Формирование и развитие сенсорных способностей у детей 2–3 лет средствами дидактической игры «Учимся, играя». Проект

Екатерина Скулкина
Формирование и развитие сенсорных способностей у детей 2–3 лет средствами дидактической игры «Учимся, играя». Проект

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад № 2 общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по познавательно-речевому направлению

развития воспитанников»

Тема: «Учимся, играя»

Педагогический проект

Автор проекта:

Вос- ль 1 кв. категории

Скулкина Е. И.

.

Ленинск- Кузнецкий, 2011г.

Содержание

Паспорт проекта…. 2

1. Актуальность проекта….5

2. Новизна проекта…. 7

3. Цели и задачи…. 8

4. Партнеры проекта…8

5. Целевая группа проекта…. 8

6. Механизм реализации проекта…. 9

7. Ресурсное обеспечение…. 9

8. Сроки реализации проекта…11

9. Календарный план…. 12

10. Ожидаемый результат….18

12. Оценка результатов…. 19

13. Дальнейшее развитие проекта…19

14. Рекомендации по использованию опыта…19

14 Приложение …. 20

3

Паспорт проекта

Наименование проекта «Учимся, играя»

Основные разработчики проекта Воспитатели

Цели и задачи проекта Цель проекта. Формирование и развитие сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет средствами дидактической игры.

Задачи проекта:

1. Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей 2–3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

2. Формировать сенсорные представления детей 2 – 3 лет о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине.

3. Обогащать знания детей способам обследования предметов.

4. Познакомить детей с дидактическими играми и приемами игры на них.

5. Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей.

Сроки и этапы реализации проекта Реализация проекта рассчитана на 9 месяцев: с сентября 2012г по май 2013г.

Подготовительный этап: сентябрь-ноябрь 2012г.

Основной этап: декабрь - апрель 2013г.

Заключительный этап: май 2013г.

Перечень основных мероприятий Анкетирование родителей первой младшей группы, диагностика сенсорных способностей детей, составление календарного плана, изготовление самодельных дидактических игр, родительское собрание «участвуем в проекте», родительская гостиная «учимся мастерить и играть», выпуск брошюры, буклета и рекомендаций для родителей, сенсорные занятия, развлечения, практические занятия, игры – занятия с элементами экспериментирования, чтение и заучивание стихов, потешек, разгадывание загадок о геометрических фигурах, выставка дидактических игр и игрушек, выставка художественной и методической литературы по сенсорному развитию, день открытых дверей, сенсорное развлечение по сказке «Колобок», фото- коллаж.

Исполнители проекта и основных мероприятий Дети, воспитатели, родители первой младшей группы, музыкальный руководитель.

Ожидаемые конечные результаты проекта Решение поставленных задач обеспечат достижение цели:

1Систематизацию материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

2. Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.

3. Совершенствование умений обследовать предметы, учитывать их свойства при действиях с ними.

4. .Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.

5. Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет.

Целевая группа проекта Проект адресован детям первой младшей группы.

2. Актуальность проекта

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия его формирования представлений о свойствах предметов: их форме, цвете, и величине. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Актуальность любых вопросов, связанных с сенсорным воспитанием детей обусловлено тем, что дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития способностей. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни. Профессор Н. М. Щелованов называл дошкольный возраст «золотой порой» сенсорного воспитания. И важно предоставить детям в этот период все возможности для обогащения их чувственного опыта. Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира – важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.

В качестве одного из методов сенсорного воспитания применяются дидактические игры и упражнения, позволяющая шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаниях. Дидактическая игра приобретает всё большее значение, однако в практике воспитания детей она ещё используется недостаточно. Между тем, наряду с

использованием представлений о форме, цвете, величине и др., она составляет одну из основ умственного воспитания, всестороннего развития и формирования познавательных способностей ребёнка. Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребёнку.

Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. Обучающее воздействие необходимо как в семье, так и в детских учреждениях.

Игра, как сказал В. А. Сухомлинский – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Выявлены противоречия:

между необходимостью использования в сенсорном развитии детей раннего возраста дидактических игр и недостаточно систематизированного информационно-методического обеспечения между необходимостью формирования и развития у детей раннего возраста сенсорных способностей средствами дидактических игр в ДОУ и семье и отсутствием взаимодействия по данному вопросу.

Отсюда вытекает важная проблема: как помочь ребенку раннего возраста развить сенсорные способности.

Для решения данной проблемы был разработан проект «Учимся, играя». За содержащую основу проекта выбрана авторская программа под ред. М. А. Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду», а

так же использовали технологии авторов Е. А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста», Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е, Б. Волосова «Раннее детство: познавательное развитие», Л. А. Венгера «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников».

В данном опыте предоставлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребёнка раннего возраста через дидактическую игру, так как в раннем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Организуя игру, современный педагог учитывает специфику её формирования и общие закономерности развития детей. Известные отечественные психологи Л. С.

Выготский, А. Н. Леоньтев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и другие утверждают, что развитие ребёнка происходит только в том случае, если он

сам активно включается в разные виды деятельности (предметную, игровую, учебную, трудовую). Каждому возрастному периоду соответствует наиболее доступный и важный для воспитания и психического развития вид деятельности. Известные психологи Л. Выготский, Г. В. Дьяконов, Л. Т. Ямпольский подчёркивают: развитие мышления, памяти, воображения, осознание себя как личности происходит именно в предметной деятельности. Если вы хотите научить малыша смотреть и видеть, слушать и слышать, овладевать разнообразными умениями, испытывать от этого радость открытия, постарайтесь научить ребенка играть.

2. Новизна материала

В данном материале мы постарались представить и систематизировать часть созданного нами игрового материала для формирования сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в ДОУ и семье.

Новизной данного материала является так же сочетание традиционных подходов и использование современных средств обучения: развлечения, логических упражнений, практическими заданиями, заучивание стихов, потешек, разгадывание загадок о геометрических фигурах. Обеспеченность практическим игровым материалом (самодельными дидактическими играми) позволяет целенаправленно заниматься развитием сенсорных способностей и общим развитием ребенка не только на специальных занятиях, но и в совместной деятельности с воспитателями, и в семье.

3. Цели и задачи проекта

Цель проекта. Формирование и развитие сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет средствами дидактической игры.

Задачи проекта:

1. Подобрать и систематизировать материал по развитию сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

2. Формировать сенсорные представления детей 2 – 3 лет о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине.

3. Обогащать знания детей способам обследования предметов.

4. Познакомить детей с дидактическими играми и приемами игры на них.

5. Взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей сенсорных способностей.

4. Партнеры проекта

Детский сад, родители первой младшей группы, воспитатели.

5. Целевая группа проекта

Проект адресован детям первой младшей группы. Дети третьего года жизни продолжают интенсивно накапливать впечатления и представления о важнейших признаках, свойствах предметов. Накопленный сенсорный опыт, т. е. представления о величине, цвете, форме, фактуре, положении в

пространстве и т. п., связывается с конкретными предметами и явлениями. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия, происходит так бурно, что дети узнают в круглой форме и мячик, и шарик, и солнышко; треугольная форма у них теперь не только

крыша, но и морковка, ёлочка; прямоугольная - домик; овальная - яйцо, огурец и т. п. Познавательная потребность, сформированная у малышей третьего года жизни, в основном направлена на обследование величины, формы, фактуры предметов, издаваемых ими звуков, соотнесения частей. Сенсорное развитие происходит, как и ранее, в ходе специальных игр - занятий, и в повседневной жизни: в игре, на прогулке, в быту, в процессе практических действий с предметами и наблюдений. На третьем году жизни задачи сенсорного развития существенно усложняются, что связано с общим психофизическим развитием, прежде всего началом формирования новых видов деятельности (игровой, продуктивной и др.). В связи с этим необходимо создавать условия накопления разнообразных представлений о цвете, форме, величине, фактуре как в процессе специально организованных игр - занятий, так и в повседневной жизни. При этом важно, чтобы представления о сенсорных свойствах и качествах предметов были не только широкими, но и систематизированными. Детей необходимо знакомить с девятью цветами: семь цветов спектра (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, черный и белый). С такими формами, как круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Но при этом не следует добиваться от малышей запоминания и употребления слов, обозначающих свойства предметов. Главное, чтобы он умел учитывать эти свойства во время действий с предметами. Первые игры должны быть лёгкими для восприятия. На каждом этапе обучения детям надо предлагать только один новый цвет, одну форму или признак. Обучение должно проходить в игровой форме; время проведения игр - занятий не должно превышать 5 – 10 минут.

6. Механизм реализации проекта

Анкетирование родителей первой младшей группы, диагностика сенсорных способностей детей, составление календарного плана, изготовление самодельных дидактических игр, родительское собрание «участвуем в проекте», родительская гостиная «учимся мастерить и играть», выпуск брошюры, буклета и рекомендаций для родителей, сенсорные занятия, развлечения, практические занятия, игры – занятия с элементами экспериментирования, чтение и заучивание стихов, потешек, разгадывание загадок о геометрических фигурах, выставка дидактических игр и игрушек, художественной и методической литературы по сенсорному воспитанию день открытых дверей, сенсорное развлечение по сказке «Колобок», фото- коллаж.

7. Ресурсное обеспечение

Кадровые: воспитатели, музыкальный руководитель, родители первой младшей группы.

Материально – технические: Создание развивающей среды. Познавательная литература, аудиозаписи, фотоаппарат, презентации, дидактические игры, упражнения, развлечения, задания на развитие мышления и памяти, приготовленные руками воспитателей. Дидактический материал (мозаика (простая и магнитная, мелкий

конструктор, лото, пирамидки, матрёшки, магнитные игры. Мольберт для рисования мелом и магнитной доской. Тазики для экспериментирования с водой, песком. Клеёнчатые фартучки для игр с песком и водой, наборы цветных камушек, ракушек, песочные наборы для игры с песком. Мелкие игрушки из разного материала для игры «что плавает, что нет», пробки от пластмассовых

бутылок, деревянные и пластмассовые кубики, картинки, картон, цветная бумага, самоклеющаяся бумага.

Методические:

1. Аскарина, Н. М Воспитание детей раннего возраста [Текст]: учебное пособие/ Н. М. Аскарина – М: Просвещение, 1998. – 264с.

2. Башаева, Т. В. Развитие восприятия детей. Форма, цвет, звук М. Г. [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов /Т. В. Башаева. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 237с. С. 4 – 14.

3. Важова, С. А. Сенсорное развитие в младшей группе. [Текст]: С. А. Важова // практический журнал Воспитатель дошкольного Образовательного Учреждения. - 2008.- №11.- стр51.

4. Карпухина, Н. А. Знакомство с окружающим миром. [Текст]: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/ Н. А. карпухина. – Воронеж: Т. Ц. «Учитель», 2008.- 201с.

5. Новотворцева, Н. В. развитие речи детей. [Текст]: популярное пособие для родителей / Н. В. Новотворцева. – Ярославль: «Академия развития», 1997.- 235с. б.

6. Павлова, Л. Н. Раннее детство: познавательное развитие. [Текст]: методическое пособие / Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Е. Б. Волосова. - М: Мозаика – Синтез, 2006.446с. С126 – 138.

7. Пилюгина, Э. Г. игры – занятия с малышом от рождения до трёх лет. [Текст]: «библиотека воспитателя» /Э. Г. пилюгина. - М: Мозаика- синтез. -2007.-116с.

8. Пилюгина, Э. Г. Сенсорные способности малыша. [Текст]: учебное пособие / Э. Г. Пилюгина. - М: просвещение, 2005.- 116с. С80- 104.

