МААМ-картинки

Проект «Дорога и дети»

Ирина Жагрина
Проект «Дорога и дети»

Название проекта : «Дорога и дети».

Актуальность:

          С каждым годом наш город растет и хорошеет. Огромен и нескончаем поток транспорта на наших улицах. По этим проспектам и улицам проходит тысячи пешеходов. В их числе и дети. Ребенок – это исследователь, которого интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем – либо новым, необычным, он попадает в опасные для жизни ситуации.

Публикация «Проект „Дорога и дети“» размещена в разделах

         Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения, в том числе и в дорожно-транспортной обстановке. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий становятся именно дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно в транспорт и выходят из него. Приводят к этим нарушениям элементарное незнание Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на дороге. Другой причиной является то, что дошкольники еще в должной степени не умеют управлять  своим поведением, у них еще не выработалась  способность предвидеть возможную опасность, поэтому они безмятежно выбегают на дорогу.

          Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры поведения на дороге. Однако дети дошкольного возраста - это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой как и ко взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.

         Учитывая возраст детей – дошкольников, следует обучать детей Правилам безопасного поведения на дорогах через дидактические игры и упражнения, подвижные игры, сюжетно – ролевые игры и на площадках по ПДД и другие формы и методы работы.

         Важно  с раннего возраста  учить детей безопасному поведению на улицах, и  правилам дорожного движения. А для этого необходимо, чтобы родители, дошкольные учреждения, а в дальнейшем и школа принимали в этом активное участие.

          Привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях. Изучение  Правил дорожного движения и формирование у детей осознанного желания выполнять их, является для меня одной из главных задач на сегодняшний день. Поэтому, учитывая все вышесказанное, я и решила начать работу над проектом «Дорога и дети».

Проблемная ситуация:

Чтобы грамотно построить работу по обучению детей безопасному поведению на улицах я решила создать познавательно – игровой проект «Дорога и дети», который поможет системно и последовательно раскрыть данную тему, повысить результативность обучения детей правилам дорожного движения.

Целеполагание:

Только при совместном взаимодействии с семьей и использованием разных форм и методов работы: НАБЛЮДЕНИЙ, БЕСЕД, ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР, ЧТЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ИЗУЧЕНИЯ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ, решения проблемных ситуаций, выполнение правил безопасного движения в повседневной жизни, мы можем говорить о формировании у дошкольников культуры поведения на дороге.

Цель проекта :

Формирование осознанного безопасного поведения на дорогах.

Основные задачи проекта :

1. Создать условия для сознательного изучения детьми правил дорожного движения.

2. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды, предвидеть опасные ситуации, уметь выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.

4. Воспитывать дисциплинированность и осознанное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно – транспортном процессе.

5. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.

6. Обеспечить эффективное взаимодействие с родителями по вопросам дорожного движения. Привлекать родителей  к совместной деятельности  с детьми.

Тип проекта :

- по доминирующему методу: практико – ориентированный

- по характеру содержания: ребенок + семья + безопасность

- по характеру участия ребенка в проекте : участник от зарождения идеи до получения результата

- по характеру контактов: внутри одной возрастной группы, в контакте с семьей

- по количеству участников: фронтальный, групповой, индивидуальный

- по продолжительности: долгосрочный

Запланированный результат: В группе создан - Центр дорожного движения. Ребенок – грамотный участник дорожного движения.

Возможные риски:

Взрослые на мероприятиях будут соблюдать правила дорожного движения, а в жизни действовать по обстоятельствам. У детей может возникнуть понимание того, что можно в определенных обстоятельствах поступать по правилам, а в других – не соблюдать их.

Комплектация воспитанников: дети 4 – 5 лет группы №12 МАДОУ «Детский сад №112» г. Перми и их родители.

Количество участников: 50 человек

Длительность проекта : 1 год

Дата проведения проекта : 01.10.2008 -30.09. 2009.

Формы совместной деятельности: сотрудничество

Работа воспитателя при подготовке к проекту :

Создание макета «Наша улица», макет микрорайона.

Создание и разработка картотеки дидактических и подвижных игр по Правилам дорожного движения

Подбор материала о Правилах дорожного движения.

Роль родителей в реализации проекта :

Сбор материала, приобретение книг и оснащения для оформления Центра по Правилам дорожного движения.

Изготовление макетов «Улицы города», «Перекрестки нашего микрорайона», реквизитов для проведения сюжетно – ролевых игр.

Этапы работы над проектом

Подготовительный этап

1. Подбор материала по Правилам дорожного движения (атрибуты дорожно – постовой службы, транспорт различного функционального назначения, кубики, мозаики сюжетные картинки, плакаты, дорожные знаки, светофоры, фигурки людей).

2. Изготовление макетов улиц и перекрестка.

3. Просмотр видеоматериала.

4. Знакомство с литературными произведениями:                                                           Пляцковский «Светофор», А. Дорохов «Влиятельная палочка», О. Бедарев «Если – бы», Н. Носов «Автомобиль»,  В. Семерин «Запрещается – разрешается», С. Михалков «Светофор», В. Головка «Правила движения», и т. д.

5. Изготовление дидактических игр по ПДД.

6. Использование игр:

Дидактические игры: «Один на улице», «Какой это знак?», «Собери машину», «Красный, желтый, зеленый», «Найди полосу препятствия», «Водители», и т. д.

Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Ловкий пешеход», «Пешеходы и транспорт» и т. д.   

Анкетирование родителей

Основной этап работы:

Оформление Центра ПДД в группе.

Проведение бесед по профилактике детского дорожного травматизма

Целевая прогулка к проезжей части

Проведение различных игр, образовательных ситуаций по ПДД в Центре.

Заключительный этап:

Совместный спортивный праздник с родителями «В гостях у светофора».

Самостоятельные игры в центре

Принципы реализации проекта (по Е. А. Козловской, С. А. Козловского) :

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т. е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия “дети – дорожная среда. Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной средой. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т. к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).

4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.

6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно необходимо воспитывать и родителей детей.

Заключение.

     При разработке педагогического процесса по формированию основ осознанного безопасного поведения на дороге были учтены дидактические принципы: от близкого к далекому, от простого к сложному; от частного к общему.

     Содержание и объем знаний подобран с учетом возрастных физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста. Эти знания способствуют накоплению навыков и умений безопасного поведения на дорогах города. Знания о правилах поведения на дороге помогают детям оценить свое поведение и поведение других людей. Формирование знаний – не самоцель в нашей работе главное – это формирование осознанно – бережного отношения к своему здоровью. Необходимо, чтобы у детей выработалась жизненно важная привычка соблюдать правила дорожного движения. Это длительный и трудный процесс, но достичь результата возможно.

Литература.

1. Старцева О. Ю. Школа дорожных наук. М. : 2008г.

2. Данилова Т. И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД. – СПб. : Пресс, 2009.

3. Как обеспечить безопасность дошкольников. Методическое пособие. – М. : Просвещение, 1998.

4. Уважайте светофор. Материалы из опыта работы ДОУ по обучению дошкольников правилам безопасного поведения на улицах и дорогах. – Киров, 1998.

5. Дорожная безопасность : обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования / Под общ. ред. В. Н. Кирьянова – М. : Издательский Дом Третий Рим, 2005.

6. Максиняева М. Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. – М. : ТЦ Сфера, 2002.

7. Т. А. Шорыгина. Основы безопасности для детей 5-8 лет. М. : 2006г.

8. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга: Книга для воспитателя детского сада: Из опыта работы / В. А. Добрякова, Н. В. Борисова, Т. А. Панина, С. А. Уклонская; Составитель Т. Ф. Саулина. – М. : Просвещение, 1989.

Публикации по теме:

Рождественский ПетербургРождественский Петербург Рождественский Петербург Рождественский Петербург - Ты теперь мой друг! И по твоим проспектам Хочу гулять-гулять! Рождественский.

Всем педагогам посвящается… *** Маленький человечек Ростом и возрастом мал. Тысячи странных словечек Он еще не узнал. Тысячи сложных загадок Он еще не постиг, Тысячи.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проект «Дорога и дети»
Опубликовано: 9 января 2012 в 22:53
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД