Лучший педагог года

Проект «Бумага своими руками — решение экологической проблемы»

светлана солянкина
Проект «Бумага своими руками — решение экологической проблемы»

Бумага своими руками — решение экологической проблемы

Департамент Образования города Москвы

Северо-Западное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Гимназия 1551 (корпус 4)

Направление: познавательное развитие

Тема проекта : «Бумага своими руками- решение экологической прблемы».

Автор: Ибрагимов Елисей, Прозоровский Артем, Каретов Александр.

Публикация «Проект „Бумага своими руками — решение экологической проблемы“» размещена в разделах

Руководитель работы: Солянкина Светлана Анатольевна – воспитатель 1 квалификационной категории

Москва, 2014г.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1. История появления бумаги….

2. Изготовление бумаги в настоящее время…

3. Виды бумаги и их назначение….

4. Исследование свойств бумаги (опыты с бумагой….

5. Технология изготовления старинной и мраморной бумаги…

6. Бумага ручной работы….

7. Изготовление бумаги своими руками…

8. Интересные факты о бумаге….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Жизнь современного человека без бумаги была бы не полноценной. Мир книг, писем открыток, бумажных салфеток столь не обычен, что отказаться не возможно. Простая бумага помогает нам познать некоторые тайны окружающего мира, в которой их великое множество.

Мы повседневно сталкиваемся с бумагой и изделиями из неё. Бумага напоминает о себе, когда берём в руки книгу, достаём из почтового ящика газету. С бумагой связаны многие наши действия. Она нужна и для занятий, и для творческой работы, и в быту.

Но однажды нам стало интересно: «Как обходились без бумаги древние люди «Как появилась бумага «Бывает ли бумага ручной работы? И можно ли бумагу сделать самостоятельно?» «Можно ли состарить бумагу Чтобы найти ответ на эти вопросы, мы обратились к воспитателю, провели опыты и эксперименты с бумагой.

Цель нашей работы: Изготовление бумаги в домашних условиях, используя доступные средства, для применения её в декоративно- прикладном творчестве.

Задачи:

-Познакомиться с историей возникновения бумаги в древнем мире и в настоящее время;

- Исследовать свойства, структуру бумаги в процессе практических опытов;

- Провести работу по изготовлению бумаги в домашних условиях;

Методы исследования:

- Изучение бумаги

- Прямые и косвенные наблюдения

- Проведение опытов с бумагой

- Анализ полученных результатов

Этапы работы.

I этап – подготовительный

Знакомство с бумагой (как появилась, из чего делают, какие есть виды бумаги, для чего она нужна, что можно изготовить из бумаги).

II этап – поисково-исследовательский (опыты, эксперименты с бумагой).

III этап – заключительный (подготовка к презентации проекта, демонстрация бумаги, сделанной своими руками).

1. История появления бумаги

Бумага- cамый доступный и самый дешёвый материал для творчества. Бумага для нас является привычным материалом, с которым мы сталкиваемся на каждом шагу. Бумага – необыкновенное изобретение человека, «источник мудрости», так как она помогает сберечь для будущих поколений наследие прошлого и настоящего. Бумага возникла в результате поиска материала для закрепления мыслей.

Сначала человек рассказывал о себе, высекая загадочные рисунки на стенах пещер, на камнях. Этим рисункам по пять с половиной тысяч лет.

Позднее на смену камню пришли глиняные таблички. Рисовали палочками по сырой глине, что было значительно легче, чем высекать изображение на камне. Это оказало огромное воздействие на развитие культуры. Плитки- письма стало возможным пересылать из одного места в другое и даже отправлять в другие страны.

Но человек не переставал искать более лёгкие и прочные материалы для письма. Так появились деревянные дощечки. Покрыв их краской или воском, записи делали заострёнными палочками. Но они оказались тяжелыми в обращении и часто страдали из-за пожаров.

Глиняные дощечки были хрупкими, тяжёлыми, и люди стали искать другой материал для письма.

На Руси самый распространённым материалом для письма была береста- наружная часть берёзовой коры, это самый дешёвый и доступный материал.

В Египте для письма служил папирус, достоинством которого были мягкость и гибкость. Для его производства брали стебель болотного растения (папируса, резали на тонкие ленты, которые складывали вместе и сушили под прессом. Ленты склеивали между собой в одно полотно, которое затем высушивали на солнце и разглаживали свиным зубом. На папирусных свитках писали заострённой палочкой, обмакивая её в краску растительного происхождения. Из них создавались целые библиотеки.

В Индии для письменности использовали пальмовые листья, которые потом аккуратно сшивали и заключали в деревянный переплёт.

В Европе для письма использовали пергамент- это обработанная кожа животных (телёнка, козлёнка, барашка).

Первыё опыт в производстве бумаги принадлежит китайцам. Ручное изготовление бумаги освоили в Китае почти 2000 лет назад.

Бумагу изготавливают из волокон древесины растения, которое впоследствии получило название бумажного дерева. Процесс получения бумаги из этой древесины был следующим: кору толкли в воде, чтобы сделать волокна, и выливают полученную смесь на подносы, на дне которых находились длинные узкие полоски бамбука. Когда вода стекала, мягкие листы сушили на пластинах из бамбука.

Таким образом, мы узнали, что бумага возникла в результате поиска материала для закрепления мыслей, пройдя путь от рисунков на стенах пещер, глиняных и деревянных дощечек, бересты, папируса, пергамента. Что в Китае освоили первый опыт в изготовлении бумаги.

2. Изготовление бумаги в настоящее время

Но как же делают бумагу в наши дни? Чтобы это узнать, нам надо отправиться на бумажную фабрику. Туда привозят из леса брёвна- в основном хвойных пород. На фабрике машины сдирают с них кору, измельчают в щепки. Затем щепки сортируют по размеру на специальных ситах и отправляют в варку. Варят дерево в специальных машинах, куда наливают кислоту. Очищенная и разваренная древесина отбеливается, дробится на отдельные волокна и, превратившись в кашицу, попадает в бумагоделательную машину. Кашица выливается на сетку бумагоделательной машины. Она натянута на два вала и всё время вращается, как приводной ремень, перенося бумажную кашицу вперёд. Теперь она напоминает рыхлую сырую ленту. Сырая бумажная лента проходит через целый ряд валиков. Одни валики отжимают воду, другие, обогреваемые изнутри паром, высушивают её, третьи полируют. Наконец ровная белая лента выходит из машины и наматывается в огромный рулон. Потом эти рулоны отправляют в типографии или режут на листы, а потом сшивают в тетради. Спасая лес от вырубки, учёные придумали синтетические материалы, макулатуру, хлопчатобумажную ткань.

Таким образом, переходя из машины в машину, дерево превращается в белую и чистую бумагу. Для того, чтобы дерево пошло на изготовление бумаги, оно должно расти несколько десятков лет. Только тогда, когда из маленького саженца оно превратится в могучее крепкое дерево, из него можно будет делать бумагу. Поэтому мы бережно должны обращаться с бумагой.

3. Виды бумаги и их назначение

Газетная- предназначенная для печатания газет и приложений к ним, массовых брошюр.

Писчая- для изготовления бланков, школьных тетрадей, бумаг потребительских форматов и т. д.

Документная- для изготовления денежных знаков, банковских чеков, лотерейных билетов, паспортов и других документов.

Фотобумага- для печатания фотографий и т. д.

Бархатная, гофрированная, обёрточная, калька, цветная салфетки, картон. Каждую можно использовать для практических работ.

Таким образом, мы узнали, что существует огромное многообразие видов бумаги и для каждого вида бумаги своё назначение.

4. Исследование свойств бумаги

Опыты с бумагой.

Свойства бумаги определяют её внешний вид, качество и назначение. Мы попробовали исследовать свойства бумаги и для этого провели следующие опыты:

1). «Вода и бумага»

Опустили два вида бумаги (салфетки и цветную бумагу) в ванночки с водой.

