Проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР «Поможем ребенку говорить правильно»

Светлана Жмудь
Проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР «Поможем ребенку говорить правильно»

Постановка проблемы:

Неправильное произношение приносит ребенку немало огорчений в детском саду, а в школьном возрасте может появиться переживание дефекта. Сверстники замечают искажение звуков, высмеивают, взрослые постоянно делают замечания, а в школе появятся ошибки в тетрадях. Ребенок начинает стесняться во время общения со сверстниками и взрослыми, отказывается участвовать в праздниках с рассказыванием стихов, неуверенно чувствуют себя во время ответов на занятиях.

В этой ситуации критические замечания и требования говорить правильно со стороны взрослых не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. В детском саду ему окажет помощь специалист, а участие родителей в речевой работе обязательно. Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий для работы по формированию правильного произношения: необходимо вызвать интерес у детей, а для этого использовать игру, дидактические игры и упражнения, рисование, вырезывание, аппликацию, художественное слово и другие средства, побуждающие познавательную активность ребенка, позволяющие избежать быстрого утомления. Достичь успеха правильного произношения можно лишь в результате систематической и кропотливой работы логопеда и родителей.

Актуальность – дети старшего дошкольного возраста характеризуются возросшими способностями к усвоению и овладению системой родного языка. В этот период, на фоне увеличения активного словаря, появляется возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли.

Чем старше становятся дети, тем большее влияние на их речевое развитие оказывает семейное и общественное воспитание. В этой связи большим подспорьем для родителей будут являться специально разработанные и адаптированные под возраст и степень речевых нарушений задания.

Предлагаемый мною проект направлен на устранение и профилактику речевых несовершенств у детей старшего дошкольного возраста. В его основе лежат задания, которые охватывают различные стороны речи: лексический запас, грамматический строй, связную речь. Особое внимание уделяется воспитанию правильного звукопроизношения.

Цель:

Целенаправленная и систематическая работа над поставленным звуком.

• Максимальное пополнение речевого материала изучаемым звуком и по возможности исключения дефектно произносимых звуков

• Автоматизация и дифференциация поставленного звука в речи в условиях детского сада и семьи.

Задачи:

• Обогащение и систематизация знаний детей о явлениях природы, названиях диких и домашних животных, птиц, праздниках, бытовой технике, профессиях и т. д. с использованием речевого материала на изучаемый звук.

• Воспитание звуковой культуры речи:

-развивать артикуляционный аппарат при помощи артикуляционных упражнений

-учить изменять силу голоса: говорить тихо, громко, шепотом

-отрабатывать четкость дикции, интонацию, выразительность речи

-развивать фонематический слух.

• Формирование и совершенствование лексического состава языка. Обучение связной речи.

-пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний о ближайшем окружении, расширения представлений о предметах, явлениях, событиях.

• Формирование и совершенствование грамматического строя речи:

-употребление в речи имен существительных, глаголов, прилагательных в форме единственного и множественного числа

-употребление формы множественного числа имен существительных в именительном, родительном, винительном падежах

-согласование слов в предложении в роде, числе, падеже

-закрепление в речи наречий и предлогов

-образование и использование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами

• Развитие мелкой моторики.

- развивать конструктивный праксис

-развивать тактильные ощущения

-развивать пальчиковую моторику в играх, упражнениях, с дидактическим материалом: пазлы, мозаики, шнуровка, палочки, плетение и др.

• Воспитывать внимание, усидчивость

• Организовывать индивидуальные консультации для родителей

• Заинтересовать родителей результатом речевой коррекции

• Вызвать желание и потребность в совместной работе логопеда, родителей и детей.

1. Подготовительный –

• Обследование детей с целью выявления недостатков звукопроизношения

• Поисковая работа по подбору литературы по теме проекта

• Разучивание пальчиковых игр, артикуляционных упражнений

• Развитие мелкой моторики рук – игры с мелким конструктором, пазлы, мозаики, шнуровка, печатание в тетрадях в клетку, разрезные картинки, плетение и др.

• Упражнения на развитие речевого дыхания

• Оформление уголков для родителей (советы логопеда)

• Разработка папок – передвижек для родителей «Такие простые игры», «Правильно ли говорит ваш ребенок», «Учите, играя», «Логопед, родители и дети»

• Консультации для родителей на тему: «Ругать можно – хвалить нужно», «Поговори со мною, мама»

• Родительские собрания на тему: «Как помочь своему ребенку», «Выполняем домашние задания»

2. Основной –

• Занятия – подгрупповые, индивидуальные

-артикуляционные упражнения

-пальчиковые игры, игры на развитие мелкой моторики

-упражнения на развитие дыхания

- постановка звуков

- автоматизация звука в слогах, словах, чистоговорках, скороговорках, предложениях, стихах, рассказах, сказках.

- Беседы по лексическим темам с использованием речевого материала на изучаемый звук и по теме в подгруппе детей

• Дидактические и словесные игры на автоматизацию звука

• Разучивание песенок, считалок, потешек, чистоговорок, скороговорок, стихов

• Рассматривание иллюстраций, фотографий, слайдов по теме

• Выполнение домашнего задания с инструкцией для родителей

• Проверка домашнего задания с целью закрепления поставленного звука

• Работа в студии «Карандаш и клетки – разговорчивые детки»

3. Заключительный –

• Развлечение на тему «Я умею говорить

• Вечер стихов, загадок, потешек, чистоговорок, скороговорок

• Инсценировка сказки «Потерянный звук»

Описание ресурсов.

задачи Необходимые ресурсы Источники ресурсов

Исправлять и предупреждать несовершенства звукопроизношения, развивать связную речь, мышление, зрительное внимание, творческое воображение; воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества с родителями; провести мероприятия по плану Дети, время, пословицы, чистоговорки, рассказы, стихи, дидактические игры, иллюстрации, фотографии, слайды, домашние задания, помощь родителей, фотоаппарат, информация по теме из методической литературы, компьютер, принтер, бумага для печати, ножницы, фломастеры, карандаши, цветные мелки, трафареты, игрушки, муляжи Дети старшего дошкольного возраста, время, отведенное на участие в проекте, методические пособия, журналы, книги, иллюстрации по теме, С. А. Жмудь

Продукт проектной деятельности:

• Рабочие тетради с домашними заданиями

• Тетради детей по студии «Карандаш и клетки – разговорчивые детки»

• Конкурс стихов, потешек, песенок:

«Мы с тобою не скучали, когда «Ш» звук изучали.

В игры разные играли, все загадки отгадали.

И теперь не скажет мишка, что его назвали миской»

• Вечер загадок, чистоговорок, скороговорок.

• Комплексное занятие «В гости к звуку «Ш»

Проект «Поможем ребенку говорить правильно»

Итоговое занятие «Я умею говорить

• Анкетирование родителей.

«Родительская почта» - копилка родительской мудрости, тесты, опросы

Итоговое родительское собрание «Готов ли ваш ребенок к школе

Этапы и механизмы реализации проекта.

Сроки реализации – 1 год, долгосрочный

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, логопед С. А. Жмудь, родители.

Результаты реализации проекта:

После завершения проекта дети могут:

• Рассказать, прочитать множество стихов, чистоговорок, скороговорок, сказок, рассказов с поставленным звуком

• Владеют обобщающими понятиями по всем лексическим темам

• Составлять описательный рассказ, по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, придумывать конец сказки, рассказа, пересказывать небольшие сказки, рассказы близко к тексту

• Находить в тексте слова с поставленным звуком

• Находить, вырезать, наклеивать, рисовать предметы, картинки по заданной теме

• Четко выражать свои мысли

• Предоставить новые знания о явлениях природы, окружающей среде, животном мире

• Поставленные звуки четко и правильно употреблять в связной речи

• Владеть грамматически правильной речью.

Развитие проекта – данный проект может иметь дальнейшее развитие, так как при минимальных затратах получены значимые результаты. После реализации проекта, при выходе из детского сада дети владеют различными частями речи, новыми категориями и понятиями, воспитано правильное звукопроизношение, связная речь, первоначальные навыки в овладении грамотой, развит фонематический слух и восприятие, а также память, мышление, воображение, усидчивость, самостоятельность, взаимопонимание, взаимопомощь, что необходимо в школьной среде.

Публикации по теме:

Выступление учителя-логопеда на родительском собрании. Тема: «Этапы развития звуков». Средняя группа. Маленькому дошкольнику, также как и взрослому, важно иметь чистое произношение и хорошую дикцию. Неправильное произношение приносит ему.

Выступление учителя-логопеда на родительском собрании. Тема: «Этапы развития звуков». Средняя группа Маленькому дошкольнику, также как и взрослому, важно иметь чистое произношение и хорошую дикцию. Неправильное произношение приносит ему.

Библиотека изображений:
  • Одежда, обувь
  • Здоровье, гигиена
  • Мебель, интерьер
Автор публикации:
Проект для детей старшего дошкольного возраста с ОНР «Поможем ребенку говорить правильно»
Опубликовано: 5 февраля 2014 в 11:56
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Ратная палата» — музей I Мировой войны. (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Театализованное новогоднее представление для детей
Сценарий новогоднего театрализованного представления с участием детей. «Снежная сказка» Звучит голос на фоне мелодии с эффектом падающего снега: Сказка по...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....