Получи документы

Проект «Чувашская народная культура».

Наталья Пирюшова
Проект «Чувашская народная культура».

Проект «Чувашская народная культура».

Выполнила:Пирюшова Наталья Ивановна

Музыкальный руководитель, ГБОУ СОШ СП д. с «Берёзка»

с. Орловка, Кошкинский район Самарская область

Проект «Чувашская народная культура».

Публикация «Проект „Чувашская народная культура“,» размещена в разделах

Актуальность проекта : В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре и традициям посредством возрождения утраченных ценностей, погружения в истоки национальной культуры.

На сегодняшний день взрослые всё реже передают традиции своего народа подрастающему поколению, а родители крайне редко играют с детьми в игры своего детства, не знакомят их со стариной. В такой ситуации детский сад становится местом, где ребёнок узнаёт о культуре, традициях и обычаях своих предков, знакомится с народным творчеством и со старинными вещами в музее. Наиболее значительными и доступными для усвоения детьми, способными вызвать их отклик, являются такие элементы национальной культуры, как сказки, песни, игры, танцы, мифы, народные промыслы, искусство, традиции, обряды и т. д.

Приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, обычаям и традициям родного края, к нравственно-эстетическим ценностям своего народа должно осуществляться на всех ступенях обучения и воспитания, особое значение при этом нужно придавать дошкольному возрасту. Именно в этом возрасте, в первые годы жизни, процессе социализации личности происходит интенсивное формирование эмоционально-ценностного, положительного отношения ребёнка к культуре, к своему родному языку, людям, различным вещам и явлениям, что подчёркивают многие учёные (К. Д. Ушинский, А. П. Усова, Е. А. Флёрина, Н. П. Сакулина и др.).

Народ Чувашии обладает богатой и уникальной культурой, не спроста Чувашию называют краем ста тысяч песен, ста тысяч вышивок и узоров. Сохраняя народные традиции, чуваши кропотливо оберегают свой фольклор, народные ремёсла. Бережно хранят в Чувашском крае память о своём прошлом. «Нет будущего у народа, который забывает своё прошлое», - гласит чувашская народная пословица.

Нельзя считать себя культурным интеллигентным человеком без знания своих корней, древних традиций, родившихся еще в языческие времена, сохранившихся после принятия христианства и дошедших до наших дней. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Использование в практике работы по физическому воспитанию фольклора, позволяет не только повысить эффективность физкультурно-оздоровительного процесса, но и оказывает положительное влияние на состояние здоровья, динамику физической подготовленности воспитанников детского сада, а также формирует у них интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями. Народные игры имеют важное значение в формировании этнического самосознания личности. В играх воспитывается любовь и уважение к своему народу, формируется стремление к постижению богатства национальной культуры. Чувашские народные игры привлекают внимание многообразием и национальным колоритом, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка. Но игры развивают не только ловкость, быстроту движений, силу, меткость, также в них отражаются быт, труд, национальные устои, представления о мироздании, времени и пространстве. В чувашских народных играх присутствует единая цель и одноплановость действий; песни, слова и движения органически соединены; имеющие место варианты относятся к началу или концу игр. Игры разнообразны по содержанию и организации. Одни имеют сюжет, роли, игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданными правилами. В других играх сюжет и роли отсутствуют, двигательные задания регулируются только правилами. В третьих – сюжет и действия играющих обусловлены текстом, который определяет характер движений и их последовательность.

Цель проекта :

Формирование целостного представления у детей о культуре чувашского народа.

Знакомство с традициями, обычаями, обрядами чувашского народа.

Задачи проекта :

1. Познакомить с основными концепциями происхождения чувашей; историей развития; вводить детей в мир чувашского прикладного искусства – вышивки, учить детей рисовать, используя разную технику (рисование штампом, рисование ладошкой, трафаретом, кисточкой); знакомство детей с художественной литературой (народные сказки, легенды и мифы, пословицы и поговорки);

2. Развивать способность восприятия и осмысления первичных орнаментальных образов-символов чувашских узоров; развитие умений участвовать в спортивных играх.

3. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к чувашскому народу, интерес к его прошлому и настоящему; формирование способности индивидуального самовыражению в процессе продуктивной художественно-творческой деятельности; способность восприятия и осмысления первичных орнаментальных образов – символов чувашских узоров.