Вывод: бумага боится воды, хорошо впитывает воду, не прочная; салфетка мягкая тонкая, поэтому размокла быстрей

2). «Разрывание бумаги»

Разорвали лист цветной бумаги и картон на полоски.

Вывод: чем толще бумага, тем труднее её разрывать.

3). «Мягкость бумаги»

Попробовали скатать, смять в комочек салфетки и цветную бумагу.

Вывод: бумага мягкая, мягкость зависит от её плотности: чем тоньше бумага, тем легче её смять.

4). «Капля масла»

Окунули ватный тампон в масло и провели по листу, на ней осталось жирное пятно.

Вывод: масло превратило непрозрачную часть бумаги в прозрачную, испортило её, на ней осталось жирное пятно.

Таким образом, узнав о свойствах бумаги, мы будем учитывать при её применении в творческих работах.

5. Технология изготовления старинной и мраморной бумаги

Интерес к экспериментированию вызвал у нас желание создать старинную бумагу.

Для этого нам понадобилось: чай чёрный листовой; кофе растворимый; горячая вода; молоко; утюг.

1). Состаривание бумаги в чайной заварке.

Заварили чай (чем насыщенней раствор, тем темнее будет бумага) и замочили в не бумагу.

2). Состаривание кофе.

Процедили раствор кофе и вылили полученную жидкость в ванночку. Затем опустили лист бумаги, его можно предварительно скомкать для придания большей исторической достоверности. Через несколько минут извлекли бумагу из ванночки и положили сушиться на ровную поверхность (чтобы ускорить процесс высыхания, лист можно прогладить утюгом).

3). Состаривание бумаги при помощи молока.

Для этого мы нанесли молоко на лист с обеих сторон ватным тампоном, дали высохнуть и прогладили утюгом (получились красивые подпалины).

4). Техника создания мраморного эффекта на бумаге.

Данная техника декорирования бумаги началась в Японии более двенадцати веков назад. Этот старейший метод с помощью «плавающих» красок известен и по сей день. Мы воспользовались данной техникой и создали свою мраморную бумагу, которую потом использовали в разнообразных аппликациях.

Для изготовления мраморной бумаги нам понадобилось : пена для бритья, краски жидкой консистенции, острая палочка, кисть, бумага.

-Сначала мы нанесли равномерным слоем пену для бритья и разровняли поверхность карточкой.

-Смешали краски разных цветов и с помощью пипетки накапали на поверхность пены.

-Острой палочкой размазали краску по поверхности (образовались причудливые зигзаги.

-Приложили лист бумаги к поверхности узорчатой пены.

-Перенести лист на стол на салфетку и убрали всю пену при помощи куска картона.

Под слоем пены мы обнаружили потрясающие мраморные узоры.

Таким образом, освоив технологию изготовления старинной и мраморной бумаги, будем искать способы для её применения.

6. Бумага ручной работы

Бумага, сделанная вручную ценится дороже бумаги массового производства. Она не похожа на бумагу машинной выделки, и с точки зрения технических стандартов она хуже: неравномерная по толщине, обычно менее гладкая, хрупкая.

Но бумага ручного изготовления обладает одним неоспоримым достоинством- абсолютной эксклюзивностью.

Мастера бумаги давно заметили одну закономерность: даже если используются одни и те же материалы и технологии, всё равно листы будут отличаться друг от друга.

Мастера бумаги больше всего ценят эффект неожиданности, который превращает изготовление бумаги из ремесла в искусство.

Производить её можно из всего, чего угодно, из любой новой и использованной макулатуры.

Таким образом, бумага, сделанная вручную, ценится дороже и обладает неоспоримым достоинством- абсолютной эксклюзивностью.

7. Изготовление бумаги своими руками

Есть разные методы изготовления бумаги ручным способом в домашних условиях. Мы хотим предложить вам технику изготовления дизайнерской бумаги в домашних условиях, которую сами использовали. Похожа она на приготовление пищи.

Оборудование

- Блендер; кусок ткани, по размеру он должен быть немного больше экрана; ёмкость; бумага любая, кроме ламинированной; экран; губка; газета; вода; клей ПВА.

1. Наполняем блендер водой на 2/3 объёма

2. Разрываем бумагу на мелкие кусочки

3. Помещаем бумагу в блендер, постепенно добавляя в воду кусочки бумаги, превращая её в целлюлозную массу.

4. Для окрашивания раствора целлюлозы можно добавить в блендер цветные кусочки бумаги (не надо забывать, что готовая высохшая бумага будет на 1-2 тона светлее целлюлозной смеси).

5. Переливаем целлюлозную массу в широкую ё мкость: 3 литра целлюлозы разбавить 1 литром воды так, чтобы смесь была не очень густой и не очень жидкой. Таким образом ёмкость заполняется, примерно, наполовину.

6. Проверяем консистенцию раствора. Чем дольше измельчать кусочки в блендере, тем мелкозернистее получается готовое изделие.

7. Перемешиваем рукой тщательно целлюлозу с водой, добавляем клей ПВА.

8. Погружаем часть экрана в целлюлозный раствор. Нужно проверить хорошо- ли будет собираться целлюлоза на сетке.

9. Погружая и вынимая экран из раствора, слегка покачиваем его из стороны в сторону, чтобы целлюлоза равномерно распределилась по поверхности сетки).

10. Когда слой бумаги будет оформлен, наклоняем экран, чтобы дать стечь лишней воде.

11. Переворачиваем экран, уложив его на заранее подготовленную ткань.

12. Избавиться от лишней воды, промокнув поверхность экрана губкой с тыльной стороны.

13. Аккуратно отделяем экран от листа (если не получается это сделать, нужно ещё раз промокнуть лишнюю воду).

14. Накрываем изготовленный лист бумаги тканью и газетой, и приступаем к изготовлению следующего листа.

После изготовления 4-5 листов, мы увидели, что раствор стал жидким, а лист получается тонкий.

В раствор добавляем ещё целлюлозы, которую делаем, немного изменив ингредиенты и цвет.

15. Когда все листы будут готовы, положим их стопкой под пресс на несколько минут.

16. Освобождаем влажную бумагу от газет и ткани очень аккуратно, и сушим в хорошо проветриваемом месте.

19. В результате нашей работы, у нас получилась настоящая бумага ручной работы.

Таким образом, решая проблему сохранения лесов, с целью экономии бумаги, мы изготовили самодельную бумагу, которую будем использовать в декоративно- прикладном творчестве.

8. Интересные факта о бумаге

-Около четверти всего мусора на планете является бумажными отходами и бумажной продукцией.

-При повторной переработке тонны бумаги сохраняется 17 деревьев.

-Из 1 тонны бумаги получается 30 тысяч ученических тетрадей.

-Для вторичной переработки бумаги требуется почти в два раза меньше энергии, чем для её первичного производства из дерева.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Человек повседневно сталкивается с бумагой и изделиями из неё. Бумага сопутствует человеку на протяжении всей его жизни. С бумагой связаны многие наши действия. Она нужна на занятиях, для творческих работ, в быту.

Мы узнали, что бумага возникла в результате поиска материала для закрепления мыслей, пройдя путь от рисунков на стенах пещер, глиняных и деревянных дощечек, бересты, папируса, пергамента. Что в Китае освоили первый опыт в изготовлении бумаги.

Переходя из машины в машину, дерево превращается в белую и чистую бумагу. Для того, чтобы дерево пошло на изготовление бумаги, оно должно расти несколько десятков лет. Только тогда, когда из маленького саженца оно превратится в могучее крепкое дерево, из него можно будет делать бумагу. Поэтому мы бережно должны обращаться с бумагой.

Мы узнали, что существует огромное многообразие видов бумаги и для каждого вида бумаги своё назначение.

Из исследования свойств бумаги, из истории происхождения бумаги можно сделать вывод, что бумага- ценный материал для человека. Все изученные свойства бумаги необходимы человеку во многих отраслях промышленности, медицине, а также в быту.

С целью экономии бумаги, мы научились делать самодельную бумагу, которую будем использовать в декоративно- прикладном творчестве.

Освоив технологию изготовления старинной и мраморной бумаги, будем искать способы для её применения.

Можно ли заменить бумагу? Сейчас огромные библиотеки помещаются на нескольких диска компьютера. Но компьютеры есть ещё не везде, и работают только от электрической сети.

Мы попробовали писать и рисовать на других материалах: стекле и деревянной поверхности. Информацию на них далеко не унесёшь, надписи стираются и плохо видны.

Вывод очевиден: никакой другой материал или устройства (компьютер и др.) не способны заменить бумагу.

Чтобы иметь на столе красивые учебники, тетради, интересные книги, журналы и другие предметы из бумаги, необходимо экономить её, ведь для производства одной тонны бумаги требуется 17 деревьев. Экономия бумаги напрямую связана с сохранение наших лесов, красивых деревьев. Давайте будем бережны и экономны к тому, что связано с бумагой!

На этом наша работа не закончится. В будущем мы планируем все свои знания о бумаги донести до всех детей нашего детского сада, научить изготавливать бумагу своими руками и применять её в творческих работах.

Список литературы

1. О. В. Дыбина «Неизвестное рядом. Занимательные опыты, эксперименты для дошкольников».

2. И. Н. Коверинский «Основы переработки древесины».

3. Н. Ю. Яковлев «Слово о бумаге».

4. А. И. Шапико «Секреты знакомых предметов. Бумага».

5. Энциклопедия «Вопросы и ответы».

6. https://allforchildren.ru/why/how45.php

Публикации по теме:

Необыкновенная бумага. Изготовление бумаги своими рукамиНеобыкновенная бумага. Изготовление бумаги своими руками Из всех растительных ресурсов Земли самое важное значение в природе и жизни человека имеют леса. Леса – это богатство нашего края. Лес является.

Среднесрочный проект «Подарок маме — своими руками» Проблема: подарки мамам, сделанные руками детей при помощи воспитателей, всегда вызывают положительные эмоции и нежные чувства у родителей.

Проект «Диафильм своими руками» с детьми подготовительной группы Уважаемые коллеги! Разрешите представить Вам проект "Диафильм своими руками". В рамках этого проекта мы смогли создать собственный диафильм.

Проект «Книга своими руками»Проект «Книга своими руками» Случилось это на холодном- холодном, на далеком- далеком на Северном и Южном полюсе. Жили – были, касатка, тюлень и белуха.

Проект «Мультфильм своими руками» ВидеоПроект «Мультфильм своими руками» Видео "Козленок, который научился считать до десяти" Паспорт проекта 1. Организация: МБДОУ детский сад №65 г. Куровское. 2. Название проекта:.

Проект «Музыкальные инструменты своими руками. Барабан»Проект «Музыкальные инструменты своими руками. Барабан» Проект «Музыкальные инструменты своими руками. Барабан» Паспорт проекта 1. Образовательные области, в рамках которых проводится работа по.

Проект по технологии «Поздравительная открытка своими руками» МАОУ "Школа №11 города Белогорск" Поздравительная открытка своими руками Проект по технологии Выполнила: Харламова Арина.

Проект «Сказка своими руками» Актуальность Актуальность проекта определяется повышением самостоятельности младших школьников в учебной и повседневной деятельности, развития.

Проект «Выращу цветы для мамы своими руками» . Цели проекта: • вызвать желание и интерес у детей к созданию красоты своими руками; • учить добывать экологические знания через научную.

Проект «Мультфильмы своими руками»Проект «Мультфильмы своими руками» Хочу представить опыт использования мультимедиа в познавательном и речевом развитии детей дошкольного возраста. За 2014-2015 учебный год.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Бумага своими руками — решение экологической проблемы»
Опубликовано: 16 сентября 2016 в 14:25
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД