Получи документы

Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник

Соболева Анна Викторовна
Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник

Проект

«Развитие художественно творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник изображения»

Тема проекта

«Развитие художественно творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник изображения»

Тип проекта

Образовательный

Вид проекта

Творческий;

Групповой;

Долгосрочный.

Публикация «Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник» размещена в разделах

Участники проекта

Дети старшего дошкольного возраста.

Актуальность

Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей. Изучение этой проблемы насущно в связи с тем, что главное условие прогрессивного развития общества – человек, способный к творческому созиданию.

Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствует, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребёнка.

У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются не реализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, как правило, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения. Если ребенок не приобретет положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность.

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей в силу их индивидуальных особенностей, поэтому педагог умелым руководством должен дать каждому ребёнку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого создания.

В воспитательно-образовательной системе важная роль принадлежит продуктивным видам деятельности.

К сожалению, на занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники изображения используются очень редко, не учитывается их высокая значимость. Между тем применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах действий с ними. У детей развивается способность переносить усвоенные знания в новые условия. Они узнают что рисовать можно как красками, карандашами, фломастерами, так и подкрашенной мыльной пеной, свечой, использовать для изображения клей, крупу, пластилин, салфетки, кофе, луковую шелуху, яичную скорлупу, сухие листья, вату, различную текстуру бумаги и другое.

На занятиях с использование нетрадиционных техник изображения развивается ориентировочно-исследовательская деятельность, дошкольникам предоставляется возможность экспериментировать (смешивать краску с мыльной пеной, клейстером, на изображенный предмет цветными мелками наносить гуашь или акварель). При непосредственном контакте пальцев рук различными материалами (краской, бумагой, пластилином) дети познают их свойства: густоту, твердость, мягкость, текстуру.

Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. В результате у них развивается интерес, дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса.

Поэтому созданный проект «Развитие художественно творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник изображения» направлен на воспитание чуткого отношения к прекрасному, формирование гармонично развитой личности.

Цель проекта

Создать условия для развития художественно творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник изображения

Задачи проекта

1. Познакомить детей с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними.

2. Развивать умения активно и творчески применять усвоенные способы изображения в рисовании, лепке и аппликации, используя выразительные средства

3. Воспитывать коллективное творчество, стремление действовать согласованно.

Теоретическая база

Л. С. Выготский «творческой деятельностью мы называем всякую такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке».

«Творчество, - пишет В. В. Давыдов, - является уделом всех, … оно является нормальным и постоянным спутником детского развития».

Б. М. Теплов «… задачи изображения необходимо требует острого восприятия… Решая задачу изобразить виденное, ребенок неизбежно приучается по-новому, гораздо острее и точнее видеть вещи».

"Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок" - утверждал В. А. Сухомлинский.

Основные виды детской деятельности

Совместная со взрослыми.

Формы работы

Занятия по изобразительной деятельности

В качестве основных методов и приемов используются

- Количественная и качественная обработка данных (диагностика);

- Наглядные методы (наблюдение, показ);

- Словесные методы (пояснение, рассказ, беседа);

- Практические методы (упражнения);

- Игровые методы (разминки для пальцев, физкультминутки).

Обучение нетрадиционным техникам изобразительной деятельности детей происходит в следующих направлениях:

- От изображения отдельных предметов к изображению сюжетных эпизодов;

- От применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

- От использования готового (традиционного) оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;

- От использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

- От применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;

- От индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционными техниками.

Ожидаемый результат

В результате дети научатся использовать разнообразные материалы и технику, разнообразные способы создания изображения, соединения в одном рисунке разных материалов с целью получения выразительного образа, у них будут развиты эстетические чувства формы, цвета, ритма, композиции, пропорции.

Дети будут активно применять усвоенные способы изображения в рисовании, лепке и аппликации, научатся видеть и понимать прекрасное в жизни и в искусстве, появится желание рисовать.

Воспитается стремление действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять, сформируются умения замечать недостатки своих работ и исправлять их, вносить дополнения для достижения большей выразительности создаваемого образа.

В процессе проведенной работы дети научатся рассуждать, делать выводы, обогатиться их словарный запас.

Диагностический инструментарий

В данном проекте была использована диагностика уровня освоения дошкольниками «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

Детский рисунок довольно часто используется как средство диагностики интеллектуального развития ребенка, уровня его подготовленности к школе. Но изобразительная деятельность сами по себе являются значимыми для развития ребенка. Поэтому для педагога очень важен уровень их освоения ребенком в той или иной возрастной период как показатель его эстетического и интеллектуального развития.

Методика диагностики

Старшая группа.

Задание: «Любимая сказка».

Цель: Изучение уровня изобразительных навыков у детей старшей группы в рисовании.

Материал: Набор цветных карандашей, белый лист бумаги формата А 4.

Методика проведения: «Представь, что ты художник. Нарисуй картинку к своей любимой сказке».

Задание:

1. «Грибы».

2. «Огурцы и помидоры».

Цель: Изучение уровня навыков аппликации у детей старшей группы.

Материал: Картинка с изображением разных грибов (овощей, бумага разного цвета для грибов, альбомного листа для наклеивания изображения.

Методика проведения: Вспомнить о сборе грибов (овощей, уточнить форму шляпки, ножки (используя обследование картинок). Спросить о приемах вырезывания частей грибов (овальных форм из прямоугольников). Показать, как срезать углы у прямоугольника.

«Сделайте красивую аппликацию про грибы».

Задание: «Лепка по замыслу»

Цель: Изучение уровня навыков лепки у детей в старшей группе.

Материал: Глина (пластилин).

Методика проведения: Предложить детям вспомнить простые сценки из сказок, песен, стихотворений. Предложить слепить любую из названных сценок.

Подготовительная группа.

Задание: «Моя картинка к рассказу или сказке».

Цель: Изучение уровня изобразительных навыков в рисовании у детей подготовительной к школе группы.

Материал: Набор цветных карандашей, белый лист бумаги формата А 4.

Методика проведения: «Нарисуй на листе бумаге сюжет, какой захочешь, но так, чтобы по твоей картинке можно было составить маленький рассказ или сказку».

Задание:

1. «Осенний ковер».

2. «Красивый платочек».

Цель: Изучение уровня аппликации у детей подготовительной к школе группы.

Материал: Квадрат из бледно желтой бумаги, цветная бумага для вырезывания элементов ковра (красивого платочка).

Методика проведения: Предложить детям вспомнить, как располагать узор на квадрате. В процессе деятельности направлять внимание детей на подбор бумаги по цвету, на расположение деталей узора, поощрять вырезывание разнообразных элементов. «Изготовим красивые осенние ковры (платочки) на выставку для украшения группы».

Задание: «Сценка из сказки»

Цель: Изучение уровня навыков лепки у детей в подготовительной к школе группе

Методика проведения: Вспомнить кратко содержание сказки. Вместе с детьми отобрать некоторые сценки, которые можно передать в лепке. Предложить детям изобразить любую из названных сценок.

Материал: Пластилин.

Публикации по теме:

Формирование творческой личности дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования через проектную деятельность Формирование творческой личности дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования через проектную деятельность Подготовила: Ильина.

Презентация проекта «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста» Краткая аннотация проекта. Проект «Воспитание нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста посредством приобщения к русскому.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник
Опубликовано: 14 марта 2014 в 19:43
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД