Власенко Елена
Проект «Что за чудные загадки»
Тип проекта : информационно – практико-ориентированный.
Вид проекта : среднесрочный.
Сроки проведения: (январь- май 2018г.)
Цель проекта : познакомить детей с историей загадок и их видов.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет, воспитатели, родители воспитанников.
Ожидаемые результаты проекта : сформированы и расширены представления детей о загадках и их видах. Развиты: речь, познавательный интерес, игровая деятельность.
Публикация «Проект „Что за чудные загадки“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
Проблемы проекта : узнать как можно больше о загадках и истории их возникновения, различать виды загадок, вызвать интерес у детей к составлению загадок.
Актуальность темы:
Загадка – один из древнейших жанров устной народной поэзии.
Педагогическая значимость и ценность загадки была подмечена еще выдающими педагогами прошлого. О загадке как «полезном упражнении для ума» говорил К. Д. Ушинский.
В настоящее время загадки также широко используются в общей системе образовательной работы с детьми дошкольного возраста: на педагогических мероприятиях, в экспериментальной, свободной и игровой деятельности ребенка. Они приобщают детей к русской народной культуре, побуждают ребенка к наблюдениям, размышлению, познанию, развивают речь детей, помогают привлечь внимание ребенка, сосредоточить его на определенном деле, способствуют развитию психических процессов (память, внимание, мышление, творческое воображение).
Последнее время все чаще говорят о приобщении детей к истокам русской культуры, так как долгие годы формирование основ духовной и эстетической культуры подрастающего поколения было ущербным. Не воспитывалось отношение к народному искусству, как к национальному достоянию. Изучение происхождения загадок, как малой формы русского народного фольклора, ее видов позволит дошкольникам приблизиться к народной культуре.
Также загадка знакомит ребят с радостью мышления, направляет внимание на предметы и явления и их существенные признаки, побуждает вникать глубже в смысл словесных обозначений этих признаков, развивает логику мышления и силу воображения. Каждая новая загадка, разгаданная ребенком, является очередной ступенькой в развитии его мышления, в литературном развитии. Загадки вызывают эстетическое удовольствие своей поэтикой, связанной с природой художественного образа, знакомит детей с радостью открытия. Загадка – вид устного народного творчества, там же определяется ее сущность: «вопрос или задание, которое требует разгадки».
Выделяют два основных признака загадки с позиции ее педагогического исследования в педагогических мероприятиях с дошкольниками.
Во – первых, главным жанровым признаком загадки является требование отгадать ее. Это стимулирует мыслительную активность, интересует детей, вызывает их интерес, желание.
Во – вторых, основными языковыми особенностями являются яркость образов, их описательность.
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представление о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй устной речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
В результате полученных знаний загадка начинает восприниматься не только как задачка, требующая точного ответа. Ребенок учиться ценить изящество, юмор, неожиданность сравнения. Он «с легкостью включается в игру поиска собственных метафор, что доставляет радость, ставит ребенка в положение первооткрывателя, раскрепощает мысль».
Таким образом, загадка, как малая форма фольклора по своему жизненному назначению: носит обучающий характер, способствует развитию мыслительной деятельности человека, несет духовную ценность по приобщению дошкольников к истокам русской культуры.
Задачи:
• Развивать познавательную активность, любознательность через знакомство детей с историей возникновения загадок, их видов.
• Вызвать эмоционально – положительное отношение к жанрам русского народного творчества через разучивание русских народных игр, загадок, чтение р. н. сказок, рассматривание иллюстраций.
• Обогащать речь детей эпитетами, образными сравнениями через придумывание и составление собственных загадок, рассматривание произведений живописи.
• Создать условия для реализации творческой деятельности дошкольников организовав мастерскую по изготовлению атрибутов для р. н. игр, книжек-малышек на основе собранного материала, поделок из пластилина и бросового материала, рисунков
Содержание проекта :
1. Цикл мероприятий по теме: «Знакомство с загадкой. История ее происхождения».
2. Цикл мероприятий по теме: «Знакомство с образными средствами в загадках (рифмой, метафорами, олицетворение, образные сравнения).
3. Цикл мероприятий по обучению составления загадок.
4. Итоговая организованная деятельность «Помощница загадка».
Ресурсное обеспечение проекта :
• Информационный ресурс
- интернет ресурсhttps://vospitatel.com.ua/zaniatia/rech/v-gostyah-u-skazki.html.
- Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор / В. П. Аникин. – М. : Учпедгиз, 1957.
- Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) / Е. Кудрявцева // Дошкольное воспитание. – 1986.- №9
• Кадровый ресурс - воспитатель-Власенко Е. В., дети, родители.
Предполагаемые результаты:
- Дети знают историю возникновения загадки.
- Различают виды загадок.
- Проявляют интерес к составлению загадок.
- Каждый ребенок знает несколько загадок наизусть, может их загадать.
Предполагаемый результат в воспитании интегративных качеств:
Дети проявляют любознательность, активность, интересуются новым, задают вопросы взрослому, проявляют больше самостоятельности в различных видах детской деятельности, в случаях затруднения обращаются к взрослому.
Продукт проектной деятельности :
- Рисунки детей, поделки из пластилина.
- Копилка загадок.
- Копилка р. н. сказок, в которых присутствуют загадки.
- Детские книги загадок.
- Итоговая организованная деятельность «Помощница загадка».
Направления реализации проекта :
- Совместная деятельность педагогов и детей.
- Взаимодействие педагогов.
- Взаимодействие с родителями.
Системная паутинка проекта
Структура проекта
Номер цикла.
Образовательные области.
Тема цикла.
Содержание цикла.
1.
«Социально-коммуникативное развитие» .«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
«Знакомство с загадкой. История ее происхождения». Рассказ «История появления загадки». Беседы «Для чего нужны загадки», «Как отгадывать загадки», «Кто придумывает загадки».
Д/и «Загадки и отгадки».
Разучивание загадок.
Разучивание р. н. игры в загадки «Бабка».
Лепка и рисование отгадок к загадкам.
Рассматривание книжных иллюстраций.
Развлечение «В гости к бабушке-загадушке».
Чтение р. н. с. «Мудрые ответы»
2.
«Социально-коммуникативное развитие».«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
«Знакомство с образными средствами в загадках». НОД «Какие бывают загадки?».
Д/упр. «Подбор эпитетов к предмету», «Сравни с животным, с растением, временем суток и т. д.».
Р/и «Подбери рифму»,
«Художник слова», «Сундучок»,
«Картинная галерея», «Что на что похоже».
Разучивание р. н. игры «Ты веревочка кружись».
Разучивание загадок.
Лепка и рисование отгадок к загадкам.
Чтение р. н. с.
Развлечение «Вечер загадок».
3.
«Социально-коммуникативное развитие».«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Обучение составлению загадок. Беседа «Как придумать загадку».
Д/и «Придумай загадку», «Составь загадку-отрицание».
Д/упр. «Подбор эпитетов к предмету», «Сравни с животным, с растением, временем суток и т. д.».
Р/и «Подбери рифму», «Тайна».
Разучивание русской игры «Города».
Рассматривание произведений живописи.
Чтение р. н. с. «Кощей Бессмертный».
Изготовление книжек-малышек.
Развлечение «Что? Где? Когда?».
4.
«Социально-коммуникативное развитие». «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»
Итоговая организованная деятельность «Помощница загадка».
Открытое итоговое мероприятие для коллег.
Этапы реализации проекта
План реализации проекта
1. Этап
Организационный
(15-31 января) Определение цели, задач.
Изучение методической литературы.
Формы работы
Рассказ «История появления загадки». Беседы «Для чего нужны загадки», «Как отгадывать загадки», «Кто придумывает загадки».
Д/и «Загадки и отгадки».
Разучивание загадок.
Разучивание р. н. игры в загадки «Бабка».
Лепка и рисование отгадок к загадкам.
Рассматривание книжных иллюстраций.
Развлечение «В гости к бабушке-загадушке».
Чтение р. н. с. «Мудрые ответы».
Время в режиме
Первая половина дня
Вторая половина дня
2. Этап
Подготовительный
(1-20 февраля) Составление плана проекта.
Сбор материалов (подбор загадок, дидактического и методического оснащения проекта).
Выявление уровня знаний детей о загадках (методом беседы).
Ознакомление детей и родителей с целями и задачами проекта.
Выбор форм работы с родителями.
Выбор основных мероприятий.
Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.
Определение и формулировка ожидаемых результатов.
Д/упр. «Подбор эпитетов к предмету», «Сравни с животным, с растением, временем суток и т. д.».
Р/и «Подбери рифму»,
«Художник слова», «Сундучок»,
«Картинная галерея», «Что на что похоже». Рассматривание произведений живописи.
Разучивание р. н. игры «Ты веревочка кружись».
Разучивание загадок.
Лепка и рисование отгадок к загадкам.
Чтение р. н. с. «Дочь семилетка».
Развлечение «Вечер загадок». Первая половина дня
Вторая половина дня
3. Этап
Практический (21 февраля-31 апреля) Составление консультаций, бесед, рекомендаций.
Творческие задания для родителей и детей.
Совместные мероприятия с детьми (3 цикла) :
беседы, наблюдения, занятия с детьми, развлечения, чтение художественной литературы, игровая и художественно-продуктивная деятельность.
НОД «Какие бывают загадки?».
Беседа «Как придумать загадку».
Д/и «Придумай загадку», «Составь загадку-отрицание».
Д/упр. «Подбор эпитетов к предмету», «Сравни с животным, с растением, временем суток и т. д.».
Р/и «Подбери рифму», «Тайна».
Разучивание русской игры «Города».
Рассматривание произведений живописи.
Чтение р. н. с. «Кощей Бессмертный».
Изготовление книжек-малышек.
Развлечение «Что? Где? Когда?». Первая половина дня
Вторая половина дня
4. Этап
Заключительный (1-30 мая) Сбор полученного материала по проекту.
Выявление уровня знаний детей о загадках (методом беседы).
Отчет о реализации проекта.
Подготовка к представлению продукта проектной деятельности.
Открытое итоговое мероприятие для коллег и родителей «Помощница загадка».
Закрепить полученные знания о возникновении загадки, ее видах. Первая и вторая половина дня
План работы по реализации проекта
Тема
цикла Срок
реализации
Содержание
Задачи Взаимодействие
с
родителями
1. Этап
Организационный
1.
«Знакомство с загадкой. История ее происхождения». (15-31 января) Рассказ «История появления загадки». Беседы «Для чего нужны загадки», «Как отгадывать загадки», «Кто придумывает загадки».
Д/и «Загадки и отгадки».
Разучивание загадок.
Разучивание р. н. игры в загадки «Бабка».
Лепка и рисование отгадок к загадкам.
Рассматривание книжных иллюстраций.
Развлечение «В гости к бабушке-загадушке».
Чтение р. н. с. «Мудрые ответы». Развивать познавательную активность, любознательность через знакомство детей с историей возникновения загадок, их видов.
Познакомить детей с понятием
«загадка».
Формировать интерес к народному творчеству (загадкам).
Поиск информации о происхождении загадки.
Консультации, беседы.
2. Этап
Подготовительный
2.
«Знакомство с образными средствами в загадках». (1-20 февраля) НОД «Какие бывают загадки?».
Д/упр. «Подбор эпитетов к предмету», «Сравни с животным, с растением, временем суток и т. д.».
Р/и «Подбери рифму»,
«Художник слова», «Сундучок»,
«Картинная галерея», «Что на что похоже». Рассматривание произведений живописи.
Разучивание р. н. игры «Ты веревочка кружись».
Разучивание загадок.
Лепка и рисование отгадок к загадкам.
Чтение р. н. с. «Дочь семилетка».
Развлечение «Вечер загадок». Вызвать эмоционально – положительное отношение к жанрам русского народного творчества через разучивание русских народных игр, загадок, чтение р. н. сказок, рассматривание иллюстраций, произведений живописи.
Показать значение и способы построения загадки,познакомить с языком загадки,
образными средствами
(рифмой, метафорами, олицетворением)
Формировать у детей образное воображение.
Творческие задания (выполнение рисунков, поделок и т. п.)
Разучивание с детьми загадок.
Подборка детских книг загадок.
3. Этап
Практический
3.
Обучение составления загадок. (21 февраля-31 марта) Беседа «Как придумать загадку».
Д/и «Придумай загадку», «Составь загадку-отрицание».
Д/упр. «Подбор эпитетов к предмету», «Сравни с животным, с растением, временем суток и т. д.».
Р/и «Подбери рифму», «Тайна».
Разучивание русской игры «Города».
Рассматривание произведений живописи.
Чтение р. н. с. «Кощей Бессмертный».
Изготовление книжек-малышек.
Развлечение «Что? Где? Когда?». Обогащать речь детей эпитетами, образными сравнениями через придумывание и составление собственных загадок, рассматривание произведений живописи.
Развивать умения выделять главные признаки объекта, владеть речью. Творческие задания (выполнение рисунков, поделок и т. п.)
Разучивание с детьми загадок.
Помощь в создании копилки загадок.
4. Этап
Заключительный
4.
Итоговая организованная деятельность викторина: «Помощница загадка».
(1-30 мая) Итоговая организованная деятельность «Помощница загадка».
Закрепить полученные знания о возникновении загадки, ее видах. Помощь в создании русских народных костюмов для итогового мероприятия.
Результат:
Работая над данным проектом, мы узнали, что существует множество видов загадок и возникли они в древности как язык "тайной" речи. Затем загадки использовались для испытания смекалки молодежи, общения или для интересного времяпрепровождения. Таким образом, мы пришли к выводу, что все загадки сочинял сам народ и передавал их друг другу из уст в уста, из поколения в поколение. В ХХ веке появились загадки, которые сочиняли писатели и поэты специально для детей, так называемые авторские загадки.
Проанализировав работу, можно сделать следующие выводы:
Все дети любят загадки, знают историю возникновения, различают виды, проявляют интерес к составлению загадок, большинство детей любит их загадывать и придумывать, каждый ребенок знает несколько загадок наизусть, может их загадать.
Проявляют интерес, любознательность, активность.
Родители также были активными участниками проекта. Помогали в поиске информации о происхождении загадки. Выполняли творческие задания с детьми дома по изготовлению, поделок, рисунков, разучиванию с детьми загадок. Участвовали в подборке детских сборников загадок.