Проектная деятельность в ДОУ

Наталья Сватковская
Проектная деятельность в ДОУ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

МЕТОД ПРОЕКТОВ - ИНТЕГРИРОВАННЫЙ МЕТОД.

С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т. д.

Сейчас в педагогической среде и в частности в дошкольной много внимания уделяется проектированию – педагогическому и детскому.

В своей педагогической практике я использую метод детского проектирования. Вместе с детьми разрабатываем интересные проекты на самые разные темы. Проектная деятельность помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность.

В воспитательно-образовательном процессе проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

В процессе работы над любым творческим проектом накапливается много вопросов, и я фиксирую детский вопрос или детскую инициативу на листе бумаги. Провожу круглые столы вопросов и ответов детей. Каждый воспитанник может задавать новый вопрос, а мы коллективно обсуждаем ответы на вопросы. Воспитанники высказывают разные версии, варианты ответов. Позже они переводят свои инициативы в идеи («Давайте вырастим бабочку, цветок»). Вокруг одной идеи ребята могут группироваться, выполнять работу сообща. Возникает общий интерес («Нам вместе интересно узнавать что-то новое», взаимная симпатия («Я хочу делать проект с Витей»). Даю возможность ребятам попробовать разные роли в коллективе. Так они получают опыт групповой самостоятельной работы, учатся договариваться, распределять роли внутри проекта.

С детьми старшей группы мы разработали и реализовали творческий краткосрочный проект «Мой родной любимый край», который посвятили юбилею нашего района.

На первом этапе разработки проекта дети ставили проблему на обсуждение другим детям. В результате совместного обсуждения выдвигали гипотезу, которая подтверждалась детьми в процессе поисковой деятельности.

На втором этапе работы разработали план действий по достижению цели. Сначала проводили общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об истории района, его жителях. Затем фиксировали ответы на листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации ответов использовали условные схематические символы, знакомые и доступные детям. Затем задавался второй вопрос: «Что мы хотим узнать?» Ответы снова фиксировались, причём независимо от того, что они могут показаться нелогичными. Здесь важно, проявить терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по отношению к разным высказываниям детей. Когда все дети высказались, спрашивала: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на данный вопрос, дети опирались на свой личный опыт.

На третьем этапе работы дети исследовали, экспериментировали, искали, творили. Для активизации детского мышления предлагалось решить проблемные ситуации, головоломки, развивая тем самым пытливость ума. Я старалась создавать такую ситуацию, в которой ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться, попробовать, придумать. Среда вокруг ребёнка должна быть как бы незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки по познавательно-практической деятельности.

Четвертый этап работы являлся презентацией проекта. Презентация проходила в форме игры-викторины.

Проект «Мой родной любимый край» был реализован в течение пяти недель, на протяжении которых ребята рассматривали альбомы: «Наше родное село», «Животные родного края», читали художественную литературу (рассказы и стихи местных писателей и поэтов, рассматривали картины «Природа родного края», лепили животных нашего края, выполнили коллективную работу - аппликацию «Флаг и Герб».

В период реализации творческого проекта воспитанники посещали мини-музей «Русская изба» нашего детского сада, ходили на экскурсию в районную детскую библиотеку, в краеведческий музей.

Дети, вместе с родителями мастерили куклы-самокрутки «Куклы наших бабушек». Совместно с музыкальным руководителем разучивали национальные игры, танцы, песни, традиции народов, проживающих в нашем селе.

Эффективность проектной деятельности доказана результатами диагностики. По ее результатам можно сделать вывод, что у детей развиты познавательные и коммуникативные навыки. Дети проявляют любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию, к поисковой деятельности.

Использованная литература:

Дошкольное воспитание №11-2011год

Дошкольное воспитание №12-2012год

Ребенок в детском саду №3-2012 год

Публикации по теме:

Проектная деятельность. Презентация работы. Совсем недавно в нашем детском саду "Дельфин" прошёл районный семинар по проектной деятельности. Стремление к контакту и взаимодействию.

Развивающая среда в группе на тему «Космос» в рамках проекта «Космознайка»Развивающая среда в группе на тему «Космос» в рамках проекта «Космознайка» С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Возраст почемучек – самый замечательный.

Автор публикации:
Проектная деятельность в ДОУ
Опубликовано: 6 декабря 2013 в 14:47
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Лэпбук «Моя Родина — Россия»
В целях патриотического воспитания мною был изготовлен лэпбук "Моя Родина - Россия". Данное пособие подходит для занятий с детьми. Создание данного лэпбука...
Фотоотчет по лепке «Музыкальное занятие в детском саду»
Предлагаю вашему вниманию фотоотчет по продуктивной деятельности в разновозрастной подготовительной группе по теме «Музыкальное занятие» по мотивам занятия...
Открытое логопедическое занятие по развитию связной речи «Деревья. Части дерева....
Открытое логопедическое занятие по развитию связной речи «Деревья. Части дерева. Листья» для детей с ОВЗ старшая группа. Цель: развитие связной речи....
Фотоотчет «День матери»
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоотчет о том, как мы готовились к празднику и как его провели. В уголке для родителей мы разместили...
Фотоотчет «Как мы готовились к Дню матери»
Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Все вы знаете, что в последнее воскресенье ноября в нашей стране отмечается праздник – День Матери. Цель...