Вид проекта : Развивающий, творческий.

Проект по целевой установке: Познавательный.

Руководитель проекта : Пирюшова Н. И. музыкальный руководитель ГБОУ СОШ с. Орловка С\ П детский сад «Березка»

Кошкинского района, Самарской области.

Участники проекта : дети дошкольного возраста, родители (законные представители) воспитанников и сотрудники.

Продолжительность проекта : 1неделя

Место реализации проекта : ГБОУ СОШ с. Орловка С\П детский сад «Березка»

Материально - техническое оснащение: компьютер, видео аппаратура, презентации, национальные чувашские костюмы, орнамент, вышивка и др.

Информационное обеспечение:

1. Васильева Л. Г. Загадочный мир народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к созданию образов символов чувашских узоров в рисовании и аппликации. - Чебоксары: Новое время, 2005.

2. Васильева Л. Г. Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников. Формирование орнаментального образа в изобразительной деятельности детей 5-7 лет. – Чебоксары: Новое время, 2006.

3. ВасильеваЛ. Г. Хрестоматия «лку» (Родник, раздел «Художественное образование» с. 134-174 - Чебоксары -2006.

4. Дети Ветра : чуваш. сказки / перераб. и обраб. Ирины Митта ; рис. Валерия Смирнова. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1988. - 32 с. : ил.

5. Журнал «Куклы в народных костюмах», выпуск №27, 2013 – ООО

6. Михайлова З. П. и др. Народные обряды – устои жизни. Чебоксары. 2003

7. Салмин А. К. Hародная обрядность у чувашей. Чебоксары, 1993.

8. Смирнов А. П. Древняя история чувашского народа. Чебоксары, 1948.

9. Старичок с ноготок : сказки / сост. А. К. Салмин. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 2002. – 47 с. : ил.

10. Красавица Тайслу : чуваш. нар. легенды, предания, сказки и потешные рассказы / сост. и перевод М. Н. Юхмы. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 2006. - 399 с.

11. Кузеев Р. Г. Hароды Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. М., 1992.

12. Сказки и предания чуваш. – Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1963. – 131 с.

13. Чувашские народные сказки / [сост. П. Е. Эйзин]. Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1993. 351 с.

14. Халх смахлх : хрестомати. – Шупашкар : Чваш кнеке изд-ви, 2003. – 415 с. – Пер. загл. : Чувашский фольклор

Ожидаемые результаты:

В ходе реализации проекта дети узнают :

- как выглядел чувашский национальный женский,мужской костюм ( названия частей одежды: рубашка (кепе, особенности ее шитья, поясных украшений «сар», «яркч»);

- названия головных уборов: масмак, тухъя, сурпан, хушпу;

- какой смысл имеет национальный костюм и о чем говорит узор вышивки;

- элементов узора: сунтах, розетка кеске, как узор применяется в жизни;

- пополнят свой активный словарный запас;

- познакомятся с образами – символами чувашского узора;

- научатся создавать линейный орнамент, состоящий из художественных элементов;

- о чувашских национальных играх;

- о художественной литературе.

1. Рассматривание иллюстраций, открыток и альбомов «Моя Чувашия», «Чувашские узоры» «Чувашские народные костюмы», «Чувашские головные уборы».

Чтение стихов о предметах старины, о родном крае;

- Стихотворение М. Юхма «Братский ковш»

- «Заведено издревле было»

- «Чвашн ыр йла нумай» («У чувашей много хороших традиций») Р. Сраби

- «О сурпане»

2. Чтение и рассказывание чувашских народных сказок : «На печи лежим, сказки слушаем».

- «Лиса – плясунья»

- «Мост Азамата»

- «Земля Улыпа»

- «Песня»

- «Почему ель и сосна вечно зеленые»

- «Девушка на луне»

3. Чтение рассказов И. Я. Яковлева:

- «Как я чулок вязала»

- «Лгун»

- «Лентяй, да меру знай»

- «Соня – сонуля»

- «На воре шапка горит».

4. Чувашские детские игры «Паттр вййнсем» :

- «Надень тухью»

- «Уголки»

- «Луна и солнце»

- «Бросание пояса»

- «Тили – рам»

- «Расходитесь!»

- «Колечко»

- «В быка»

- «Колобок»

- «Хищник в море»

- «Цыган»

- «Сидит Миша»

- «Водяной медведь».

5. Дидактические игры:

«Найди старинные предметы быта»

«Найди и назови» (элементы одежды чувашей)

«Слова приветствия»

«Найди такой же узор»

«Найди значение узора»

«Сложи чувашский узор»

«Что лишнее»

6. Совместная организованная деятельность детей по декоративному рисованию, лепке, аппликации:

Украшение фартука для Илемпи (рисование)

Салфетка для бабушки (аппликация)

Полотенце – рисование чувашской вышивки

Рубашка для Сетнера –рисование

Смешные маски для ряженых – конструирование

Изодеятельность по знакомым чувашским народным сказкам и легендам

Посуда – лепка по мотивам чувашских глиняных и деревянных изделий, характерная для чувашского быта

Работа с педагогами: Просмотр электронных презентаций для воспитателей:«Чувашская народная культура»,«Сувениры Чувашии», «Взгляд в глубину веков» (чувашская орнаментальная вышивка, «Чувашские народные декоративные промыслы»

Работа с родителями: Просмотр электронных презентаций дляродителей: «Чувашская народная культура»

Беседа «Нужно ли возвращаться назад в преданье старины глубокой Чуваш»

Консультация «Знакомим детей с культурой чувашского края»

Выставка изделий чувашского декоративно-прикладного искусства Чувашская вышивка»

Анкетирование родителей «Чувашская культура».

Чувашские народные шумовые музыкальные инструменты – конструирование из бросового материала

Заключение: Если в результате реализации проект не даст ожидаемого результата, то он будет исправлен и дополнен с учетом выявленных недостатков.

Прикреплённые файлы:

chuvashskaja-kultura_lkqrv.pptx | 19078,03 Кб
 
Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование по программе «От рождения до школы» по теме «Народная культура и традиции России» ТЕМА: НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ РОССИИПодготовительная группа Программное содержание: Продолжать знакомить с народной культурой, традициями.

Календарно-тематическое планирование во второй младшей группе детского сада по теме недели «Народная культура и традиции» Март 4 неделя «Народная культура и традиции». Социально-коммуникативное развитие 1. Социализация (о себе, о семье, этикет, общество): игра.

Комплексно-тематическое планирование по теме «Народная культура и традиции» в старшей группе III — IV неделя января. Развернутое комплексно-тематическое планирование по теме: «Народная культура и традиции» (Рождество) январь III.

Конспект интегрированного занятия «Русская народная культура» в старшей группеКонспект интегрированного занятия «Русская народная культура» в старшей группе Конспект интегрированного занятия «Русская народная культура» в старшей группе. [/b]Подготовила Цыряпкина Наталья Александровна, воспитатель.

Муниципальная экспериментальная программа «Мы и наша культура». Интегрированный курс для 10 класса «Человек. Культура» Муниципальная экспериментальная программа «Мы и наша культура» Интегрированный курс «ЧЕЛОВЕК. КУЛЬТУРА» 10класс (психология и МХК) Пояснительная.

Оформление группы «Народная культура и традиции»Оформление группы «Народная культура и традиции» Накануне в детском саду проходила тема"Народная культура и традиции"Эта тема очень близка нам,именно поэтому хотелось дать детям большое.

Паспорт проекта «Русская народная культура» ПРОЕКТ «Русская народная культура» Информационная карта проекта Тип проекта: краткосрочный (с 09.03.16 по 25.03.16) Вид проекта: групповой,.

Педагогический проект «Народная игрушка» Тема проекта «Народная игрушка» Участники проекта: дети с 2 – 3 лет, воспитатели, музыкальный руководитель, конструктор по физической культуре,.

Проект «Народная кукла — пеленашка» Актуальность проекта: Однажды мы с детьми рассматривали иллюстрации в книжке «Кукольный сундучок», я заметила, что детей заинтересовали.

Тематическая неделя «Народная культура и обычаи» Народная культура и традиции. Образовательная деятельность. Совместная деятельность. Самостоятельная деятельность. Индивидуальная работа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Чувашская народная культура».
Опубликовано: 27 сентября 2016 в 22:17
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД