МААМ-картинки

Проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»

Елена Баннова
Проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок»

Проект

Адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

(из опыта работы воспитателя)

Выполнила: Баннова Е. В.,

воспитатель 1 квалификационной категории

р. п. Бутурлино

2017

Участники проекта :

Публикация «Проект „Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения“» размещена в разделах

Заведующий; старший воспитатель; медицинский работник; воспитатель группы раннего возраста; музыкальный руководитель; родители детей, группа (15 детей, возраст от 1,5 до 3 лет).

Целевая группа:

Дети группы раннего дошкольного возраста и их родители.

Сроки реализации:

Июнь-сентябрь 2016 года

Цель проекта :

- создание благоприятных условий для ребенка;

- налаживание сотрудничества с семьей ребенка.

Задачи проекта :

- создать условия для организации адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

- внедрить эффективные формы и методы сотрудничества с родителями, способствующие повышению их педагогической компетентности

- привлечь внимание сотрудников дошкольного образовательного учреждения к проблеме организации адаптации детей раннего возраста через повышение профессиональной компетентности

Актуальность проекта :

С поступлением ребенка раннего возраста в детский сад в его жизни происходит множество изменений: строгий, распланированный режим дня, отсутствие родителей в течение дня несколько часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками и малознакомыми ему взрослыми, новое помещение, совершенно другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка внезапно и одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям. В этой связи реализация проекта, связанного с созданием условий для успешной адаптации ребенка к условиям детского сада является весьма актуальной.

Принципы работы по адаптации детей к ДОУ :

- предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ;

- постепенное заполнение группы;

- гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей;

- информирование родителей об особенностях адаптации каждого ребенка на основе адаптационных карт;

- осуществление систематического контроля за ребенком в группе (медицинская сестра, термометрия, кожные покровы, зев, стул);

- наблюдение за состоянием здоровья (самочувствие, аппетит, сон, физическое здоровье, медицинская сестра);

- протекание адаптации (медицинская сестра).

Ожидаемые результаты

- благоприятный адаптационный период детей 1,5до 3 лет.

- снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.

- повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.

- привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей.

- становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.

- создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.

Этапы реализации проекта :

I. Подготовительный этап (май – июнь).

На подготовительном этапе, перед набором группы я ставила перед собой следующие задачи:

- подбор и изучение методической литературы по характеристике особенностей детей младшего дошкольного возраста

- отбор художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;

- пополнение и оформление предметно-развивающей среды группы раннего возраста;

- составление плана работы и подбор методик работы с детьми

-проведение мероприятия «Школа молодой матери»

Результат:

Мной была тщательно изучена литература известных педагогов на тему адаптации детей к ДОО и составлен конспект основных моментов, которые помогут в моей дальнейшей работе.

Также была создана предметно-развивающая среда в группе, обновлена художественная литература и база развивающих и дидактических игр.

Был составлен план работы на адаптационный период.

Проведено мероприятие «Школа молодой матери»

II. Основной этап (июнь – сентябрь).

Задачами основного этапа стали:

- заполнение родителями «Социального паспорта»;

- ознакомление с каждым ребенком и его семьей, выявление индивидуальных особенностей малыша;

- формирование положительного настроя детей при приходе в детский сад;

- создание доверительных отношений с каждым ребенком;

- адаптационные игры на ознакомление с группой (игры с мягкими модулями; рассматривание и манипуляция с игрушками; знакомство с каждым помещением группы);

- приучение детей в игровой форме к режимным моментам;

- дидактические игры с детьми на знакомство с каждым ребенком и персоналом сада;

- исследование навыков самообслуживания детей;

- развитие умений играть на территории участка.

Результат:

В нашей группе набор детей начался с 03. 06. 2016 года. С первого же дня родителям была предложено заполнить «социальный паспорт» для знакомства с ребенком, его родителями и уточнения контактных данных. Прием детей проходил постепенно. Дети принимались по одному человеку в неделю, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. На каждого ребенка мы завели листы адаптации, где отмечали: аппетит, сон, общение со сверстниками, взрослыми, индивидуальные особенности.

К концу первого месяца группа состояла из 9 детей, причем те дети, которые первыми были приняты, полностью прошли адаптацию и уже достаточно уверенно чувствовали себя в группе.

К концу второго месяца и в начале третьего месяца группа была сформирована и состояла из 15 человек. Большинство детей уже с интересом играли в группе, были знакомы с их местом за столом, освоились с понятиями «завтрак», «обед», «ужин» и правилами поведения во время приема пищи, с энтузиазмом принимали участие в совместных занятиях и играх, хорошо знали свою игровую площадку на улице.

С детьми я проводила целый ряд дидактических игр, с постепенным вовлечением всех ребят группы и увеличением сложности. Кроме того, все режимные моменты сопровождались потешками, что позволило в игровой форме запоминать последовательность действий, без напоминаний и принуждений. Много времени отводилось чтению художественной литературы: сказки, загадки, стихов. Использовала телесное прикосновение в виде «обнималок». Очень нравились детям, организованные мною театрализованные сказки, игры; пальчиковые игры.

Летний сезон справедливо считается благоприятным периодом для оздоровления дошкольников. Можно больше находиться на воздухе, играть, закаляться, в полной мере насладиться его дарами: свежим воздухом, солнечными лучами и теплой нежной водой. Это в значительной мере помогло облегчить процесс адаптации, снизить стрессовое состояние детей.

У нас в детском саду имеется большая площадь, не задействованная под прогулочные участки. В начале первого месяца адаптации (июне) расцветает много цветущих растений, кустарников. Этот участок я использую для рассматривания и наблюдений в природе. Также провожу целевые прогулки по территории детского сада. Игры с песком и сооружение построек из него – одно из самых увлекательных занятий в летнее время.

К концу летнего сезона было выявлено:

9 воспитанников с степенью адаптации – период адаптации длился примерно 7-10 дней. У детей наблюдалось незначительное расстройство сна и аппетита, которое последующим быстро нормализовалось. Во время приема пищи и отхода ко сну дети капризничали, ели вяло с неохотой. В первые, дни были недостаточно активны, иногда плакали и звали маму. По происшествию недели у детей быстро стабилизировалось эмоциональное состояние, стали налаживаться взаимоотношения со сверстниками и воспитателем.

6 воспитанников со средней степенью адаптации – привыкание проходило от 2-х недель до 1 месяца. В это время настроение малыша неустойчиво: он часто плачет, просится домой, зовет маму, спрашивает, придет ли она за ним. Разлука с родителями сопровождается слезами, долго не может отпустить маму, плачет после ее ухода. От данных переживаний ребенка можно отвлечь, утвердительно и уверенно отвечая, что мама обязательно придет за ним и заберет домой, а затем, ободрив его, переключала внимание на игрушки. Нарушался сон и аппетит, которые восстанавливались через 2-3 недели. Снижалась речевая и общая активность, возникали простудные заболевания. В первые, дни и недели ребята были несколько пассивны и малоподвижны, в руках у ребят была игрушка принесенная из дома. Постепенно дети освоили группу, стали замечать окружающую обстановку. Включались в игру, которую я организовывала, но довольно быстро теряли интерес. Наблюдались трудности в установления контакта с другими детьми. Они часто обращались ко мне за помощью. Сидели у меня на коленях.

0% - дети с тяжелой степенью адаптации.

В течение всего периода адаптации поведение каждого ребенка во все режимные моменты фиксировалось в адаптационный лист.

Многим родителям помогли мои личные консультации, а также родительский уголок в группе, где постоянно обновлялась информация

- «Советы для облегчения адаптации детей»

- «Ваш ребенок поступает в детский сад»,

- «Режимные моменты в детском саду»,

- «Как одевать ребенка летом»,

- «Солнце. Воздух. Вода. Закаливание».

Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что в целом процесс адаптации в нашей группе проходит успешно. Дети чувствуют себя раскованно, легко идут на контакты друг с другом, взрослыми, хорошо кушают, спят, легко расстаются с родителями – все это показатели успешной адаптации.

Заключительный этап:

Родительское собрание с включением в повестку дня «Адаптация ребенка к условиям детского сада».

Итоговое совместное педагогов, родителей (законных представителей) и воспитанников мероприятие «Давайте познакомимся». Где участников образовательного процесса знакомят с педагогическим коллективом ДОУ, традициями детского сада, в сопровождение с играми, песнями.

Результат:

В ходе проектной деятельности востребованы следующие виды совместной деятельности воспитателя с детьми: чтение, слушание, обыгрывание. Учитывая, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра, в ходе проекта были реализованы следующие формы игровой деятельности: дидактические игры, настольно-печатные, пальчиковые игры, сюжетно-ролевые, игры с элементами театра.

В проекте активно использовались следующие методы: наглядные, словестные, практические. Приё мы: рассматривание, показ воспитателя, ситуативные беседы, образец, обыгрывание, художественное слово.

Подведены итоги адаптации детей группы к детскому саду, даны советы по дальнейшей совместной работе родителей, детей и воспитателей, которые фиксируются в анализе работы ДОО. За последние несколько лет процесс привыкания детей в ДОУ проходит успешно. Степень адаптации в основном легкая и средняя. Положительным является и то, что дети раннего возраста привыкают к дошкольной организации безболезненно.

Список литературы:

1. Годовой план работы на 2016-2017 учебный год;

2. Оновная образовательная программа МБДОУ детского сад «Колосок»;

3. Основанная образовательная программа «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;

4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155;

5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

6. Белкина В. Н., Белкина Л. В. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ», 2006 г. ;

7. Арнаутова Е. П. «Планируем работу ДОУ с семьей», Управление ДОУ, 2002;

8. Воспитание и обучение детей раннего возраста, под редакцией Г. М. Ляминой, 1981г. ;

9. Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста, Дошкольное воспитание, 2006г. ;

Публикации по теме:

Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно.

Родительское собрание «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» В настоящее время многие родители очень рано отдают детей в группу раннего возраста, не понимая как трудно для некоторых малышей проходить.

Нетрадиционная форма социализации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения Социализация это процесс получения человеком навыков необходимых для жизни в обществе. Обычно социализацию рассматривают как процесс вхождения.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУАдаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Дети раннего возраста - очаровательные существа. Они деятельны, любопытны, искренни, забавны. От маленьких детей к взрослым идут волны умиротворения.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Раннее детство - период интенсивного развития ребенка. Опыт, приобретенный ребенком в это время, во многом определяет его будущую взрослую.

Доклад «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения» Адаптация (от лат. Adaptare – приспособлять) – в широком смысле – приспособление к окружающим условиям. Традиционно под адаптацией понимается.

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Начало учебного года - трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым для них условиям. Малыши тяжело переносят.

Инновационные подходы к разработке программ по оптимизации адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения Инновационные подходы к разработке программ по оптимизации адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения Е. В. Гроздева.

Консультация для родителей «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Детсадовская дезадаптация встречается чаще, чем школьная, но на нее реже обращают внимание родители, считая чуть ли не нормой ежеутренний.

Статья: Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Статья:Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Семенова И. В. ГБДОУ д/с№80 Пероградского района Дети раннего возраста деятельные,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения»
Опубликовано: 24 октября 2017 в 12:45
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД