Папки-передвижки

Проект «Фиксики» по познавательно — исследовательской деятельности старших дошкольников (часть1)

Ольга Белова
Проект «Фиксики» по познавательно — исследовательской деятельности старших дошкольников (часть1)

Содержание

Введение

План мероприятий по реализации программы

Ожидаемый результат проекта

Список литературы

Приложения

«Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».

Китайская пословица

Введение

Потребность общества в личности нового типа – инициативной, способной творчески мыслить, находить нестандартные решения – постоянно возрастает по мере совершенствования социально – экономических, культурных условий нашей жизни и стремительными изменениями современного мира.

Публикация «Проект „Фиксики“ по познавательно — исследовательской деятельности старших дошкольников (часть1)» размещена в разделах

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе.

Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий лишают детей радости открытия и «убивает» интерес к исследованию.

Исследовательский проект помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу, доводить ее до положительного результата, проявлять инициативу и творчество.

Ученые, исследовавшие экспериментальную деятельность (Н. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, А. Е. Чистякова, О. В. Афансьева) отмечают основную особенность познавательной деятельности : «ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним… А овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировидения ребенка». Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы с дошкольниками.

В совершенстве владеть всеми экспериментальными умениями под силу не каждому старшему дошкольнику, но определенных успехов можно добиться в результате тех усилий и условий, которые в данной ситуации может выстроить экспериментальная деятельность.

Актуальность разрабатываемого проекта :

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

Актуальность заявленной проблемы:

На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

Цель: Развитие познавательных способностей детей, посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

1. Расширить представления детей об окружающем мире через развитие представлений детей о свойствах веществ, об основных физических свойствах и явлениях.

2. Составить перспективный план развития познавательных способностей посредством опытно- экспериментальной деятельности.

3. Ввести в блок совместной деятельности «Время Фиксиков».

4. Переоборудовать уголок опытно-экспериментальной деятельности «Фиксики».

5. Вовлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Принципы реализации:

- принцип психологической комфортности (снятие стрессовых факторов);

- принцип развивающего обучения (получение знаний повышенного уровня, опережающие развитие детей);

- принцип свободы выбора (выбор материала и самостоятельная работа);

- принцип личностно – ориентирования (индивидуализированный подход к каждому ребенку);

- принцип интеграции;

- принцип креативности (приобретение собственного опыта);

- принцип деятельности (включение в поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции);

Время проведения проекта 01.09. 2014 г. - 25.05.2015 г. (долгосрочный)

Участники проекта :

- дети старшего дошкольного возраста

- педагоги группы

- специалисты детского сада (логопед, психолог, музыкальный руководитель)

- родители

Тип проекта : исследовательский, познавательно-творческий

Инновация проекта : включение компьютерных технологий; обогащение представлений дошкольников об окружающем мире с учетом интеграции образовательных областей.

Предполагаемый результат:

1. Создание пространства опытно- экспериментальной деятельности.

2. Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.

3. Повышение уровня мотивации к занятиям.

4. Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.

5. В свободной атмосфере работы развитие умения детей:

- Коммуникативные: умение слушать, обсуждать, визуализировать свою идею;

- Манипулятивные: координировать свои движений, умение пользоваться инструментами и технологиями;

-Социальные: совместно обдумывать и обсуждать, способность исполнять разные социальные роли, терпимость к другому, самодисциплина.

6. Использование ИКТ.

7. Повысить активность участия родителей в педагогическом процессе группы.

При создании модели мы опирались на нормативно-правовое обеспечение: 1. Закон РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ».

2. Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования».

3. Приказ Минобразования РФ от 09.03.2004 г. №1123 «Об организации опытно-экспериментальной деятельности в системе образования РФ».

Методологическую основу проекта составили разработки теоретических основ метода экспериментирования в дошкольных учреждениях осуществляет творческий коллектив специалистов под руководством профессора, академика Академии творческой педагогики и Российской академии образования Н. Н. Поддъякова. Большой вклад в развитие метода внесли ученые С. Л. Новоселова, А. Н. Леонтьев, Л. М. Маневцева, Я. А. Пономарев, М. И. Лисина, А. И. Иванова, С. Н. Николаева. О. В. Дыбина, Н. А. Рыжова и другие.

При формировании основ естественно-научных понятий экспериментирование можно рассматривать как метод близкий к идеальному: знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие авторитеты педагогической науки как Я. А. Коменский И. Г. Песталоцци, Ж. -Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и другие (см. таблицу №1).

Таблица № 1. Подтверждение значимости экспериментальной деятельности в развитии детей на примере высказываний выдающихся педагогов.

№ Выдающиеся ученые Высказывания

Источник

1 Коменский Я. А., 1658 г. «Основной предпосылкой для того (речь идет об образовании. – Авт.) является требование, чтобы чувственные предметы были правильно представлены нашим чувствам, дабы они могли быть правильно восприняты. Я утверждаю и повторяю во всеуслышание, что это требование есть основа всего остального» Коменский Я. А. Мир чувственных вещей в картинках.

История дошкольной зарубежной педагогики; Хрестоматия, М. 1986, с. 67

2 Локк Дж., 1693 г. «Они (речь идет о детях. - Авт.) ведь путешественники, недавно прибывшие в чужую страну, о которой ничего не знают. Поэтому совесть обязывает нас не вводить их в заблуждение» Локк Дж. Мысли о воспитании.

История дошкольной зарубежной педагогики; Хрестоматия, М. 1986, с. 85

3 Песталоцци И. Г., 1800-1805гг.

«Не торопись навязывать знания ребенку. Пускай истинный мир, явления и предметы, сложные или такие, которые могут обернуться к ребенку разными сторонами, проходят перед ним в возможно большем количестве…»

«…созерцание (чувственно восприятие) человеком самой природы является единственным истинным фундаментом обучения… Все, что следует затем, является просто результатом, или абстракцией, от этого чувственного восприятия» Дневник Песталоцци о воспитании сына.

История дошкольной зарубежной педагогики; Хрестоматия, М. 1986, с. 137

Памятная записка Песталоцци

История дошкольной зарубежной педагогики; Хрестоматия, М. 1986, с. 159

4 Манасеина М. М., 1880 г. «…при воспитании детей от 1 до 8 лет следует всегда помнить, что им прежде всего и главным образом следует по возможности полнее и лучше освоиться с окружающим миром. Следовательно, им нужны не сказки, а факты и факты, наблюдения и опыты» Манасеина М. М.

О воспитании ума (до 8 лет)

Антология педагогической мысли России второй половины Х1Х начала ХХ вв. Составитель Лебедев П. А. М., 1990, с. 409

5 Роттенберг В., 1984 г. «… школьное обучение должно строиться с учетом преобладающего у детей образного мышления. То есть требуется разработка новых методов преподавания, основанных на максимальном использовании образного типа переработки информации…В основе таких методов лежит не изучение абстрактных физических формул с последующей демонстрацией… а, напротив, постановка красивого и увлекательного эксперимента, на основе которого дети сами выводят физический закон» Роттенберг В. Мозг и мышление: «Я» в поисках «Я»

Знание – сила. 1984

№12, с. 38-39

6 Запорожец А. В. «В форме наглядных образов, складывающихся у ребенка, получает отражение не только внешняя видимость явлений, но и простейшие казуальные, генетические и функциональные взаимозависимости между ними. В результате начинают складываться в наиболее совершенной форме те виды чувственного познания действительности, которые имеют неоценимое значение не только для настоящего, но и для будущего, которые сыграют важную роль в деятельности взрослого человека» Запорожец А. В. Значение периодов детства для формирования детской личности.

Хрестоматия по психологии: Учебное пособие для студ. пед.

ин-тов. Сост. Мироненко В. В. 20ое изд. М., 1987, с. 314-315

8 Поддъяков Н. Н. ,1997 г.

«Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя возникает значительно позже деятельности экспериментирования» Поддъяков Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности.

Педагогический вестник. 1997. №1,с. 6

Таким образом, нельзя отрицать справедливость утверждения, что эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем создании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Интерес к созданию проекта возник еще в связи с тем обстоятельством, что на сегодняшний день в нашем дошкольном учреждении ни создано ни одного проекта по опытно- экспериментальной деятельности старших дошкольников. Это обусловлено многими причинами: недостаточной теоретической проработанностью вопроса, нехваткой методической литературы и – что самое главное – отсутствием направленности педагогов на данный вид деятельности.

Публикации по теме:

«Камни — дети Земли». Проект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе«Камни — дети Земли». Проект по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Вид проекта: информационно-практико-ориентированный. Длительность: краткосрочный (двухнедельный). Образовательные области: познание, художественное.

«Река времени» — как форма познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников. Тема «Профессия почтальон» Термин «Река времени» придуман Дональдом Биссетом для повести-сказки «Путешествие дядюшки Тик-Так», а Короткова Н. А позаимствовала данный.

НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Виртуальная экскурсия» МДОУ д/с ОРВ № 48 НОД по познавательно-исследовательской деятельности. Тема: «Мы на луг! Вперед!», (Для детей подготовительной.

Проект по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Бесценная и всем необходимая вода»Проект по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе «Бесценная и всем необходимая вода» Проект для детей 2 младшейгруппы «Бесценная и всем необходимая вода» Актуальность проекта: Проект разработан в силу особой актуальности.

НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Посадка лука» НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Посадка лука» Программное содержание: • Познакомить со свойствами лука, научить сажать.

Кружок по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе Познавательно – исследовательская деятельность как один из основных механизмов развития ребёнка 1. В соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Проект по познавательно-исследовательской деятельности «Фиалки» Проект по познавательно-исследовательской деятельности «Фиалки» Анализ ситуации. Наш мир вокруг нас постоянно меняется. Каким он будет –.

Проект «Развитие творческой активности в процессе познавательно-исследовательской деятельности дошкольников» Мини – проект «Наш огород» (1 младшая группа «Гномики») Вид проекта: исследовательский. Участники проекта: педагоги, дети группы. Срок.

Проект «Приемы, техники, методика формирования у дошкольников опыта познавательно-исследовательской деятельности» Департамент образования города Москвы Восточное окружное Управление образования Гимназия № 1404 «ГАММА» Проект по теме самообразования.

Методика формирования у дошкольников опыта познавательно-исследовательской деятельности ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГБОУ ЦО № 1404 «Гамма» Самообразование «Методика формирования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Фиксики» по познавательно — исследовательской деятельности старших дошкольников (часть1)
Опубликовано: 25 июня 2015 в 09:12
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД