Получи документы

Проект «Что за чудные загадки»

Власенко Елена
Проект «Что за чудные загадки»

Тип проекта : информационно – практико-ориентированный.

Вид проекта : среднесрочный.

Сроки проведения: (январь- май 2018г.)

Цель проекта : познакомить детей с историей загадок и их видов.

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет, воспитатели, родители воспитанников.

Ожидаемые результаты проекта : сформированы и расширены представления детей о загадках и их видах. Развиты: речь, познавательный интерес, игровая деятельность.

Публикация «Проект „Что за чудные загадки“» размещена в разделах

Проблемы проекта : узнать как можно больше о загадках и истории их возникновения, различать виды загадок, вызвать интерес у детей к составлению загадок.

Актуальность темы:

Загадка – один из древнейших жанров устной народной поэзии.

Педагогическая значимость и ценность загадки была подмечена еще выдающими педагогами прошлого. О загадке как «полезном упражнении для ума» говорил К. Д. Ушинский.

В настоящее время загадки также широко используются в общей системе образовательной работы с детьми дошкольного возраста: на педагогических мероприятиях, в экспериментальной, свободной и игровой деятельности ребенка. Они приобщают детей к русской народной культуре, побуждают ребенка к наблюдениям, размышлению, познанию, развивают речь детей, помогают привлечь внимание ребенка, сосредоточить его на определенном деле, способствуют развитию психических процессов (память, внимание, мышление, творческое воображение).

Последнее время все чаще говорят о приобщении детей к истокам русской культуры, так как долгие годы формирование основ духовной и эстетической культуры подрастающего поколения было ущербным. Не воспитывалось отношение к народному искусству, как к национальному достоянию. Изучение происхождения загадок, как малой формы русского народного фольклора, ее видов позволит дошкольникам приблизиться к народной культуре.

Также загадка знакомит ребят с радостью мышления, направляет внимание на предметы и явления и их существенные признаки, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначений этих признаков, развивает логику мышления и силу воображения. Каждая новая загадка, разгаданная ребенком, является очередной ступенькой в развитии его мышления, в литературном развитии. Загадки вызывают эстетическое удовольствие своей поэтикой, связанной с природой художественного образа, знакомит детей с радостью открытия. Загадка – вид устного народного творчества, там же определяется ее сущность: «вопрос или задание, которое требует разгадки».

Выделяют два основных признака загадки с позиции ее педагогического исследования в педагогических мероприятиях с дошкольниками.

Во – первых, главным жанровым признаком загадки является требование отгадать ее. Это стимулирует мыслительную активность, интересует детей, вызывает их интерес, желание.

Во – вторых, основными языковыми особенностями являются яркость образов, их описательность.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представление о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй устной речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

В результате полученных знаний загадка начинает восприниматься не только как задачка, требующая точного ответа. Ребенок учиться ценить изящество, юмор, неожиданность сравнения. Он «с легкостью включается в игру поиска собственных метафор, что доставляет радость, ставит ребенка в положение первооткрывателя, раскрепощает мысль».

Таким образом, загадка, как малая форма фольклора по своему жизненному назначению: носит обучающий характер, способствует развитию мыслительной деятельности человека, несет духовную ценность по приобщению дошкольников к истокам русской культуры.

Задачи:

• Развивать познавательную активность, любознательность через знакомство детей с историей возникновения загадок, их видов.

• Вызвать эмоционально – положительное отношение к жанрам русского народного творчества через разучивание русских народных игр, загадок, чтение р. н. сказок, рассматривание иллюстраций.

• Обогащать речь детей эпитетами, образными сравнениями через придумывание и составление собственных загадок, рассматривание произведений живописи.

• Создать условия для реализации творческой деятельности дошкольников организовав мастерскую по изготовлению атрибутов для р. н. игр, книжек-малышек на основе собранного материала, поделок из пластилина и бросового материала, рисунков

Содержание проекта :

1. Цикл мероприятий по теме: «Знакомство с загадкой. История ее происхождения».

2. Цикл мероприятий по теме: «Знакомство с образными средствами в загадках (рифмой, метафорами, олицетворение, образные сравнения).

3. Цикл мероприятий по обучению составления загадок.

