Папки-передвижки

Проект «Чтобы лучше говорить-надо с пальчиками дружить»

Анжелика Щинова
Проект «Чтобы лучше говорить-надо с пальчиками дружить»

Чтобы лучше говорить-надо с пальчиками дружить

«Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняется не рука, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов».

Н. А. Бернштейн.

Учебный проект : развитие мелкой моторики

Возраст участников проекта : дети 5 - 7 лет

Состав проектной группы : учитель-логопед, дети старшей группы и дети подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников.

Публикация «Проект „Чтобы лучше говорить-надо с пальчиками дружить“» размещена в разделах

Тип проекта : информационно - творческий.

Продолжительность: долгосрочный (сентябрь – май).

Гипотеза:

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. И. М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Например, ребенок не может держать одной рукой основание пирамидки, а другой нанизывать колечко на стержень, или просто держать предмет в одной руке, а другой подхватывать другой предмет и т. п.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения ребенку будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас ребенка.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

На всех этапах жизни ребенка движения рук очень важны. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека - от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими психическими функциями и свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Цель проекта :

- Создать условия для развития мелкой моторики;

- Реализация в учебном процессе системы игр и игровых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики кистей рук детей.

Задачи проекта :

1. Выявить особенности развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста.

2. Совершенствовать предметно – развивающую среду для развития мелкой моторики.

3. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей старшего возраста посредством дидактических игр, игрушек, нетрадиционных приемов.

4. Развивать тактильную чувствительность рук детей, графические навыки, подготовить руки к письму.

5. Систематизировать знания педагогов, родителей по развитию мелкой моторики рук.

Аннотация проекта :

1. Доминирующая деятельность: развитие мелкой моторики;

2. Направленность деятельности: информационно – творческий.

Актуальность проекта :

Для развития ребенка необходим поиск новых форм, методов, методик и технологий, направленных на социализацию воспитанников. По мнению известного исследователя детской речи М. М. Кольцовой, «…есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга». Таким образом, на занятиях по коррекции речевых недостатков дошкольников, правомерно и необходимо применение разнообразных приемов, способствующих становлению полноценной мелкой моторики рук.

Ожидаемый результат:

1. Развить артикуляционную и мелкую моторику;

2. Развить тактильную чувствительность рук,

3. Научить творчески, мыслить, свободно проявлять свой творческий потенциал в разных играх на развитие мелкой моторики, применять полученные знания в повседневной жизни;

4. Развить чувство ритма при проговаривания стихов одновременно с движениями пальцев рук, чтобы речь стала более громкой, четкой и эмоциональной.

Методы проекта :

Познавательное развитие (ознакомление детей с играми, развитие тонких движений пальцев рук, развитие речи, ручной труд, социализация окружающего мира.

Этапы работы над проектом :

1. подготовительный этап: сентябрь

- Изучение: научно-методической литературы по теме проекта; понятий, касающихся темы проекта;

- Разработка игровых комплексов по развитию мелкой моторики;

- Создание предметно-развивающей среды;

2. диагностический этап: сентябрь

- Подготовка диагностического материала;

- Диагностическое обследование каждого воспитанника по уровню сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук проводится по методическому пособию «Практическая логопедия» Н. М. Трубникова.

3. основной этап: (реализация намеченных планов) октябрь – апрель

Работа выстраивается в трех направлениях:

1. Совместная деятельность педагога и детей.

В логопедическом кабинете созданы все условия для развития мелкой моторики:

- использование на логопедических занятиях прищепок, пробок, мячей, пуговиц, шнурков, счетных палочек;

- использование нетрадиционных форм: горох, рис, рисование на манке, грецкие орехи, макароны, бусинки, шишки, проволока;

- использование пальчиковой гимнастики, логоритмики, штриховка предметов, обведение трафаретов, графический диктант, рисование по контору, точкам, клеточкам.

2. Совместная деятельность с педагогами ДОУ.

- проведения консультаций, семинаров-практикумов, бесед.

3. С родителями – проведение консультаций, семинаров-практикумов, родительских собраний.

4. заключительный этап - май.

- анализ результатов реализации проекта.

- презентация проекта на педсовете.

- Диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук проводится по методическому пособию «Практическая логопедия» Н. М. Трубникова.

Результативность проекта :

Благодаря проекту бала развита артикуляционная и мелкая моторика,

тактильная чувствительность рук.

Дети научить творчески, мыслить, свободно проявлять свой творческий потенциал в разных играх на развитие мелкой моторики, применять полученные знания в повседневной жизни;

Развили чувство ритма при проговаривания стихов одновременно с движениями пальцев рук, речь стала более громкой, четкой и эмоциональной.

Публикации по теме:

«Надо лучики искать, чтобы солнышко собрать». Весенний праздник в средней группе«Надо лучики искать, чтобы солнышко собрать». Весенний праздник в средней группе В оформлении зала, следует обратить внимание на заранее отведённые места, где спрятаны лучики, которые будут прикрепляться к Солнышку. У.

Конспект занятия «Чтобы быть здоровым, надо быть чистым» Программное содержание: • Закреплять КГН • Прививать желание вести здоровый образ жизни • Расширять кругозор • Содействовать обогащению.

Чтобы не забыть, надо помнить, а чтобы помнить, надо знать…Чтобы не забыть, надо помнить, а чтобы помнить, надо знать… Под музыку «День Победы» торжественным маршем дети подготовительной группы входят в зал. Ведущий: Дорогие ребята, дорогие гости! Совсем.

Конспект интегрированного занятия на тему: «Чтоб здоровым быть — с чистотой надо дружить» Конспект интегрированного занятия на тему: «Чтоб здоровым быть - с чистотой надо дружить» Подготовила и провела воспитатель первой младшей.

Конспект НОД по развитию речи «Чтобы хлебушком насладиться, надо долго потрудиться» .

Мини фотоотчет о проведении праздника 1 сентября «Чтобы ум вооружить со спортом будем мы дружить!»Мини фотоотчет о проведении праздника 1 сентября «Чтобы ум вооружить со спортом будем мы дружить!» В нашем дошкольном учреждении традиционно 1 сентября проходит праздник- соревнование «День знаний» - это удивительное путешествие детей.

Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: «Чтобы президентом быть, надо Родину любить» Проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: «Чтобы президентом быть, надо Родину любить» Цель : - Осуществлять.

Проект в честь 70-летия Победы в ВОв «Чтобы правнуки знали, чтобы помнили!»Проект в честь 70-летия Победы в ВОв «Чтобы правнуки знали, чтобы помнили!» Паспорт проекта. Вид проекта: познавательно – творческий. Продолжительность: среднесрочный. Сроки проведения: 1.04.2015. – 30.05.2015. Участники:.

Сценарий утренника-развлечения для детей средней группы детского сада «Чтобы в армии служить — надо сильным, ловким быть!» 23 февраля. Сценарий утренника – развлечения для средней группы детского сада «Чтобы в армии служить – надо сильным, ловким быть!» Задачи:.

Внеклассное мероприятие «Чтобы людям радость дарить, надо добрым и вежливым быть» «Чтобы людям радость дарить, нужно добрым и вежливым быть.» Цель: Прививать воспитанникам потребности культурного общения. Задачи: 1. Развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Чтобы лучше говорить-надо с пальчиками дружить»
Опубликовано: 19 октября 2015 в 17:33
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД