Хорина Вера
Проект «Артикуляционная гимнастика»
проект «Смотри, повторяй, говори».
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте, заложено пять основных направлений. Одно из них – речевое развитие детей. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих нарушения речи. У многих детей наблюдаются нарушения звукопроизношения. Одним из эффективных средств устранения нарушений звукопроизношения является артикуляционная гимнастика.
Публикация «Проект „Артикуляционная гимнастика“» размещена в разделах
Благодаря своевременному проведению артикуляционной гимнастики, начиная с младшего дошкольного возраста дети смогут сами научиться говорить чисто и правильно.
Исходя из наших наблюдений мы видим, что из года в год, у детей, поступающих в детский сад нарушена артикуляционная моторика. Детям младшего дошкольного возраста не уделяется должного внимания по развитию артикуляционного аппарата, что влечет за собой нарушения речевого развития в старшем дошкольном возрасте. Низкая осведомленность родителей о значимости артикуляционной гимнастики и низкая
заинтересованность в процессе обучения влияет на формирования всей речевой системы. А также не все педагоги владеют методикой проведения артикуляционной гимнастики. Поэтому целесообразно развивать артикуляционный аппарат, начиная с детьми младшего дошкольного возраста.
Цель проекта : использование артикуляционной гимнастики с младшего дошкольного возраста, как основы для формирования звукопроизношения.
Задачи проекта представлены на слайде.
Решение поставленных задач поможет организовать в детском саду систематическую работу по проведению артикуляционной гимнастики, что позволит заложить с младшего дошкольного возраста основу для формирования звукопроизношения и речи в целом.
Наш проект состоит из трех этапов: организационный, основной, подготовительный. План реализации проекта представлен на слайде.
Хотелось бы остановится более подробно на работе с родителями. В процессе реализации проекта мы проводим обучающие семинары, мастер – классы, индивидуальные и групповые консультации, круглый стол, вечера вопросов и ответов, где мы познакомим родителей с нормами речевого развития детей, органами артикуляционного аппарата, приемами проведения артикуляционной гимнастики. Это поможет замотивировать родителей к выполнению артикуляционной гимнастики с детьми. Артикуляционная гимнастика проводится в игровой форме. Работа с родителями начинается со знакомства с органами артикуляционного аппарата (рот, верхние и нижние губы, верхние и нижние зубы, язык, кончик языка, нёбо, бугорки за верхними зубами). Для этого мы используем муляж ротовой полости.
После ознакомления с органами артикуляции, мы проводим работу по развитию артикуляционного аппарата, с использованием дидактического материала. Проводим мастер-классы, семинары-практикумы, на которых родители могут наглядно увидеть правильные позы органов артикуляционного аппарата.
На этапе закрепления артикуляционных упражнений мы знакомим родителей с наглядными дидактическими играми, пособиями, которые являются помощниками при выполнении упражнений, например, кубик - трансформер (собери и поври, кубик бросай, язычком выполняй).
На постоянной основе проводятся индивидуальные консультации совместно с деть, на которых мы обучаем родителей правильному выполнению артикуляционной гимнастики.
Данный проект предполагает определенные риски, с ними вы можете ознакомиться на слайде.
В процессе реализации проекта ожидаются следующие результаты:
• Сформированы представления у детей, родителей и педагогов об органах артикуляционного аппарата.
• Развита артикуляционная моторика у детей дошкольного возраста.
• У детей сформированы волевые качества и мотивация к выполнению артикуляционной гимнастики.
• Сформированы практические навыки и компетентность у педагогов об артикуляционной гимнастике.
• У родителей и педагогов сформированы представления о значимости артикуляционной гимнастики.
• Осознанное понимание родителями проблем нарушений речи детей.
• Удовлетворенность родителей успехами своего ребенка.
• Родители и педагоги научились правильно выполнять артикуляционную гимнастику.
Таким образом, начиная с младшего дошкольного возраста проведение систематической работы направленной на развитие артикуляционного аппарата, будет способствовать улучшению звукопроизношения у детей в старшем возрасте, у родителей и педагогов сформируются представления о значимости артикуляционной гимнастики.
Данный проект может быть полезен для логопедов и педагогов дошкольных учреждений.