4. Итоговая организованная деятельность «Помощница загадка».

Ресурсное обеспечение проекта :

• Информационный ресурс

- интернет ресурсhttps://vospitatel.com.ua/zaniatia/rech/v-gostyah-u-skazki.html.

- Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор / В. П. Аникин. – М. : Учпедгиз, 1957.

- Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) / Е. Кудрявцева // Дошкольное воспитание. – 1986.- №9

• Кадровый ресурс - воспитатель-Власенко Е. В., дети, родители.

Предполагаемые результаты:

- Дети знают историю возникновения загадки.

- Различают виды загадок.

- Проявляют интерес к составлению загадок.

- Каждый ребенок знает несколько загадок наизусть, может их загадать.

Предполагаемый результат в воспитании интегративных качеств:

Дети проявляют любознательность, активность, интересуются новым, задают вопросы взрослому, проявляют больше самостоятельности в различных видах детской деятельности, в случаях затруднения обращаются к взрослому.

Продукт проектной деятельности :

- Рисунки детей, поделки из пластилина.

- Копилка загадок.

- Копилка р. н. сказок, в которых присутствуют загадки.

- Детские книги загадок.

- Итоговая организованная деятельность «Помощница загадка».

Направления реализации проекта :

- Совместная деятельность педагогов и детей.

- Взаимодействие педагогов.

- Взаимодействие с родителями.

Системная паутинка проекта

Структура проекта

Номер цикла.

Образовательные области.

Тема цикла.

Содержание цикла.

1.

«Социально-коммуникативное развитие» .«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

«Знакомство с загадкой. История ее происхождения». Рассказ «История появления загадки». Беседы «Для чего нужны загадки», «Как отгадывать загадки», «Кто придумывает загадки».

Д/и «Загадки и отгадки».

Разучивание загадок.

Разучивание р. н. игры в загадки «Бабка».

Лепка и рисование отгадок к загадкам.

Рассматривание книжных иллюстраций.

Развлечение «В гости к бабушке-загадушке».

Чтение р. н. с. «Мудрые ответы»

2.

«Социально-коммуникативное развитие».«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

«Знакомство с образными средствами в загадках». НОД «Какие бывают загадки.

Д/упр. «Подбор эпитетов к предмету», «Сравни с животным, с растением, временем суток и т. д.».

Р/и «Подбери рифму»,

«Художник слова», «Сундучок»,

«Картинная галерея», «Что на что похоже».

Разучивание р. н. игры «Ты веревочка кружись».

Разучивание загадок.

Лепка и рисование отгадок к загадкам.

Чтение р. н. с.

Развлечение «Вечер загадок».

3.

«Социально-коммуникативное развитие».«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Обучение составлению загадок. Беседа «Как придумать загадку».

Д/и «Придумай загадку», «Составь загадку-отрицание».

Д/упр. «Подбор эпитетов к предмету», «Сравни с животным, с растением, временем суток и т. д.».

Р/и «Подбери рифму», «Тайна».

Разучивание русской игры «Города».

Рассматривание произведений живописи.

Чтение р. н. с. «Кощей Бессмертный».

Изготовление книжек-малышек.

Развлечение «Что? Где? Когда?».

4.

«Социально-коммуникативное развитие». «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Итоговая организованная деятельность «Помощница загадка».

Открытое итоговое мероприятие для коллег.

Этапы реализации проекта

План реализации проекта

1. Этап

Организационный

(15-31 января) Определение цели, задач.

Изучение методической литературы.

Формы работы

Рассказ «История появления загадки». Беседы «Для чего нужны загадки», «Как отгадывать загадки», «Кто придумывает загадки».

Д/и «Загадки и отгадки».

Разучивание загадок.

Разучивание р. н. игры в загадки «Бабка».

Лепка и рисование отгадок к загадкам.

Рассматривание книжных иллюстраций.

Развлечение «В гости к бабушке-загадушке».

Чтение р. н. с. «Мудрые ответы».

Время в режиме

Первая половина дня

Вторая половина дня

2. Этап

Подготовительный

(1-20 февраля) Составление плана проекта.

Сбор материалов (подбор загадок, дидактического и методического оснащения проекта).

Выявление уровня знаний детей о загадках (методом беседы).

Ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта.

Выбор форм работы с родителями.

Выбор основных мероприятий.

Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.

Определение и формулировка ожидаемых результатов.

Д/упр. «Подбор эпитетов к предмету», «Сравни с животным, с растением, временем суток и т. д.».

Р/и «Подбери рифму»,

«Художник слова», «Сундучок»,

«Картинная галерея», «Что на что похоже». Рассматривание произведений живописи.

Разучивание р. н. игры «Ты веревочка кружись».

Разучивание загадок.

Лепка и рисование отгадок к загадкам.

Чтение р. н. с. «Дочь семилетка».

Развлечение «Вечер загадок». Первая половина дня

Вторая половина дня

3. Этап

Практический (21 февраля-31 апреля) Составление консультаций, бесед, рекомендаций.

Творческие задания для родителей и детей.

Совместные мероприятия с детьми (3 цикла) :

беседы, наблюдения, занятия с детьми, развлечения, чтение художественной литературы, игровая и художественно-продуктивная деятельность.

НОД «Какие бывают загадки.

Беседа «Как придумать загадку».

Д/и «Придумай загадку», «Составь загадку-отрицание».

Д/упр. «Подбор эпитетов к предмету», «Сравни с животным, с растением, временем суток и т. д.».

Р/и «Подбери рифму», «Тайна».

Разучивание русской игры «Города».

Рассматривание произведений живописи.

Чтение р. н. с. «Кощей Бессмертный».

Изготовление книжек-малышек.

Развлечение «Что? Где? Когда?». Первая половина дня

Вторая половина дня

4. Этап

Заключительный (1-30 мая) Сбор полученного материала по проекту.

Выявление уровня знаний детей о загадках (методом беседы).

Отчет о реализации проекта.

Подготовка к представлению продукта проектной деятельности.

Открытое итоговое мероприятие для коллег и родителей «Помощница загадка».

Закрепить полученные знания о возникновении загадки, ее видах. Первая и вторая половина дня

План работы по реализации проекта

Тема

цикла Срок

реализации

Содержание

Задачи Взаимодействие

с

родителями

1. Этап

Организационный

1.

«Знакомство с загадкой. История ее происхождения». (15-31 января) Рассказ «История появления загадки». Беседы «Для чего нужны загадки», «Как отгадывать загадки», «Кто придумывает загадки».

Д/и «Загадки и отгадки».

Разучивание загадок.

Разучивание р. н. игры в загадки «Бабка».

Лепка и рисование отгадок к загадкам.

Рассматривание книжных иллюстраций.

Развлечение «В гости к бабушке-загадушке».

Чтение р. н. с. «Мудрые ответы». Развивать познавательную активность, любознательность через знакомство детей с историей возникновения загадок, их видов.

Познакомить детей с понятием

«загадка».

Формировать интерес к народному творчеству (загадкам).

Поиск информации о происхождении загадки.

Консультации, беседы.

2. Этап

Подготовительный

2.

«Знакомство с образными средствами в загадках». (1-20 февраля) НОД «Какие бывают загадки.

Д/упр. «Подбор эпитетов к предмету», «Сравни с животным, с растением, временем суток и т. д.».

Р/и «Подбери рифму»,

«Художник слова», «Сундучок»,

«Картинная галерея», «Что на что похоже». Рассматривание произведений живописи.

Разучивание р. н. игры «Ты веревочка кружись».

Разучивание загадок.

Лепка и рисование отгадок к загадкам.

Чтение р. н. с. «Дочь семилетка».

Развлечение «Вечер загадок». Вызвать эмоционально – положительное отношение к жанрам русского народного творчества через разучивание русских народных игр, загадок, чтение р. н. сказок, рассматривание иллюстраций, произведений живописи.

Показать значение и способы построения загадки,познакомить с языком загадки,

образными средствами

(рифмой, метафорами, олицетворением)

Формировать у детей образное воображение.

Творческие задания (выполнение рисунков, поделок и т. п.)

Разучивание с детьми загадок.

Подборка детских книг загадок.

3. Этап

Практический

3.

Обучение составления загадок. (21 февраля-31 марта) Беседа «Как придумать загадку».

Д/и «Придумай загадку», «Составь загадку-отрицание».

Д/упр. «Подбор эпитетов к предмету», «Сравни с животным, с растением, временем суток и т. д.».

Р/и «Подбери рифму», «Тайна».

Разучивание русской игры «Города».

Рассматривание произведений живописи.

Чтение р. н. с. «Кощей Бессмертный».

Изготовление книжек-малышек.

Развлечение «Что? Где? Когда?». Обогащать речь детей эпитетами, образными сравнениями через придумывание и составление собственных загадок, рассматривание произведений живописи.

Развивать умения выделять главные признаки объекта, владеть речью. Творческие задания (выполнение рисунков, поделок и т. п.)

Разучивание с детьми загадок.

Помощь в создании копилки загадок.

4. Этап

Заключительный

4.

Итоговая организованная деятельность викторина: «Помощница загадка».

(1-30 мая) Итоговая организованная деятельность «Помощница загадка».

Закрепить полученные знания о возникновении загадки, ее видах. Помощь в создании русских народных костюмов для итогового мероприятия.

Результат:

Работая над данным проектом, мы узнали, что существует множество видов загадок и возникли они в древности как язык "тайной" речи. Затем загадки использовались для испытания смекалки молодежи, общения или для интересного времяпрепровождения. Таким образом, мы пришли к выводу, что все загадки сочинял сам народ и передавал их друг другу из уст в уста, из поколения в поколение. В ХХ веке появились загадки, которые сочиняли писатели и поэты специально для детей, так называемые авторские загадки.

Проанализировав работу, можно сделать следующие выводы:

Все дети любят загадки, знают историю возникновения, различают виды, проявляют интерес к составлению загадок, большинство детей любит их загадывать и придумывать, каждый ребенок знает несколько загадок наизусть, может их загадать.

Проявляют интерес, любознательность, активность.

Родители также были активными участниками проекта. Помогали в поиске информации о происхождении загадки. Выполняли творческие задания с детьми дома по изготовлению, поделок, рисунков, разучиванию с детьми загадок. Участвовали в подборке детских сборников загадок.

Публикации по теме:

Презентация «Дидактическая игра по физическому развитию «Отгадай, что спряталось» (загадки о летних видах спорта) ГБДОУ детский сад №28 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Красногвардейского.

Информационно-исследовательский проект «Загадки природы: вулканы, землетрясения, цунами» Авторы проекта: Кайтан И. М. Шлекис О. А. Актуальность Мы всего лишь гости на планете Земля – одни из нас приходят, другие уходят, но мы.

Исследовательский проект «Загадки осени» «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню. дай попробовать и я пойму» Китайская пословица Аналитико – прогностическое обоснование проекта.

Проект «Что притягивает магнит?» Актуальность проекта: Данная тема актуальна тем, что в образовательном процессе экспериментирование является тем методом обучения, который.

Проект «Что такое доброта?» Тема проекта: «Что такое доброта?» Вид проекта: социально-коммуникативный. Срок реализации проекта: 2 недели Участники проекта: дети второй.

Проект «Что такое вода?» Содержание проекта 1. Введение 2. Что такое вода 3. Состояния воды 4. Вода в природе 5. Способы очищения воды 6. Заключение 7. Список.

Проект «Что за чудные загадки» с детьми подготовительной группы Проект на тему: «Что за чудные загадки?» • Тип проекта - творческий • По времени - краткосрочный • По количеству участников - групповой.

Проект «Как научиться придумывать загадки?» (подготовительная группа) Проект «Как научиться придумывать загадки?»(подготовительная группа) Вид проекта: творческий Проблема: как научиться составлять загадки?.

Проект по экологии «Загадки луга» Автор проекта: Савина Я. В., воспитатель. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: Чаще всего мы не замечаем, что нас окружает. Относимся ко всему как само.

Проект «Семья — что это?» Педагогический проект «Семья – что это?» Средняя группа № 3 «Золотая рыбка» общеразвивающей направленности Воспитатель: Телицына.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Что за чудные загадки»
Опубликовано: 28 мая 2018 в 10:49
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД