Продуктивные виды деятельности в развитии мелкой моторики рук как средство активизации речи дошкольников

Людмила Таюрская
Продуктивные виды деятельности в развитии мелкой моторики рук как средство активизации речи дошкольников

Развитый мозг и неразвитая рука - вполне закономерное при современном образе жизни явление. Но слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать. Помня о взаимосвязи движений пальцев рук с речевыми центрами в коре головного мозга, нужно позаботиться о своевременном развитии речи ребёнка уже с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь.

Дети с особенностями в развитии в большинстве своём пассивны и не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Взрослым, в этой ситуации, необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности.

У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

Основной формой воздействия на ребёнка в детском саду являются организованные занятия. Однако с детьми с особенностями развития более эффективным является индивидуальная работа, где ведущая роль принадлежит взрослым. Вся работа строится на результатах диагностического обследования каждого ребёнка, учитываются индивидуальные трудности в развитии. Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения и применения таких методических приёмов, которые привлекают внимание и заинтересованность каждого ребёнка.

Совместно с логопедом подобрала и адаптировала для детей коррекционной группы система физкультминуток и динамических пауз. Разработана система занятий с использованием пальчиковых игр, элементов логоритмики для детей с ДЦП.

Для параллельной стимуляции речевой и двигательной активности широко использовались игры со стихами, сопровождающиеся одновременным выполнением движений (с начала пассивным, затем пассивно-активным, и наконец, активным). Все игры подобраны с учётом уровня двигательного развития детей.

Использовались различные стишки, песенки, потешки, которые сопровождали действия ребёнка и взрослого не только на занятиях, но и в режимные моменты. Всё это, в свою очередь, способствовало созданию положительного эмоционального настроя, развитию чувства ритма и закреплению связи между предметом, действием и словом.

Регулярные упражнения с металлическими и каменными шарами улучшали память, умственные способности ребёнка, устраняли его эмоциональное напряжение, развивали координацию движений, силу и ловкость рук. Для таких упражнений удачной находкой оказались грецкие орехи, «ёжиками» - мячики массажёры, мячики различной величины.

Развивающая среда группы дополнилась уголком для развития мелкой моторики, куда вошли:

- всевозможные игровые массажёры;

- бусы из разного материала (тесто, дерево, пластмассы);

- тренажёры из пуговиц, шнуровки;

- пособия из природного материала (шишек, камней, песка, воды и крупы).

Изобразительная деятельность является первой продуктивной деятельностью ребёнка дошкольника. Изучив работы таких авторов, как Е. Н. Лебедева, Ю. В. Захарова по использованию нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития, мы стали использовать на занятиях по рисованию следующие нетрадиционные техники:

- монотипия;

- рисование под музыку;

- техника (печатания листьями);

- техника рисования нитками;

- техника печатания бумагой и т. д.

Эти приёмы и материалы не требуют высокого уровня владения карандашом и кистью, поэтому в процессе работы в этом направлении у детей активизируется развитие психических процессов, совершенствуется моторика (дифференцируются мелкие движения пальцев, кисти) зрительно- двигательная координация, раскрывается творческий потенциал детей с интеллектуальной недостаточностью.

На занятиях с использованием нетрадиционной техники изображения развивались ориентировочно- исследовательская деятельность детей.

При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети узнавали её свойства: густоту, твёрдость, вязкость. Ознакомлению с новыми цветами, их оттенками помогали игры с цветом. Всё необычное привлекало внимание детей, заставляло удивляться. В результате повысился уровень познавательного интереса, дети стали задавать вопросы педагогу, друг другу, происходило обогащение и активизация словарного запаса.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулировала положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывала радостное настроение у детей, снимала страх и неуверенность перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования.

Для расширения кругозора детей с помощью родителей в группе собрана коллекция учебных и познавательных видеофильмов и аудио записей:

- «Пальчиковые игры»;

- «Азбука- малышам»;

- «Арифметика- малышам»;

- «Сказки разных авторов».

Развивающая среда в группе создана таким образом, что она наиболее оптимально способствует коррекции нарушений у детей. Удобно расположенные зоны:

- оформила уголок «Три поросёнка»;

- игровая зона мягких модулей;

- зона для отдыха, релаксация, уединение;

- зона двигательной активности.

В результате применения такой системы работы с детьми, в которую вошли обогащение эмоциональной сферы ребёнка, предметно- развивающей среды с учётом особенностей развития детей, использование подручных и природных материалов в индивидуальной работе, можно утверждать об её эффективности. Этот факт подтверждается данными диагностических обследований детей. У детей, по сравнению с первоначальным обследованием, повысился познавательный интерес к окружающему и эмоциональный отклик на продуктивные виды деятельности, дети стали проявлять более активную заинтересованность в занятиях со взрослыми, а самое главное, заметно улучшилась речь - дети свободно задают вопросы взрослым и сверстникам, пытаются самостоятельно что-то объяснить или рассказать, повторяют заученные стихи, потешки, воспроизводят знакомые песенки.

Публикации по теме:

Готов ли ребенок к школе? Успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. В школе большая нагрузка ложится на.

Подготовка руки ребенка к письму! Как часто приходиться слышать от учителей: "Интеллект моих первоклассников развит хорошо. Понимают причинно - следственные связи простых.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Насекомые и пауки
  • Транспорт
Автор публикации:
Продуктивные виды деятельности в развитии мелкой моторики рук как средство активизации речи дошкольников
Опубликовано: 4 декабря 2013 в 12:27
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский мастер класс «Открытка для мамы»
Детский мастер класс "Открытка для мамы". Людмила Руденко. Детский мастер класс "Открытка для мамы". Доброе утро уважаемые коллеги. Хочу представить...
Стенгазета «Большие и маленькие, играем вместе».
Стенгазета "Большие и маленькие, играем вместе". Форм работы с родителями существует не так уж мало. Бывает, что родители наших воспитанников...
Конструирование в первой младшей группе.
Конструирование в первой младшей группе. Игру чудесную устроим И город сообща построим, Пусть будут в нём дома, дороги и мосты, А рядом сад растёт для...
Дидактическая игра по достопримечательностям родного Белгорода
Каждый человек, который любит свой родной город и ценит его неповторимость, традиции и достопримечательности, непременно хочет поделиться его красотами с...
Продуктивный результат реализации познавательно-исследовательского группового проекта...
Уважаемые коллеги, с июня по июль 2017 года в нашей средней группе был реализован краткосрочный, познавательно-исследовательский, групповой проект...