Проект «Чувственное восприятие окружающего мира» (I часть)

наталья меньшикова
Проект «Чувственное восприятие окружающего мира» (I часть)

МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №394», г. Перми

ПРОЕКТ на тему «Чувственное восприятие окружающего мира»

Разработала воспитатель Меньшикова Н. Г.

2014г.

Паспорт проекта.

Название проекта: «Чувственное восприятие окружающего мира»

Тип проекта: образовательный.

Участники проекта: воспитатели группы, психолог ДОУ, родители.

Целевая группа: дети 4 – 5 лет (ср. гр.)

Масштаб: долгосрочный (1 год).

Основание для разработки проекта.

Актуальность темы.

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия, его формирования представлений о свойствах предметов: их форме, цвете, и величине, и др. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Актуальность любых вопросов, связанных с сенсорным воспитанием детей обусловлено тем, что дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Профессор Н. М. Щелованов называл дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. И важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного опыта. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Важную роль в развитии восприятия и формировании представлений о свойствах предметов играют сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов (цвета спектра, геометрические фигуры, метрическая система мер, вкусовые характеристики, звуковысотный ряд и фонемы родного языка, и др.) Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.

Научно доказано, что одним из эффективных методов сенсорного воспитания являются дидактические игры и упражнения, позволяющие шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаниях.

Игра, как сказал В. А. Сухомлинский – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Сенсорное развитие является одной из главных задач в формировании всесторонне развитой личности дошкольника и включено в программу ДОУ «От рождения до школы», под ред. Н. Е. Веракса, в образовательную область «Познание». На протяжении всего дошкольного периода «Сенсорное развитие» решает следующие задачи: -знакомство с цветом, с формой, величиной и с их свойствами с опорой на сенсорные эталоны, с последующим закреплением в старших группах;- развитие умения воспринимать звучащие звуки, как речевые, так и звуки природы, предметов; -совершенствование восприятия детей путем активного использования всех органов чувств; обогащение чувственного опыта на протяжении всего дошкольного периода; -развитие и совершенствование умения сравнивать предметы, отождествлять, устанавливать их сходства и различия, умения группировать, классифицировать, выделять лишнее; - развитие и дальнейшее совершенствование умения обследовать предмет руками, развитие мелкой моторики пальцев и глазомера; - развитие речи.

Прошедшая в ДОУ проверка развивающей среды на предмет «Дидактические игры и пособия», показала, что все группы детского сада оснащены разнообразными развивающими материалами посредством которых и происходит решение основных задач сенсорного развития дошкольников.

Однако, были выявлены и противоречия:

между созданной предметной средой и ее недостаточно систематизированным обеспечением (т. е. имеющаяся развивающая среда ДОУ достаточно насыщена дидактическими играми и пособиями, которые, в основном способствуют усвоению сенсорных эталонов цвета, формы, величины; но в развивающей среде групп полностью отсутствуют развивающие материалы, которые были бы направлены на усвоение эталонов вкуса, слуха, запаха, ощущений, и др.); а также, между необходимостью формирования и развития у детей дошкольного возраста сенсорных способностей средствами дидактических игр в ДОУ и семье и отсутствием взаимодействия по данному вопросу (результаты анкетирования в приложении).

Проблема.

Отсюда вытекает важная проблема: созданная развивающая среда групп ДОУ успешно способствует усвоению сенсорных эталонов цвета, формы, величины; и не предоставляет полной возможности для совершенствования восприятия посредством использования всех органов чувств.

Данная проблема существует по нескольким причинам:

- недостаточный уровень осведомленности педагогов в данной области;

- отсутствие в продаже готовых дидактических игр и пособий, способствующих обогащению чувственного опыта детей;

- отсутствие целенаправленной работы по самостоятельному изготовлению недостающих дидактических игр и пособий педагогами групп;

- отсутствие взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам сенсорного развития.

Цель проекта: создание развивающей среды, обеспечивающей полноценное восприятие окружающей действительности, т. е. сенсорное развитие дошкольников.

Поставленную цель проекта предполагается решать через следующие задачи:

- изучить методическую литературу по теме «Сенсорное развитие»;

- подготовить перечень дидактических игр и пособий, направленных на решение развивающей задачи усвоения сенсорных эталонов вкуса, слуха, запаха, тактильных ощущений и зрения;

- изготовить и внедрить в систему работы ряд дидактических игр и пособий;

- провести анкетирование родителей на предмет осведомленности о сенсорном воспитании детей;

- разработать и провести родительское собрание на тему «Путешествие в страну Сенсорику»;

- привлечь родителей к изготовлению необходимых развивающих игр и дидактических пособий;

- показать мастер – классы для воспитателей, с целью знакомства с новыми развивающими играми.

Механизмы реализации проекта.

План мероприятий с детьми средней группы.

Название мероприятия с детьми Сроки проведения мероприятия Ответственный за мероприятие

1. Диагностика Январь 2014г. Воспитатели

2. Знакомство детей с зоной «Территория запахов» (мешочки с травами, коробочки со специями, ароматизированные чайные пакетики, парфюмированные флакончики, упаковки от мыла, и др.) Март 2014г. Воспитатель

3. Внедрение в пед. процесс развивающей игры «Ароматный мешочек»:- знакомство с развивающей игрой; - совместное с детьми проигрывание данной развивающей игры; - самостоятельное проигрывание игры детьми; - временное изъятие из деятельности. Март 2014г.

Март 2014г.

Апрель 2014 Воспитатель

4. Внедрение в пед. Процесс развивающей игры «Чаепитие»: - знакомство с игрой; - совместное с детьми проигрывание данной развивающей игры; - самостоятельное проигрывание игры детьми; - временное изъятие из деятельности. Апрель 2014г.

Апрель 2014г.

Апрель 2014г.

Май 2014г. Воспитатель

5. Внедрение в пед процесс развивающего упражнения «Чем пахнет обед?»: - знакомство с упражнением; - совместное выполнение упражнения. Январь 2014г. - Март 2014г. Воспитатель

6. Знакомство с сенсорным центром «Вода и песок» (материалы и оборудование). Познакомить с развивающей игрой «Что спрятано в песке?»

Последующее внедрение данной игры в пед. процесс: - совместное с детьми проигрывание игры; -самостоятельное проигрывание развивающей игры; - убрать игру.

Проведение опытов: «Разноцветная вода», «Прозрачность воды». Февраль 2014

Февраль 2014г.

Март 2014г. Воспитатель

7. Знакомство с центром «Тактильная стена» (оборудование) с последующим внедрением в пед. процесс: - совместное с детьми определение характера материалов; - самостоятельная работа детей с панно. Апрель 2014г. Воспитатель

8. Знакомство с оборудованием для ног «Тактильная дорожка» с последующим внедрением в пед. процесс: - использование развивающего оборудования детьми под контролем воспитателя; - самостоятельное использование развивающего оборудования детьми. Февраль 2014 Воспитатель

9. Представить детям настенное панно из разных видов ткани с последующим его внедрением в пед. процесс: - определение фактуры ткани детьми под контролем воспитателя; - самостоятельная деятельность детей с панно. Апрель 2014 Воспитатель

10. Познакомить с дидактической игрой «Угадай на вкус» с последующим ее внедрением в пед. процесс в совместной деятельности с воспитателем. Февраль 2014 Воспитатель

11. Познакомить с развивающей игрой «Невидимый полдник» с последующим ее внедрением в пед. процесс совместно с воспитателем. Май 2014 Воспитатель

12. Познакомить с дидактическим пособием «Звукарик – шумовик». Познакомить и внедрить в пед. процесс развивающую игру «Угадай,что шумит?»: - познакомить с игрой; - совместное с детьми проигрывание игры; - самостоятельная деятельность с игрой; - убрать игру на время. Апрель 2014 Воспитатель

13. Оборудовать на игровом участке клумбу «Грядка ароматов» (травы) с последующим ее использованием в пед процессе для развития обоняния у дошкольников. Май – июнь 2014 Воспитатель, дети

Предложенные мероприятия разработаны для детей 4 – 5 лет.

Рекомендации: использовать аналогичные развивающие игры и пособия для детей более старшего возраста, используя усложненный вариант. Вариант усложнения: использовать большее количество ароматов; усложненные ароматы с несколькими характеристиками; использовать большее количество вкусов с многочисленными характеристикам; проведение большего числа опытов с более сложной образовательной задачей, с использованием разнообразных материалов; изготовление тактильного панно с тканями более разнообразной фактуры; в игре «Звукарик – шумовик» использовать большее количество звуков, как речевых, так и неречевых, т. е. природных, более сложных по происхождению. В младшей группе, соответственно, весь объем предложенных мероприятий сводится к минимуму (1 – 2 вкуса, 1 – 2 аромата, 2 – 3 вида крупы, 1 – 2 самых простых опыта, самые простые ткани, более легкие воспринимаемые природные звуки и 2 -3 речевых звука).

Публикации по теме:

Театральный проект «Волшебный чемоданчик»Театральный проект «Волшебный чемоданчик» В нашем детском саду участие в театрализованных представлениях пользуется у детей неизменной любовью. Они с удовольствием включаются в происходящее.

В помощь аттестующимся «Отчет об инновационной деятельности» Уважаемые коллеги! Получила сообщения с просбой разместить отчеты для прохождения аттестации. Представляю отчеты педагогов, которые они.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Проект «Чувственное восприятие окружающего мира» (I часть)
Опубликовано: 16 марта 2014 в 20:53
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....