МААМ-картинки

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Фирюза Мангутова
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

Гляжу в озера синие, в полях ромашки рву.

Зову тебя Россиею - единственной зову.

Не знаю счастья большего, чем жить одной судьбой.

Грустить с тобой Земля моя и праздновать с тобой.

Актуальность

Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению поверхностно знакомо, например, с народной культурой.

Публикация «Проект для детей старшего дошкольного возраста „Приобщение детей к истокам русской народной культуры“» размещена в разделах

Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы- значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. Для этого надо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси, соприкоснуться с народным искусством и частью души ребенка, началом, порождающим личность. Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа и создан этот проект. Проект способствует развитию познавательных способностей детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, защищавшим Русь от врагов, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» становятся ближе и понятнее детям

Возрастные особенности детей 5-7 лет.

Старшие дошкольники отличаются высокой двигательной активностью, обладают достаточным запасом двигательных умений и навыков, им лучше удаются движения, требующие скорости и гибкости, но их сила и выносливость пока еще невелики.

Игра продолжает оставаться ведущей деятельностью этого возраста.

После 5 лет резко возрастает потребность ребенка в общении со сверстниками. Постепенно складывается достаточно сплоченное детское сообщество, развивается диалогическая речь.

Познавательные процессы претерпевают качественные изменения, развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным появляются элементы словесно-логического мышления.

Старших дошкольников все больше интересует природа: животные, растения, камни, различные природные явления и др.

Слушая чтение книг, старшие дошкольники сопереживают, сочувствуют литературным героям, обсуждают их действия. При восприятии изобразительного искусства им доступны не только наивные образы детского фольклора, но и произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры. В рисовании и лепке дети передают характерные признаки предмета (формы, пропорции, цвет, замысел становится более устойчивым.

Старших дошкольников отличает эмоционально яркая реакция на музыку. Появляется интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия, значительно обогащается индивидуальная интерпретация музыки.

Цель: развитие личностной культуры ребенка посредством воспитания высоких духовных ценностей и культурных традиций.

Задачи:

-формировать у детей чувство причастности к духовному наследию

своего народа;

-воспитывать любовь к Родине;

-знакомить детей с устным народным творчеством и народно-

декоративным искусством;

-воспитывать у детей любовь и уважение к традициям своего народа,

укладу жизни;

-формировать нравственные качества для установления позитивных

межличностных отношений;

-способствовать созданию благоприятного психологического климата в группе,

- способствовать сплочению детского коллектива.

Паспорт проекта

Тип проекта : практико - ориентированный, открытый, коллективный

По количеству участников: фронтальный.

По характеру участия ребенка в проекте : участник от рождения до получения результатов.

По характеру контактов: в контакте с семьей.

Участники проекта : дети от 5 до 7 лет, родители воспитанников, воспитатели ДОУ, муз. руководитель, инструктор по физ. Воспитанию

По продолжительности: долгосрочный (2 года)

Гипотеза

Приобщение детей к истокам русской народной культуре, к традициям русского народа, способствует духовно - нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников.

Ожидаемые результаты:

Выпускники детского сада:

- должны использовать в речи русский фольклор;

- должны знать былинных и сказочных героев, уметь сопереживать им;

- должны знать историю русского костюма;

- должны уметь различать изделия разных народных промыслов;

- должны знать и уметь играть в русские народные игры;

- должны знать особенности русских песен, плясок;

-должны знать историю своего края, села, семьи

Формы работы

• рассказ;

• беседа;

• чтение детских художественных произведений;

• разучивание с детьми стихотворений;

• рассматривание иллюстраций, тематических альбомов;

• прослушивание музыкальных произведений;

• досуги, развлечения, праздники;

• выставки творческих работ детей и родителей;

• продуктивная деятельность детей и др.

Принципы реализации:

• гуманизации

• развивающего образования

• научной обоснованности и практической применяемости

• полноты, необходимости и достаточности

• интеграции образовательных областей

• тесного сотрудничества педагогов и родителей

Этапы и сроки реализации

1. Организационно-подготовительный.

Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Определение цели и задач проекта. Подбор литературы, пособий, дидактических материалов, подвижных игр. Составление альбомов. Наличие у участников проекта четкого представления о необходимости внесения изменений в воспитательно-образовательный процесс.

2. Практический.

Разработка мероприятий в соответствии планом работы. Создание тематических альбомов. Организация творческой деятельности воспитателей, детей и родителей. Проведение бесед, рассматривание иллюстраций, тематических альбомов, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, продуктивная деятельность детей.

3. Заключительный

Обобщение результатов работы. Анализ деятельности.

Проект состоит из четырех разделов:

Старшая группа :

1. Народный фольклор : пословицы, поговорки, сказки.

2. Русские народные подвижные игры.

Подготовительная группа:

3. Национальный костюм, его элементы. Создание мини-музея в группе «Куклы в национальных костюмах».

4. Народные промыслы.

План работы с детьми:

Старшая группа :

1. Народный фольклор : пословицы, поговорки, сказки

Задачи:

-познакомить с малыми фольклорными формами: пословицами, поговорками

-разучить пословицы и поговорки, научить детей объяснять их значение;

-вызвать у детей желание применять пословицы и поговорки в повседневной

жизни, в нужных ситуациях.

-познакомить с многообразием русских народных сказок;

-научить детей передавать характеры героев интонацией голоса, жестами,

выражением лица и глаз;

-развивать чувство юмора;

-вызвать интерес к театрализованным представлениям.

Беседа «Кто придумал поговорки?»

Разучивание пословиц, поговорок. Объяснение их значений.

День пословиц и поговорок «Без пословиц нам нельзя, без поговорок никуда».

Рассказ «Зачем нужны поговорки?»

ЧХЛ: Сказы П. И. Бажова «Каменный цветок», «Серебряное копытце».

Рассматривания иллюстраций «Русская изба».

Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Рассматривание и чтение книг с пословицами, поговорками.

Прослушивание русских народных мелодий. Разучивание песен

«На горе-то калина», «Мы на ярмарку идем».

Рассказывание русских народных сказок.

Театрализованные представления по мотивам русских народных сказок

Рассматривание и чтение книг с русскими народными сказками.

ЧХЛ: Сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки.

Инсценировка русских народных сказок в театрализованном уголке.

Беседа о правилах поведения во время представления.

Рисование «Моя любимая сказка».

Лепка «Сказочные животные».

Аппликация «Жар-птица».

Организация выставки поделок детей и родителей по мотивам русских

народных сказок.

Разучивание стихов, песен, танцев для театрализованных представлений.

Новогоднее представление «Как для Бабы яги друзей искали»(по мотивам детских сказок).

Подготовительная группа.

3. Народные промыслы.

Задачи:

-познакомить с народными промыслами

-воспитывать бережное отношение к народной игрушке.

Рассматривание фигурок, выполненных в стиле дымковской игрушки, городецкая роспись, гжель, хохлома.

Беседа о народных промыслах : гжель, дымковская игрушка,

ЧХЛ: Сказки П. И. Бажова «Хозяйка медной горы».

Настольно-печатная игра «Народные промыслы».

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери».

Рассматривание иллюстраций и поделок по народным промыслам.

Рисование «Золотая хохлома», «Дымковские барышни», «Голубая гжель».

Лепка «Кувшинчик», «Пасхальное яйцо».

Разучивание колыбельной песни. Прослушивание колыбельных.

4. Национальный костюм и его элементы.

Задачи:

-показать красоту национального костюма, выделить его элементы;

-организовать мини-музей «Куклы в национальных костюмах»;

-воспитывать интерес к национальному костюму, желание использовать в

театрализованных представлениях.

Беседа о русском национальном костюме.

Рассматривание журналов с национальными костюмами.

Чтение стихов национальных поэтов.

Экскурсия в мини-музей «Куклы в национальных костюмах».

Инсценировка русских народных сказок в театральных костюмах.

Художественное творчество: рисование «Орнамент», «Девочка в сарафане».

Раскрашивание цветными карандашами книжек-раскрасок «Русские красавицы».

Разучивание русских народных танцев «Самовар», «Веночек»

2. Русские народные подвижные игры.

Задачи:

-познакомить с русскими народными подвижными играми;

-вызвать у детей интерес и желание играть в русские народные

подвижные игры;

-воспитывать чувство коллективизма.

Разучивание правил русских народных подвижных игр.

Рассказ «Во что играли на Руси?»

Рассматривание тематических альбомов о народных играх.

Чтение худ. литературы: разучивание фольклорного материала для игр

Русские народные подвижные игры.

Изготовление атрибутов для подвижных игр.

Беседа о правилах поведения во время игр.

Художественное творчество: рисование «Дети играют».

Разучивание хороводных игр.

Публикации по теме:

Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Конспект занятия в средней группе «Приглашаем в гости к нам» Государственное бюджетное образовательное учреждения города Москвы средняя общеобразовательная школа №1002 дошкольное отделение №1 «Приобщение.

Музыкальный проект для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие к истокам русской народной культуры» ПРОЕКТ «Путешествие к истокам русской народной культуры» Вид: информационно-практико-творческий, групповой Участники: музыкальный руководитель,.

Народный праздник «Капустница». Развлечение для детей средней группы. Приобщение детей к истокам русской народной культурыНародный праздник «Капустница». Развлечение для детей средней группы. Приобщение детей к истокам русской народной культуры Народный праздник "Капустница"(развлечение для детей средней группы, приобщение детей к истокам русской народной культуры)Отчет о проведении.

«Приобщение детей третьего года жизни к истокам русской народной культуры» (из опыта работы) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Радость» общеразвивающего вида» Приобщение детей третьего.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры Дошкольные образовательные учреждения получили возможность свободно обращаться ко всему ценному, накопленному национальной культурой. Традиции.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Направление проекта: познавательно-творческий. Тип проекта: Среднесрочный. Руководитель проекта: Дюба Марина Владимировна, воспитатель,.

Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к источникам русской народной культуры» Информационная карта Название проекта: «Приобщение детей дошкольного возраста к источникам русской народной культуре» Автор проекта: Хопкина.

Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как в это время закладываются базовые качества личности.

Развлечение «Ярмарка». Приобщение детей к истокам русской народной культуры Воспитатель Щербакова Татьяна Леонидовна МБДОУ д/с № 23 «Радуга» общеразвивающего вида город Щелково Московская область подготовительная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Опубликовано: 27 февраля 2016 в 09:31
+55Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 30.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД