Проект «Евгений Чарушин — писатель и художник» в старшей группе

ОЛЬГА МАРКИНА
Проект «Евгений Чарушин — писатель и художник» в старшей группе

Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средняя общеобразовательная школа №2 города Сызрани городского округа Сызрань Самарской области, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования «Детский сад"

ПРОЕКТ «ЕВГЕНИЙ ЧАРУШИН – ПИСАТЕЛЬ И ХУДОЖНИК»

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Выполнили:

дети старшей группы «Пчелка»

Руководитель проекта:

О. Н. Маркина, воспитатель

Матрица проекта

Название проекта

«Евгений Чарушин – писатель и художник».

Тематическое поле

Знакомство с литературным и художественным творчеством Евгения Чарушина.

Проблема

Необходимость развития устойчивого интереса к книге как источнику познания окружающего мира и его художественного отражения.

Интеграция образовательных областей

«Чтение художественной литературы», «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация».

Цель

Формирование навыков устойчивого интереса к чтению книг, рассматриванию иллюстраций.

Задачи по интегрируемым областям

Чтение художественной литературы

Формировать основы читательской культуры в процессе чтения (восприятия) книг природоведческой тематики.

Закреплять представление о жанровых особенностях художественных произведений, развивать умение анализировать тексты.

Познание

Познакомить с краткой биографией, литературным и художественным творчеством Е. Чарушина.

Формировать проектно-исследовательские умения и навыки при создании книжной выставки: выявлять проблему, самостоятельно искать нужное решение и анализировать полученные результаты.

Художественное творчество

Формировать интерес к оформлению книги, учить подробно рассматривать иллюстраций.

Совершенствовать умение раскрывать тему литературного произведения, передавая в рисунке характер и настроение героев.

Коммуникация

Формировать умение воспроизводить текст произведения с опорой на иллюстраций, графические схемы.

Социализация

Развивать творческие способности: поощрять желание использовать читательский опыт (образ, сюжет, отдельные строчки) в других видах деятельности (игровой, продуктивной, общении со взрослыми) в соответствии с эмоциональными запросами.

Закреплять правила культурного общения с книгой, коллективного чтения (восприятия) книг, поведения в библиотеке и книжном уголке.

Заинтересовать родителей проблемой приобщения ребенка к книге, укреплять и расширять взаимодействия детского сада и семьи.

Виды детской деятельности

Познавательно-исследовательская, чтение (восприятие, коммуникативная, продуктивная, игровая.

Сценарий деятельности

Этапы проекта

Содержание деятельности Практические материалы

I. Погружение в проект: обсуждение темы, определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности 1. Предложить принести в группу любимые книги Е. Чарушина из дома, провести беседу «Моя любимая книга».

2. Чтение (восприятие) рассказов «Томка», «Томка испугался», «Как Томка не показался глупым», «Как Томка научился плавать».

3. Рассмотреть с воспитан-никами иллюстрации в книге «Про Томку», в книгах, принесенных из дома.

4. Познакомить с биографией и литературным наследием Евгения Чару-шина

1. Беседа «Моя любимая книга».

2. Чтение глав из книги «Про Томку».

3. Рассматривание иллюстраций в книге «Про Томку» и принесенных из дома.

4. НОД «Наш друг Томка».

II. Выбор идей, поиск путей решения проблемы 5. Обсудить оформление книжного уголка, возможные варианты устройства книжной выставки.

6. Посетить городскую детско-юношескую библиотеку.

5. Примерный план устройства книжного уголка, размещение начала коллекции книг, эстампов Е. Чарушина

6. Экскурсия в библиотеку им. С. Я. Маршака

III. Реализация идеи 7. Литературная гостиная «Эти забавные зверята»: чтение произведений Е. Чарушина «Никита-доктор», «Томкины сны», «На нашем дворе» «Волчишко», «Воробей», «Медвежонок», «Еж», «Лиса», «Про зайчат».

8. Рассмотреть с воспитан-никами иллюстрации в книгах «На нашем дворе», «Волчишко», «Зверята», «Про Никиту», «Болтливая сорока», «Вот они какие», «Васька, Бобка и Кроль-чиха», в книгах, принесенных из дома.

9. Цикл индивидуальных занятий по обучению пересказу.

10. Провести беседу «Кого можно встретить в лесу осенью».

11. Художественно-продуктивная деятельность:

- оформление выставки детских работ «Пушистая страна».

12. Провести в книжном уголке словесные, дидактические игры, упражнения и задания.

13. Подготовиться к празднику открытия книжной выставки «Мир Евгения Чарушина».

7. Чтение (восприятие) произведений Е. Чарушина в литературной гостиной.

8. Рассматривание иллюстраций в книгах Е. Чарушина, эстампов.

9. План-конспект по обучению пересказу.

10. НОД «Кого можно встретить в лесу осенью».

11. Аппликация «Пушистые комочки».

Рисование «Зайчики – трусишка и храбришка», «Кошка с котенком».

12. Игры, упражнения и задания в книжном уголке.

13. Праздник открытия книжной выставки.

IV. Презентация проекта 14. Провести литературную викторину «Ребята о зверятах».

14. Литературная викторина «Ребята о зверятах».

Описание продукта, полученного в результате реализации проекта

Выставка детских работ «Пушистая страна»

Праздник открытия книжной выставки «Мир Евгения Чарушина»

Литературная викторина «Ребята о зверятах»

Тип проекта

Исследовательско-творческий

Количество детей – участников проекта

25 детей старшего возраста

Продолжительность проекта

3 недели

Материально-технические ресурсы, необходимые для реализации проекта

Подборка книг Е. Чарушина с иллюстрациями

Эстампы Е. Чарушина

Наглядно-методическое пособие Т. Дороновой «Изобразительное искусство»

Изобразительные материалы

Интернет-ресурсы:

http://ru.wikipedia.org/wiki/

http://deti74.ru/forum/index.php?topic

http://www.lib.mn

http://nsportal.ru/detskii-sad/okruzhayushchii-mir/proekt-tvorchestvo-echarushina

Форма проведения презентации

Литературная викторина «Ребята о зверятах»

Критерии оценки качества выполнения проекта

Уровень проявления устойчивого интереса к тематически многообразным произведениям, биографии автора, рассматриванию иллюстраций, процессу чтения.

Умение описывать состояние героев, передавать свое отношение к содержанию произведения.

Способность творчески использовать прочитанное (образ, сюжет, отдельные строчки) в других видах деятельности.

Умение пользоваться прямой и косвенной речью, средствами художественной выразительности при пересказе литературных текстов.

Литература

Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий. Старшая группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.

Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

Рудик О. С. Развитие речи детей 4 – 5 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

Лебедева Л. В., Козина И. В. Конспекты занятий по обучению пересказу с использованием опорных схем. Средняя группа. – М., Центр педагогического образования, 2008.

Карпухина Н. А. Программная разработка образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Коммуникация» в старшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценина Н. А., - 2012.

Смирнова О. Д. Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы». – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.

Рыбина А. Ф. Коррекция звукопроизношения у детей: речевой материал для дошкольного младшего школьного возраста. – Волгоград: Учитель, 20003.

План реализации проекта «Евгений Чарушин – писатель и художник»

Дата проведения: I_неделя_

Дата Непосредственно образовательная деятельность Совместная деятельность педагога и детей, осуществляемая в ходе режимных моментов Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с семьями детей по реализации проекта Продукт

Понедельник Беседа «Моя любимая книга»

Цель: Формировать мотивы участия детей в предстоящей деятельности по реализации проекта;

- заложить начало создания коллекции книг писателя и художника Евгения Чарушина.

О. Д. Смирнова с. 66

Рассматривание книг в книжном уголке. Предложить родителям найти книги Е. Чаруши-на, прочитать дома и принести любимую книгу ребенка в группу Начало создания коллекции книг писателя и худож-ника Евгения Чарушина

Вторник Чтение «Томка» Е. Чарушина

Цель: Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения;

- продолжать воспитывать чуткость к художественному слову.

Н. А. Карпухина с. 51

Предложить в настольной игре «Кто моя мама» соотнести и составить парами пазлы с изображениями малы-шей и их мам.

Среда Пересказ рассказа «Корова» (по Е. Чарушину)

Цель: Формировать навыки связного последовательного пересказа с опорой на графические схемы;

- совершенствовать умение подбирать антонимы, согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе;

- составлять предложения из 2-3 слов;

- продолжать учить детей внимательно слушать произведение и пересказывать его с помощью опорных схем;

- совершенствовать умение сравнивать объекты на панно «Корова с теленком» по величине.

Л. В. Лебедева с. 54 Рассматривание иллюстраций

Е. Чарушина «Томка»

Цель: Поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций при рассматривании иллюстраций.

Чтение «Томка испугался»

Цель: Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения;

- продолжать воспитывать чуткость к художественному слову.

Н. А. Карпухина с. 51

Д/и «Угадай –ка»

Цель: Формировать умение ориентироваться на окончание слова при согласовании существительного, обозначающего животного, и прилагательного в роде, числе.

О. С. Рудик с. 33 Обмен принесенными книгами, рассматривание иллюстраций. Предложить родителям составить электронную версию произведений Е. Чарушина. Электронная версия произведений Е. Чарушина.

Четверг Рассматривание иллюстраций

Е. Чарушина «Томка»

Цель: Продолжать формировать умение подробно рассматривать иллюстрации в книге, поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций.

Чтение «Как Томка не показался глупым», «Как Томка научился плавать»

Цель: Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения;

- продолжать воспитывать чуткость к художественному слову.

Н. А. Карпухина с. 52

Д/и «Кого не стало?»

Цель: Формировать умение ориентироваться на окончание слова при согласовании существительного, обозначающего животного, и прилагательного в роде, числе.

О. С. Рудик с. 34 Выстраивание графи-ческой мнемодорожки к рассказу «Корова» Е. Чарушина

Пятница

«Наш друг Томка» художественная литература

Цель: Познакомить детей с биографией и литературным наследием Евгения Чарушина;

- формировать у дошколь-ников навык внимательного прослушивания прозаических текстов, осмысленно воспри-нимать литературный текст и его содержание;

- формировать нравственные качества: доброту, заботу о братьях наших меньших;

- воспитывать на поэтических примерах любовь к животным.

Н. А. Карпухина с. 53 Беседа «Моя любимая книга»

Цель: Формировать мотивы участия детей в предстоящей деятельности по реализации проекта;

- обсудить оформление книжного уголка, возможные варианты устройства книжной выставки.

О. Д. Смирнова с. 66

Составление плана «Как устроить книжный уголок»

Цель: разработать оформление книжного уголка.

О. Д. Смирнова с. 74

Д/и «Кто кем становится?»

Цель: Совершенствовать умение подбирать по смыслу слова, обозначающие названия животных и их детенышей.

О. С. Рудик с. 144 Размещение принесенных из дома книг в книжном уголке. Предложить для обсуждения и внесения новых идей примерный план устройства книжного уголка и размещения коллекции книг, эстампов Е. Чару-шина.

План «Как устроить книжный уголок»

Дата проведения: II_неделя_

Дата Непосредственно образовательная деятельность Совместная деятельность педагога и детей, осуществляемая в ходе режимных моментов Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с семьями детей по реализации проекта Продукт

Понедельник Литературная гостиная. Чтение и рассматривание иллюстраций «На нашем дворе»

Цель: Развивать слуховое и зрительное внимание детей;

- продолжать формировать навыки диалогической речи.

Д/и «Что изменилось?»

Цель: Активизировать в речи употребление предлогов с пространственным значением (на, между, около). Закреплять умение соотносить названия животных и их детенышей.

О. С. Рудик с. 40

Чистоговорки «Сердитый гусь», «Коза», «Овца», «Петушок»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков во фразе и их дифференциация.

А. Ф. Рыбина с. 15, 17, 19, 27 Рисование в раскрасках «Домашние животные» Сообщить родителям о предстоящей экскурсии, получить их согласие.

Вторник «Экскурсия в городскую библиотеку им. С. Я. Маршака»

Цель: Сформировать представление о библиотеке, научить общаться с работ-никами этого учреждения;

- познакомить с внутренним оформлением здания, назначе нием помещения;

- познакомиться с формой использования фондов библиотеки.

О. Д. Смирнова с. 71 Литературная гостиная. Чтение (в сокращении) и рассматривание иллюстраций «Волчишко»

Цель: Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении;

- продолжать работу по формированию интереса к книге.

Д/и «Страшный зверь»

Цель: Закреплять умение соотносить названия животных и их детенышей.

О. С. Рудик с. 40

Д/и «Скажи, что не так»

Цель: Учить замечать неточности в тексте; поддерживать интерес к литературному наследию пиателя.

О. Д. Смирнова с. 88

Предложить родителям записать ребенка в библиотеку, выбрать книги Е. Чарушина для чтения. Фотовыставка «Наша экскурсия в библиотеку»

Среда Составление описательного рассказа по сюжетным картинкам «Волчонок»

Цель: Формировать навыки описательного рассказа с опорой на сюжетные картинки, отображающие последовательность событий.

Н. А. Карпухина с. 58

Д/и «Не зевай, быстро отвечай»

Цель: Поддерживать интерес к литературному наследию пиателя.

О. Д. Смирнова с. 88

Чистоговорки «Стоит на полке книжка»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков во фразе, их дифференциация.

А. Ф. Рыбина с. 43 Обогатить развивающую среду настольной игрой «Чей домик» и предложить из пазлов составить пары: животное и его жилище Акция «Подарите книгу детскому саду». Коллекциониро-вание книг писателя и худож-ника Евгения Чарушина

Четверг «Зайчики – трусишка и храбришка» рисование

Цель: Совершенствовать умение раскрывать тему литературного произведения, передавая в рисунке характер и настроение героев;

- вызвать интерес к иллюст-рированию знакомых сказок доступными изобразительно-выразительными средствами;

- познакомить с приемами передачи сюжета: выделять главное, изображая более крупно на переднем плане;

- развивать композиционные умения.

И. А. Лыкова с. 72 Д/и «Догадайтесь, как писатель назвал свой рассказ

Цель: Формировать умение по фрагментам литературного текста догадываться, как писатель назвал свой рассказ.

Н. А. Карпухина с. 56

Литературная гостиная. Чтение (в сокращении) и рассматривание иллюстраций «Про зайчат»

Цель: Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении;

- продолжать работу по формированию интереса к книге.

Обсуждение литературного и художественного творчества Е. Чарушина «Что мне нравится?»

Цель: Выявить проявления заинтересованности проектом, появившиеся предпочтения, степень погружения в разрабатываемую тему.

Д/и «Зайка, сделай»

Цель: Формировать умение грамотно образовывать формы глагола в повелительном наклонении (спой, станцуй, поскачи, положи, поезжай, нарисуй).

О. С. Рудик с. 37 Предложить подобрать любимые книги и эстампы, разместить выставочную экспозицию в книжном уголке Выставка детских рисунков «Зайчики – трусишка и храбришка» в книжном уголке; экспозиция книг и эстампов Е. Чарушина.

Пятница

«Кого можно встретить в лесу осенью?» развитие речи

Цель: Развивать зрительное восприятие, наблюдатель-ность, способность самостоя-тельно по восприятию составлять повествовательный рассказ;

- побуждать детей составлять повествовательный рассказ по эстампу животного;

- придумывать к рассказу соответствующее название.

Н. А. Карпухина с. 61 Составление повествовательного рассказа по сюжетным картинкам «Про зайчат»

Цель: Формировать навыки повествовательного рассказа с опорой на сюжетные картинки, отображающие последовательность событий.

Н. А. Карпухина с. 59

Д/и «У кого какой зверь?»

Цель: Развивать умение фразами описывать картинку (иллюстрацию).

О. С. Рудик с. 83

Чистоговорки «Сорока», «Ворона», «Осенний лес»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков во фразе, их дифференциация.

А. Ф. Рыбина с. 66,13 Предложить родителям в Интернете найти и посмотреть с детьми мультипликационные фильмы по сценарию или произведению Е. Чарушина.

Дата проведения: III_неделя_

Дата Непосредственно образовательная деятельность Совместная деятельность педагога и детей, осуществляемая в ходе режимных моментов Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие с семьями детей по реализации проекта Продукт

Понедельник Составление повествовательного творческого рассказа по сюжетным картинкам «Лисята»

Цель: Формировать навыки повествовательного творческого рассказа с опорой на сюжетные картинки, отображающие последовательность событий.

Н. А. Карпухина с. 59

Д/и «Найди лишнее»

Цель: Развивать наблюдательность, умение находить предметы определенной направленности среди предложенных для рассматривания. Совершенствовать умение выстраивать и произносить речь-доказательство.

О. С. Рудик с. 52

Чистоговорки «Лиса в лесу»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков во фразе, их дифференциация.

А. Ф. Рыбина с. 11 Предложить играющим сюжетные картинки «Разложи по порядку» для восстановления последовательности событий. Сообщить родителям о предстоящей презентации книжной выставки «Мир Евгения Чарушина».

Вторник Литературная гостиная. Чтение (в сокращении) и рассматривание иллюстраций «Лисята»

Цель: Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении;

- продолжать работу по формированию интереса к книге.

Изготовление приглашений для родителей на праздник открытия книжной выставки «Мир Евгения Чарушина»

Цель: Помочь создать приглашения для родителей, используя доступные материалы и приемы аппликации.

Д/и «Отгадай рассказ»

Цель: Формировать умение по предложенным картинкам называть произведение.

О. Д. Смирнова с. 87

Д/и «Кто что умеет делать?»

Цель: Развивать умение подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных. Совершенствовать культуру речевого общения.

О. С. Рудик с. 80 Обогатить развивающую среду настольной игрой «Кто где живет», предложить выбрать ведущего и поиграть. Приглашения для родителей на книжную выставку «Мир Евгения Чарушина».

Среда «Кошка с котенком» рисование

Цель: Формировать умение детей составлять сюжетную композицию из однородных объектов, различающихся по величине – кошка с котенком;

- познакомить со способом лепки из валика, согнутого дугой и надрезанного с двух концов;

- учить анализировать особенности строения живот-ных, соотносить части по пропорциям;

- воспитывать самостоятель-ность, аккуратность.

И. А. Лыкова с. 28 Рассматривание иллюстраций

Е. Чарушина «Тюпа»

Цель: Продолжать формировать умение подробно рассматривать иллюстрации в книге, поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций.

Чтение «Почему Тюпу прозвали Тюпой», «Тюпа маленький»

Цель: Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения;

- продолжать воспитывать чуткость к художественному слову.

Д/и «Отгадай рассказ по предметам»

Цель: Помочь детям по предметам или отдельным деталям определять принадлежность к литературному приозведению.

О. Д. Смирнова с. 87

Предложить родителям совместно с детьми выбрать любимого животного и нарисовать его в «пушистой» технике Е. Чарушина. Выставка рисунков «Кошка с котенком».

Четверг «Пушистые комочки» аппликация

Цель: Учить детей делать аппликативное изображение животных из мятой бумаги, передавая характерные особенности строения;

- развивать умение выбирать и применять доступные способы передачи «пушистой» фактуры;

- развивать творчество, фанта-зию, учить бережно относиться к используемым материалам

Рассматривание иллюстраций

Е. Чарушина «Тюпа»

Цель: Продолжать формировать умение подробно рассматривать иллюстрации в книге, поощрять выражение эстетических чувств, проявление эмоций.

Чтение «Почему Тюпа не ловит птиц»

Цель: Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения;

- продолжать воспитывать чуткость к художественному слову.

Д/и «Художественный салон»

Цель: Развивать умения детей описывать выбранную картину, иллюстрацию, сосредотачиваться на чем-либо. Обогащать словарный запас, используя речь-описание.

О. С. Рудик с. 51 Предложить играющим сюжетные картинки «Разложи по порядку» для восстановления последовательности событий. Выставка работ «Пушистые комочки».

Пятница

Литературная викторина «Ребята о зверятах»

Цель: Формировать эмоционально положительное отношение к коллективным мероприятиям, привлечь к активному участию в литературной викторине;

- обобщить и систематизировать знания о произведениях Е. Чарушина;

- создать условия для активного использования литературного опыта в речевой практике;

- продолжать учить чувствовать и понимать характер образов произведений, взаимосвязь описанного с реальностью;

- поддерживать интерес к книжной графике;

- развивать творческое воображение, выразительность речи.

О. Д. Смирнова с. 81 Праздник открытия книжной выставки «Мир Евгения Чарушина»

Цель: Помочь создать атмосферу праздника для детей и родителей.

Посещение родителями книжной выставки «Мир Евгения Чарушина».

Призентация литературной викторины «Ребята о зверятах».

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности в младшей группе «Зимние забавы» (театрализация) Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средняя общеобразовательная школа.

Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральными государственными требованиями Тема Проект преобразования профессиональной деятельности педагога в соответствии с Федеральными государственными требованиями Государственное.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Дикие животные
Автор публикации:
Проект «Евгений Чарушин — писатель и художник» в старшей группе
Опубликовано: 15 августа 2013 в 17:32
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Маленький человек среди взрослых
Вся жизнь общества, как мы знаем из своего опыта, накладывает отпечаток на формировании личности ребёнка. Особенно важны при этом те непосредственные...
Фотоотчет с Праздника непослушания
В наш детский сад постучал праздник непослушания, когда дети остались одни, без родителей, и могли делать всё, что захочется. Для начала, чтобы ввести детей...
Игры детей на прогулке
Продолжаю печатать игры, из собранной мной картотеки, для организации деятельности детей на прогулке. П/и «Горелки» Цель: развивать быстроту, ловкость,...
Фотоотчет «Берегите Землю!»
В прошлом учебном году мы реализовывали проект по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Он состоял из нескольких разделов: воздух, вода,...
Лэпбук «Соленые водоемы»
Отдыхать в отпуске это прекрасно, а отдыхать на море это прекрасно вдвойне! ) Но и в отпуске всегда есть место для дела! Любимого дела! Когда я думала,...