось, во 2 – что не удовлетворило, а в 3 – предложения по повышению эффективности. Полученные ответы, при желании, можно обсудить со всей группой родителей

В целом, это те основные моменты, которые позволяют создать доверительную атмосферу на собрании, способствуют повышению психолого-педагогической компетенции родителей, и активизируют группу на совместную работу.

Прикреплённые файлы:

moja-prezentacija_tdejc.pptx | 328,34 Кб
 
Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений в процессе художественно-творческой деятельности Предлагаю Вашему вниманию интерактивный плакат "Формирование элементарных математических представлений в процессе художественно-творческой.

Проведение родительского собрания в форме мультимедийной презентации СЛАЙД 1 Современный процесс взаимодействия семьи и дошкольного учреждения строится на принципе сотрудничества и партнёрства. Но для того.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Проведение родительских собраний в нетрадиционной форме» (часть II)
Опубликовано: 28 октября 2014 в 00:11
+72Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 68.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД