Проект адаптационной группы кратковременного пребывания «Кроха» для детей от 1 до 2 лет

Ирина Чучалина
Проект адаптационной группы кратковременного пребывания «Кроха» для детей от 1 до 2 лет

Продолжение

Актуальность:

Одной из важных проблем системы современного дошкольного образования является создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению и повышение роли родителей в воспитании детей.

Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему. По данным психологического тестирования, проведенным психологом нашего детского сада, 87 % вновь поступивших детей в первые дни пребывания в детском саду, дезаптированы. К группе риска относятся дети, часто болеющие (52%, дети, имеющие те или иные проблемы психического здоровья (9 %, дети из неблагополучных и неполных семей (25%).

Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей, и педагогов. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат – спокойный, здоровый ребенок, с удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение.

Проведенный опрос наших семей показал, что в последнее время увеличилось количество молодых семей. Большинство молодых родителей не имеют достаточно глубокого представления о жизни ребенка в детском саду, о закономерностях его психического и физического развития, не владеют навыками общения с малышом.

Проблема:

Как помочь молодым родителям в дезаптации детей раннего возраста.

Идея проекта:

Повысить роль молодых семей как необходимого звена в предупреждении дезаптации детей раннего возраста к ДОУ.

Противоречие между важностью специально организованного развития детей раннего возраста и объективными сложностями в реализации данной работы (нехватка мест в дошкольных образовательных учреждениях, недостаточно высокий уровень педагогической компетенции родителей в вопросах обучения и воспитания детей раннего возраста) ставят перед нами, педагогами дошкольных образовательных учреждений задачи осуществления творческого поиска в решении выше обозначенных вопросов. Эти положения легли в основу разработки проекта организации работы группы кратковременного пребывания на основе взаимодействия с родителями детей раннего возраста (от 1, 5 до 2 лет, воспитывающихся в условиях семьи.

Основные принципы работы с молодой семьёй.

Принцип активного и равномерного сотрудничества с семьей ребенка раннего возраста. Родители рассматриваются как равноправные субъекты всех видов деятельности, направленных на развитие ребенка.

Принцип ориентации на индивидуальные положительные особенности развития ребенка, его возможности и способности.

Принцип развития личности ребенка в целом, а не отдельных психических функций. Этот принцип рассматривает ребенка, как сложную, развивающуюся по определенным законам целостную систему, в которой все компоненты, уровни организации личности тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.

Принцип эмоционально положительного развивающего взаимодействия с ребенком. Одной из особенностей раннего возраста является тесная психологическая связь и зависимость ребенка от взрослых, прежде всего от матери, его способность «заряжаться» эмоциями взрослых.

ель:

создать условия для формирования партнёрских взаимоотношений на основе работы с молодыми семьями по предупреждению дезадаптации детей раннего возраста.

Задачи:

повышать педагогическую культуру молодых родителей в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста;

вовлекать родителей в образовательный процесс взаимоотношений педагогов, родителей и детей раннего возраста;

способствовать предупреждению дезадаптации к социальному миру детей раннего возраста, облегчить вхождение в коллектив сверстников.

Проект: практико – образовательный, долгосрочный

Руководители: старший воспитатель, заведующий д\с, педагоги

Участники проекта: педагоги – дети – молодые родители

Сроки реализации проекта: май 2011г. – август 2012г.

Ожидаемые результаты проекта:

• Создание благоприятных условий для успешной адаптации ребёнка раннего возраста к условиям детского сада.

• Готовность ребенка к детскому саду: коммуникативная готовность, познавательная готовность, самостоятельность в выполнении действий, эмоционально-положительное отношение к детскому саду.

• Получение педагогических и психологических знаний родителями, а так же создание мотивации на сотрудничество с педагогами ДОУ.

• Создание единого образовательного пространства на основе доверительных партнерских отношений родителей, детей раннего возраста не посещающих дошкольное образовательное учреждение, и педагогов детского сада.

I этап. Подготовительный (Ознакомительный, диагностический)

Цель:

создать установки на совместное решение задач (педагоги, родители) по предупреждению дезадаптации детей раннего возраста.

Задачи:

Уточнить запросы родителей, имеющих детей раннего возраста и не посещающих ДОУ, для определения их заинтересованности в посещении группы кратковременного пребывания.

Создать атмосферу доверия, изучить микроклимат, определить тип семьи, традиции семейного воспитания.

Определить эффективные формы работы с родителями

.

Первый этап обеспечил базовые условия сотрудничества.

Для нас было важно:

*найти подход к семье ребенка, создать атмосферу доверия, изучить

микроклимат, определить тип семьи, традиции семейного воспитания;

*уточнить запрос родителей, имеющих детей раннего возраста и не посещающих ДОУ, для определения их заинтересованности в посещении группы кратковременного пребывания «Кроха"

* определить наиболее эффективные формы работы с родителями;

Были проведены родительские собрания. Они сопровождались показом слайдов и видеороликов жизни детского сада. С удовольствием смотрели родители и праздники, занятия, дни здоровья, прогулку.

Традиционным для нашего детского сада стал «День открытых дверей». В этот день родители посещают знакомятся с различными формами организации образовательной деятельности в ДОУ.

*участие в конкурсном отборе муниципальных образований Кировской области для предоставления субсидий местным бюджетам из областного бюджета на внедрение современных моделей дошкольного образования, что позволило значительно улучшить предметно - развивающую среду.

II этап. Нормативно - правовой

Цель:

создать нормативно-правовую базу для работы адаптационной группы выходного дня (педагоги, родители, администрация района)

Задачи:

Участие в конкурсном отборе муниципальных образований Кировской области для предоставления субсидий местным бюджетам из областного бюджета на внедрение современных моделей дошкольного образования.

Подготовка нормативно – правовой базы (издание локальных актов, положений, разработка программы деятельности, внесение изменений в Устав, заключение договоров) .

Привлечение квалифицированного кадрового потенциала.

III этап. Основной. 2011 – 2012 учебный год

Цель: создать условия для реализации различных форм работы с детьми и родителями адаптационной группы.

Задачи: Основным направлениями деятельности специалистов, работающих с детьми, посещающих группу кратковременного пребывания являются:

Совершенствование современной развивающей среды.

Внедрение психолого-педагогических программ и технологий в работу с детьми раннего возраста.

Реализация работы с родителями.

Для организации и функционирования группы в детском саду была создана предметно – развивающая среда, включающая в себя: Игровые двигательные модули; Игровую «жилая комната»; Центр развивающих игр; Центр – «Песок – вода»; Зону двигательной активности; Уголок изобразительной деятельности; Дидактический стол; Элементы некоторых видов театра; Книжный уголок; Уголок ряжения.

Постоянно проводится работа по обновлению и наполнению предметно — развивающей среды в соответствии с закономерностями развития детей раннего возраста.

IV этап. Обобщающий. Май – август 2012 учебный год

Задачи:

• Подведение практических итогов реализации проекта, педагогическая диагностика адаптации детей к ДОУ, посещающих группу «Кроха».

• Опрос удовлетворённости родителей и педагогов.

• Итоги мониторинга качества данной услуги.

• Определение стратегии и тактики дальнейшей работы после завершения проекта;

• Обобщение полученного опыта работы.

Результаты работы по проекту:

* Повышение активности родителей в сотрудничестве с детским садом по созданию условий для адаптации и развитии детей, 80-87% родителей принимают активное участие в мероприятиях, проводимых детским садом, необходимо отметить повышение уровня компетенции родителей в вопросах развития и воспитания детей. Регулярно проводимое анкетирование показывает повышение уровня осознанности родителей необходимости специально проводимой работы по психофизическому, речевому и эмоционально – личностному развитию детей.

В условиях функционирования группы «Кроха» родителям предоставляется возможность общаться между собой, получать необходимую информацию об особенностях развития, воспитания малышей с учетом выявленных нарушений, укреплять собственные родительские позиции и др. В группе получают развитие различные социальные ситуации: ребенок не хочет делиться игрушкой, сердится на другого, капризничает и пр. Родители осваивают наиболее оптимальные способы разрешения данных противоречий, обмениваются собственным педагогическим опытом.

Для дошкольного образовательного учреждения обеспечивается:

• Возможность формирования позиции активного сотрудничества родителей между собой и с сотрудниками образовательного учреждения;

• Формирование ответственной позиции родителя как воспитателя своего ребенка;

• Формирование доверия у родителей к детскому саду («развенчание родительских мифов») .

Дети, заканчивающие посещение группы кратковременного пребывания и начинающие посещение дошкольного учреждения практически не испытывают трудностей в адаптации к детскому саду. Родители отмечают положительный настрой, с которым дети посещают дошкольное учреждение. Увеличение доли детей, проходящих адаптацию к ДОУ в лёгкой степени, без стресса и заболеваний до 95%.

Всестороннее развитие детей раннего возраста.

Увеличение процента детей с первой группой здоровья: в начале года был небольшим - 7%, то к конц у года он заметно увеличился - до 15 %.

Публикации по теме:

Презентации в блогах коллег 2 Презентации в блогах коллег - 2 В блоге Галины Ивакиной [hide]Задачи воспитания и обучения детей раннего возраста Презентация опыта работы.

Проекты в детском саду 10 (ссылки на материалы) Проекты в детском саду 10 (ссылки на материалы) Проект «По сказочным тропинкам лета» (театрализованная деятельность) Проект " Изучаем свои.

Автор публикации:
Проект адаптационной группы кратковременного пребывания «Кроха» для детей от 1 до 2 лет
Опубликовано: 8 ноября 2013 в 19:22
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Выставка поделок к Яблочному спасу. Фотоотчет.
Уважаемые коллеги! В нашем детском саду ежегодно проводится замечательный праздник Яблочный Спас. К этому празднику все готовятся заранее, ведь если...
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Фотоотчет о проведении недели сказок
Участники недели сказок: Воспитатели: Кулижникова Татьяна Николаевна высшая квалификационная категория Гладкова Оксана Александровна первая...
Летняя рыбалка на реке Каме
Этим летом, нам друзья предложили съездить на несколько дней на рыбалку, на реку Кама. Немного посовещавшись всей семьей, мы решили согласиться. Тем более...