«Родной край люби и знай». Проект для детей старшего дошкольного возраста

Светлана Жмудь
«Родной край люби и знай». Проект для детей старшего дошкольного возраста

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка детский сад с. Бакчара,

Жмудь Светлана Анатольевна, логопед

Актуальность - предлагаемого проекта определяется двумя проблемами. Первая - проблема речевого развития подрастающего поколения. Она всегда стояла очень остро, но сейчас, в связи с экономическими, экологическими кризисами все больше выявляют детей с речевыми нарушениями. Для успешного обучения и воспитания таких детей актуально применять игровые технологии, в данном проекте связанные с нравственно – патриотическим воспитанием. Игра необходима для становления ребенка как субъекта собственной деятельности.

Вторая - потребностью нашего общества в нравственно- патриотическом воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития российского социума; зажечь искорку любви, уважения, интереса и гордости к жизни своего народа.

- Обогатить чувственный опыт ребенка, развивать его умственные, речевые способности посредством занятий и дидактических игр, сохраняя, распространяя и развивая национальную культуру, историческую преемственность поколений.

Формирование нравственного сознания, овладение нравственными представлениями и понятиями

Формирование нравственного поведения, чувств, отношений

Воспитывать у детей любовь к родному краю и его истории

Учить видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц

Приобщать к культуре и традициям русского народа. Воспитывать лучшие качества, присуще ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие

Развивать интерес к дидактической игре, используя различные игровые методы и приемы

Использовать приобретенные знания и умения

Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру.

В результате проектной деятельности были даны знания:

О традициях, нравах нашего народа, достопримечательностях,

Об исторических событиях и нравах нашего села.

Подбор интересного исторического материала по теме проекта

О русском фольклоре: песни, потешки, заклички, кричалки, пословицы, поговорки, загадки

О неизвестных словах, выражениях из рассказов, сказок, стихов; активизировался словарный запас детей

Сформированы творческие способности детей, потребность в дидактических играх

Стал более развит речевой потенциал

Воспитаны:

Нравственные чувства и отношения

Уважение к людям труда, защитникам нашей Родины, родному краю

Сформированы социальные качества личности ребенка – коллективизм, доброта, способность к сопереживанию, потребность в общении

Оформление фотовыставки «Моя родословная» (совместно с родителями)

выставка детских рисунков «Моя Родина там, где я живу»

Калейдоскоп дидактических игр на нравственно – патриотическую тематику

Творческие рассказы детей о родном селе.

КВН – «Свой край люби и знай (с родителями)

Конкурс чтецов (народный фольклор)

1. Подготовительный.

Поисковая работа по подбору исторического, дидактического, иллюстративного материала по теме проекта

Рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, слайдов, видеофильмов, фильмов, доступных детям по содержанию

Чтение произведений русских и зарубежных писателей

Чтение стихов на нравственно – патриотическую тематику

Народный фольклор (стихи, потешки, песенки, частушки, заклички, кричалки, пословицы, поговорки, скороговорки, шутки, загадки) – заучивание

Чтение русских народных сказок, беседы по содержанию

Дидактические игры, сюжетно – ролевые, драматизации, настольно – печатные

Разучивание пальчиковых гимнастик, физминуток по тематике

2. Внедрение.

Экскурсии в музей, по улицам села, на стройку, по достопримечательностям села

Чтение, заучивание сказок, песен, потешек (фольклор)

Физминутки, пальчиковые игры, игры на релаксацию

Составление творческих рассказов о улицах своего села, о своей семье

Беседы, занятия с использованием дидактических игр, подвижных народных игр, песен

Художественное творчество детей, посвященных родному краю, подвигам героев

Пение песен, хороводы

Создание папок – передвижек «Моя Родина там, где я живу»

Создание книжек «Профессии в нашем селе»

Фотовыставка «Моя родословная»

КВН «Свой край – люби и знай

4. Итоговый.

фотовыставка «Моя родословная»

конкурс чтецов (народный фольклор)

калейдоскоп дидактических, народных подвижных игр

выставка детского творчества «Мой край – моя Россия»

-

Партнеры: дети, педагоги, родители.

Проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста

Литература:

• Дидактические игры в детском саду – Бондаренко

• Игры в логопедической работе с детьми – Селиверстов

• Формирование речи у дошкольников – Ефименкова

• Игры и игровые упражнения для развития речи – Швайко

• Учите детей отгадывать загадки – Илларионова

• Развитие речи детей – Новоторцева

• Учите, играя – Максаков, Тумакова

• Логопедия в детском саду – Смирнова

• Ознакомление с окружающим миром – Морозова, Пушкарева

• Обогащение и активизация словарного звпаса – Бочкарева

• Речевое развитие детей дошкольного возраста – Колодяжная, Маркарян

•Картотека дидактических игр, используемых в проекте.

- Кому что

-Каравай

- Знаешь ли ты?

-Кто построил этот дом?

- На земле, в небесах, на море

- Собери картинку

- Гости Бакчара

- Путешествие по селу

- Кому что нужно?

- Природа и человек

- Кем быть?

- Чья одежда?

- Кто потрудился?

Тематический план по проекту.

1. Я и моя родословная

2. Беседа на тему: «Бакчар – мое родное село»

3. Занятие на тему: «Мой дом, моя улица»

4. Из истории вещей

5. Беседа «Одежда наших предков»

6.«Русские народные гулянья» - занятие

7. Чтение русской народной сказки «Хаврошечка»

8. Знакомство с трудом взрослых «Профессия – строитель»

9. Беседа «Почему так назвали улицу?»

10. Художественное творчество детей «Родной край»

11. Развлечение «Весела была беседа»

12. КВН «Свой край люби и знай

Перспективный план работы по проекту

Февраль.

1. Я и моя семья»

Цель: Учить детей рассказывать о себе, своих близких, как их зовут, кем работают, кто друг другу приходится по родству, какие отношения в семье. Воспитывать любовь и уважение к своим близким и родственникам.

Формы и методы:

- Рассказы детей о своей семье с показом фотографий

- Оформление фотовыставки «Моя родословная» (с родителями)

2. Беседа «Бакчар – мое родное село».

Цель: Уточнить и закрепить знания детей о родном селе; воспитывать чувство любви к своему селу, гордость за него. Подвести к пониманию того, что история родного села неразрывно связана с историей России.

Формы и методы:- Экскурсии по улицам села

- Рассматривание фотографий, слайдов, открыток

- Чтение стихов о селе, его истории, пение песен.

3. «Мой дом – моя улица».

Цель: Познакомить детей с искусством строения деревянного дома, его украшениях; формировать понятие о том, что человек красив своим трудом; воспитывать чувство уважения к мастерству.

- Беседа по теме, к результатам труда других людей, побудить желание трудиться.

Формы и метод

- Составление рассказов о своей улице (показ фотографий, картин)

- Игры с конструктором – соорудить дома будущего

- Рисунки детей

4. «Из истории вещей».

Цель: Дать детям представление о музее как месте погружения в прошлое, месте хранения «остановленных мгновений» (старинных, редких предметов)

Формы и методы:

- Экскурсия в музей

- Игра «Чудо – утюг»

- Аппликация «Украшение фартука»

Март.

1. Беседа «Одежда наших предков».

Цель: Познакомить детей с женским и мужским русскими народными костюмами, особенностями их изготовления и применения; развивать мелкую моторику рук, художественный вкус и творческое воображение.

Методы и приемы:

- Занятие с использованием наглядного материала- скатерти, полотенца, передники, женская кофта – рубаха, косоворотка

- Плетение поясков из тесьмы

- Дидактическая игра «Бабушкин сундук»

2. Беседа «Русские народные гулянья».

Цель: Продолжать знакомить детей с русским фольклором, учить читать стихи с выражением, используя жесты, мимику; воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Формы и методы:

- Заучивание потешек, закличек, частушек

- Дидактическая игра «Одень куклу»

- Подвижные, хороводные игры – «Горелки», «Во поле березонька стояла…»

3. Чтение русской народной сказки «Хаврошечка».

Цель: Учить детей внимательно слушать содержание сказки, уметь отвечать на поставленный вопрос строками из произведения, передавать любой отрывок из сказки; развивать диалогическую, связную речь.

Методы и приемы работы:

- Показ иллюстраций по ходу рассказывания или прослушивания

- Вопросы по тексту

- Инсценировка отрывка из сказки

- Разбор непонятных слов, выражений

- Дидактическая игра «Из какой сказки этот герой?»

4. Знакомство с трудом взрослых.

Цель: Продолжать закреплять знания детей о профессиональной деятельности строителя, о результатах труда, об оборудовании, инструментах, необходимых для работы; формировать навыки общения, речевой этикет, активизировать словарный запас; воспитывать уважение к людям труда, желание внести посильный вклад в благоустройство и развитие села

Формы и методы:

- Экскурсия на стройку

- Чтение стихотворения Д. Родари «Чем пахнут ремесла?»

-Дидактическая игра «Кому, что нужно для работы?»

Апрель.

1. Беседа «Почему так назвали улицу?».

Цель: Формировать умения рассказывать об известных улицах нашего села, знать ее историю от бабушек, дедушек; развивать связную речь, обогащать словарный запас; воспитывать желание узнать как можно больше об истории своего села и гордиться им.

Методы и приемы:

-Творческое рассказывание об улицах Крылова, Гагарина, Пушкина (задание дано на дом заранее, помощь родителей)

- Дидактическая игра «Узнай, какое это здание нашего села по фотографиям»

2. Художественное творчество детей, посвященное родному краю.

Цель: Учить отражать в рисунках красоту родного села, его природу, достопримечательности. Воспитывать нравственные качества, трудолюбие, эстетические чувства.

Формы и методы:

- Выставка творческих работ детей «Мой край – моя Россия»

- Аппликация, рисование, конструирование

3. Развлечение «Весела была беседа».

Цель: Познакомить детей с традицией русского народа – посиделками; формировать умение участвовать в совместной игре с другими детьми, вести себя адекватно в обществе детей и взрослых; учить применять полученные навыки общения в игровых ситуациях.

Методы и приемы:

- Пение частушек, песенок

- Рассказывание стихов, потешек, прибауток, закличек

- Загадки

- Слушание аудиозаписи «Ой, бежит ручьем вода»

4. КВН «Свой край – люби и знай (с родителями)

Цель: Уточнить и закрепить знания детей об истории села Бакчара, его географическом расположении, природных ресурсах, профессиях людей, живущих в селе, спортивных сооружениях, культурном наследии; вызвать гордость за свое село, уважение к людям

труда, желание сделать село еще красивее.

Методы и приемы:

- Вопросы для КВН- Почему село называется Бакчар?

- Где расположено село?

- Что знаете о прошлом Бакчара?

- Какие улицы знамениты и чем?

- Какие достопримечательности есть в селе?

- Люди, каких профессий трудятся в Бакчаре?

- Куда можно пойти в свободное время?

- Назовите красивые здания в селе и др.

Публикации по теме:

Проект «Социо-игровой подход к воспитанию и обучению детей старшего дошкольного возраста» Отчет Реализация инновационного проекта муниципальной экспериментальной площадки за 2011 – 2013 учебный год по теме: «Социо-игровой.

Презентация–викторина Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад № 62 (МБДОУ №62) Занятие –викторина .

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Деревья и листья
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
«Родной край люби и знай». Проект для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 31 января 2014 в 17:08
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стихи. «Наступает Новый год», «Праздник Новогодний».
НАСТУПАЕТ НОВЫЙ ГОД. Кружат белые снежинки, В нашем городе зима. Серебристым одеялом Все покрыты терема. Праздник, праздник наступает, Скоро будет...
Тематическое планирование в подготовительной группе (сентябрь — декабрь)
Месяц События, праздники, традиции Тема недели Формы организации образовательной деятельности Сентябрь – 1 неделя «День знаний» «Встречи друзей после...
Сценарий осеннего утренника для средней группы
Дети входят в зал с осенними листьями, обходят один круг и становятся полукругом. Ведущий: Птички улетели, Листья пожелтели, Дни теперь короче,...
Проект на тему «Формирование познавательного интереса к исследовательской...
Уважаемые коллеги! В период активизации простудных заболеваний, я провожу с детьми весь комплекс закаливающих мероприятий. Также дети с большим удовольствием...
Итоговое комплексное занятие в старшей группе «Путешествие на необитаемый остров»
«Путешествие на необитаемый остров». Конспект итогового занятия за первый квартал в старшей группе. Цель: Формировать познавательный интерес к природе....