9. Смирнова, Е. игры, развивающие мышление. [Текст]: Е. Смирнова // дошкольное воспитание. - 2009№4.- стр. 22- 32.

10. Янушко, Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. [Текст]: методическое пособие /Е. А. Янушко. -М: Мозаика – синтез, 2009.- 65с. С. 3 – 6.

11. Земцова, О. Н. Умные книжки. [Текст]: «Тесты для детей» 2 – 3 лет/ О. Н. Земцова. - М: «Издательская группа АТТИКУС»,2008.

12. Колесникова, Е. В. две книги в одной. [Текст]: лицей для малышей 2 – 3 лет, тесты для детей 3 лет/Е. В. Колесникова. - М: издательство ЮВЕНТА, 2006. – 47с. С18 – 22.

8. Сроки реализации проекта

Реализация проекта рассчитана на 9 месяцев: с сентября 2012г по май 2013г.

Подготовительный этап: сентябрь- ноябрь 2012г.

Основной этап: декабрь-апрель 2013г.

Заключительный этап: май 2013г

9. Календарный план работы

Период Мероприятия Взаимодействие родителей со специалистами Ответствен

ные

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Сентябрь 1. Сбор и анализ литературы по данной проблеме.

2. Беседа с воспитателями о работе по данной проблеме.

3. Составление брошюр, буклетов для родителей. 1. Анкетирование родителей. Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели,

родители

октябрь 1. Разработка содержания проекта «Учимся играя»

2. Разработка бесед для родителей о сенсорном воспитании.

3. Диагностика детей по выявлению различных

умений и навыков.

4. Подбор материала для изготовления дидактических игр.

5. Изготовление дидактических игр. 1. Родительское собрание

Тема. «Учимся, играя»: участвуем в проекте.

Воспитатели,

Воспитатели,

Воспитатели

Воспитатели

родители

Воспитатели

родители

Ноябрь 1. Разработка конспектов занятий с использованием дидактических игр.

2. Составление памяток

3. Разработка беседы

4. Подбор дидактических игр, игр с элементами экспериментирования, практических заданий, стихов, загадок,

5. Изготовление дидактических игр. 1. Родительская гостиная: «Учимся мастерить и играть»

2. Конкурс поделок на лучшую дидактическую игру

. Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели,

родители

Воспитатели

Воспитатели, родители

ОСНОВНОЙ ЭТАП

Декабрь

1. Занятие по сенсорному развитию «В гостях у зайчихи».

2. Дидактическая игра№1

«Упражнения с кругами»

3. Дидактическая игра№2 «Матрешка, где ты?»

4 Дидактическая игра№2 «Построим дом»

5. Дидактическая игра с элементами экспериментирования «Какой цвет у снега?»

6. Практическое задание:

«На какие геометрические

фигуры похожи часы?» (форма)

7. Заучивание стихов о геометрической фигуре – «Треугольник»

8. Загадки о геометрической фигуре «Треугольник» 1. Выставка художественной и методической литературы.

2. Выставка

дидактических игр и игрушек

3. Методические рекомендации:

Значение дидактических игр и занятий в воспитании детей 2 – 3 лет.

Воспитатели

Воспитатели, род Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Январь 1. Занятие по сенсорному развитию «Сказка про матрёшек»

2. Дидактическаяигра№1

«Собери снеговика»

3. Дидактическая игра№2 «Мы едем, едем, едем…»

4. Дидактическая игра№3 «Цветные круги»

5. Дидактическая игра с элементами экспериментирования: «Цветные льдинки»

6. Практическое задание: «Каждой игрушке свою коробку»

7. Заучивание стихов о геометрической фигуре: «Круг»

8. Загадки о геометрической фигуре «Круг»

1. Методические рекомендации:

а) формирование представлений о форме;

б) формирование представлений о цвете;

в) формирование представлений о величине.

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

февраль 1. Занятие по сенсорному развитию «Собери цветок по цвету» (из поролоновой губки)

2. Дидактическая игра №1

«Матрёшка»

3. Дидактическая игра №2

«Сбор фруктов»

4. Дидактическая игра№3 «Сложи радугу»

5. Практическое задание Коллективное рисование «Солнышко»

6. Практическое задание:

«Большой – маленький»

7. Заучивание стихов о геометрической фигуре «Квадрат»

8. Загадки о геометрической фигуре «Квадрат»

9. Дидактическая игра с использованием геометрических фигур – образцов «Найди то, что я покажу» 1. Методические рекомендации:

а) дидактические игры с использованием бросового материала (пробки от пластиковых бутылок);

б) игры с пирамидками;

в) игры с матрёшкой.

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Март 1. Занятие по сенсорному развитию «В гостях у круга, квадрата и треугольника».

2. Дидактическая игра!№1

«Почтовый ящик»

3 Дидактическая игра№2 – развлечение «Теремок»

4. Дидактическая игра№3 «Воздушные шары»

5. Практическое задание: «Подбери пару»

6. Заучивание стихов о геометрической фигуре «Овал»

7. Загадки о геометрической фигуре «Овал»

8. Дидактическая игра на комбинирование геометрических форм «Где мой вагончик» 1. День открытых дверей. Посещение развлечения «Теремок»

Воспитатели, родители

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Апрель 1. Занятие по сенсорному развитию «Назови геометрическую фигуру».

2. Дидактическая игра№1 «Кухонный набор»

3. Дидактическая игра №2 «Сухой бассейн»

4. Дидактическая игра№3 «Это что за теремок»

5. «Дидактическая игра№4 «Спаси мышку»

6. Практическое задание: «Найди пуговице свою тарелочку»

7. Практическое задание «Каждой вазе свой цветок»

8. Заучивание стихов о геометрической фигуре «Прямоугольник»

9. Загадки о геометрической фигуре «Прямоугольник»

10. Апробация проекта «Учимся, играя» 4. Брошюра для родителей «Мама поиграй со мной»

2. Буклет: «Дидактические игры в формировании сенсорных способностей» Воспитатели,

Родители

Воспитатели,

Воспитатели

Воспитатели

Ст. воспитатель,

воспитатели

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Май 1. Проведение развлечения «Поможем колобку».

2. Подведение итогов реализации проекта 1Сбор фотографий и оформление фото – коллажа «Вот как мы играем», Воспитатели, родители

Заведующий,

ст. воспитатель, воспитатели

10. Ожидаемый результат

Решение поставленных задач обеспечат достижение цели:

1. Систематизацию материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

2. Сформированные сенсорные представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.

3. Совершенствование умений обследовать предметы, учитывать их свойства при действиях с ними.

4. .Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и основных приемах игры на них.

5. Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет.

11. Оценка результатов

№ п/п

Форма оценки

Выход информации

Ответственные

1. Диагностика Диагностическая карта

Диаграмма Воспитатели

2. Опрос родителей Книга «Отзыв и предложения» Ст. воспитатель.

3. Анкетирование родителей Сравнительный анализ Ст. воспитатель.

4. Оперативный контроль Протокол, справка Зав. МДОУ.

12. Дальнейшее развитие проекта

Обмен наработанным опытом с коллегами других дошкольных учреждений на методическом объединении для воспитателей и других педагогических работников.

Приложение 1

Анкета

Уважаемые родители!

В рамках подготовки к проекту "Учимся, играя»" нам необходимо знать ваше мнение по данному вопросу.

Предлагаем Вам ответить на вопросы данной анкеты

1. Имеете ли Вы представление, что такое сенсорное развитие:

Да___ нет___ не знаю___

2. Как Вы думаете, достаточно ли ваш ребёнок получает знания по сенсорному развитию в ДОУ?

Да___ нет___ не знаю___

3. Имеется ли в вашей группе информация для родителей о сенсорном развитии:

а) информация отсутствует;

б) я не обращаю внимание на информацию;

в) информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;

г) наглядная информация интересна и полезна для меня.

4. Как Вы оцениваете уровень развития вашего ребенка по сенсорному развитию:

а) цвет:

Высокий___ средний___ низкий___

б) форма:

Высокий___ средний___ низкий___

в) величина:

Высокий___ средний___ низкий___

5. Есть ли у Вас дома дидактическая игра, изготовленная вашими руками совместно с ребёнком?

Да___ нет___ не знаю___

6. Покупаете ли Вы дидактические игры ребёнку для развития сенсорных способностей?___

Спасибо за сотрудничество

Приложение 2

Выводы по результатам анкетирования родителей

Вопросы анкеты Первая младшая группа

Всего приняли участие в опросе количество

1 вопрос.

Имеете ли Вы представление, что такое сенсорное развитие. Да %

Нет %

Затрудняюсь ответить %

2 вопрос.

Как Вы думаете, достаточно ли ваш ребёнок получает знания по сенсорному развитию в ДОУ. Да %

Нет %

Затрудняюсь ответить %

3 вопрос.

Имеется ли в вашей группе информация для родителей о сенсорном развитии: а)информация отсутствует;

б) я не обращаю внимание на информацию;

в)информация интересная, но не имеет практической значимости для меня;

г) наглядная информация интересна и полезна для меня. %

%

%

%

4вопрос

Как Вы оцениваете уровень развития вашего ребенка по сенсорному развитию:

а) цвет

Высокий

Средний

Низкий

%

%

%

б) форма

в) величина

Высокий

Средний

Низкий

%

%

%

Высокий

Средний

Низкий

%

%

%

5 вопрос.

Есть ли у Вас дома дидактическая игра, изготовленная вашими руками совместно с ребёнком. Да %

Нет %

Затрудняюсь ответить

%

6вопрос.

Покупаете ли Вы дидактические игры ребёнку для развития сенсорных

способностей? Да %

Нет %

Затрудняюсь ответить %

Приложение №3

Справка о проведении анкетирования родителей

В опросе родителей приняло участие 16 человек (родители первой младшей группы№3). Анкетирование проводилось в два этапа: на начало проекта и после завершения. На начало проекта результаты анкетирования показали, что 50% родителей не имело представления о сенсорном развитие и о его воспитание, и они затруднялись ответить о необходимости сенсорного воспитания в раннем возрасте. Всего 10%родителей обращали внимание на информацию о сенсорном воспитание в родительском уголке и знали, какие условия созданы в ДОУ для сенсорного развития. 50% родителей оценили низкий уровень сенсорного развития своего ребёнка. Родители не обращали внимание, какие игры у них есть дома по сенсорному развитию. И ни разу не с детьми не изготовили игру по сенсорному развитию. Все родители согласились, что данный проект необходим детям, выразили желание оказать посильную помощь в реализации проекта в условиях ДОУ.

После завершения данного проекта опрос родителей показал следующие результаты: на 40% родителей стало больше иметь представление о сенсорном воспитании. На 50% родителей больше стало обращать внимание на информацию в родительском уголке о сенсорном воспитание. 20% родителей изготовили дома с детьми игры на сенсорное развитие «Поможем мышке», «Упражнение с кругами», «Воздушные шарики» и другие. При покупке игрушек родители стали обращать внимание на игры по сенсорному воспитанию.

Вос- ли 1мл. гр. №3

Скулкина Е. И___

ТабатчиковаО. Н___

Приложение 4

Уровневая оценка сенсорного развития у детей 2 – 3 лет

(Земцова Ольга Николаевна, кандидат педагогических наук, руководитель Центра дошкольного развития и воспитания детей)

При определении уровня сенсорного развития ребенка можно брать за основы следующие критерии.

Высокий уровень (+) – творческая активность ребенка, проявление интереса к дидактической деятельности, быстрое осмысление задания, самостоятельно различает и называет предметы, выделяя их существенные признаки без помощи взрослого;

Средний уровень (*) – проявляет интерес к дидактической деятельности, желание включиться в нее, несмотря на некоторое затруднение в выполнении задания. Ребенок нуждается в помощи педагога, дополнительном объяснении, показе, неоднократных повторах.

Низкий уровень (-) – Ребёнок не проявляет активного интереса, равнодушен к дидактической деятельности, не способен к самостоятельности.

Показатели сенсорных способностей

Список детей цвет форма величина

1.

2.

3.

4. начало года конец года начало года конец года начало года конец года

Можно использовать условные обозначения: (+) - высокий уровень;

(*) - средний уровень; (-) – низкий уровень.

Диагностика сенсорных способностей детей 2 – 3 лет

• Дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, при выполнении ряда практических действий;

• группируют в соответствии с образцом предметы по цвету, форме, величине при выборе из четырёх разновидностей;

• соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, при выборе из четырёх разновидностей (либо четыре разновидности цвета, либо четыре разновидности формы и т. п.);

• узнают в разнообразных цветовых пятнах предметы или явления, имеющие характерный цветовой признак (снег, трава, апельсин и т. п.) в пятнах разной величины медведя и медвежонка, кошку и котёнка;

• обозначают различные предметы в соответствии с их характерными сенсорными признаками: лес, море, солнце, листья, огоньки и т. п. ;

• активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар, крыша, яйцо, огурец, цвета (трава, апельсин, помидор, цыплёнок, небо и др.);

• отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски-«кирпичики» или кубики определённого цвета, подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды).

Приложение 5

Родительское собрание

Тема. Участвуем в проекте: «Учимся, играя»

Время проведения: I квартал (октябрь)

Форма проведения: круглый стол.

Цели:

1. Ознакомить родителей с результатами анкетирования.

2. Вовлечь родителей в обсуждение проекта.

3. Определить факторы, влияющие на формирование и развитие сенсорных способностей у детей.

Предварительная работа:

1. Проведение с родителями анкетирования (приложение 1) с целью определения проблем, связанных с формированием и развитием у детей 2-3 лет сенсорных способностей.

2. Обобщить результаты анкетирования.

3. Подготовить сообщение о факторах влияющих на формирование и развитие сенсорных способностей детей 2-3 лет.

4. Подготовить материал о доступных средствах помогающих развивать сенсорные способности у детей раннего дошкольного возраста.

5. Подготовить столы и стулья для проведения собрания (поставить по кругу).

6. Оформить плакаты с надписями:

• «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»

В. А. Сухомлинский

• «Дошкольный возраст «золотая пора» сенсорного воспитания»

Профессор Н. М. Щелованов

• «Развитие ребёнка происходит только в том случае, если он сам активно включается в разные виды деятельности (предметную, игровую, учебную, трудовую)»

Известные отечественные психологи

Л. С. Выготский, А. Н. Леоньтев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин

• «Развитие мышления, памяти, воображения, осознание себя как личности происходит именно в предметной деятельности»

Известные отечественны психологи Л. Выготский, Г. В. Дьяконов, Л. Т. Ямпольский

План проведения:

1. Результаты проведения анкетирования родителей.

2. Обозначение проблемы.

3. Беседа.

3. Памятка для родителей (работа с памяткой).

4. Подведение итогов родительского собрания.

5. Принятие решения.

Ход мероприятия:

Ведущая. Здравствуйте уважаемые родители. Мы рады видеть Вас на нашей встрече. Проанализировав Ваши анкеты, мы пришли к выводу, что Вы недостаточно уделяете внимания формированию у воспитанников сенсорного развития. Покупаете детям дидактические игры, не задумываетесь, что играть детей нужно научить. А наиболее благоприятного периода для развития сенсорных способностей, чем детство, трудно представить. В сенсорном воспитании одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаниях. Дидактическая игра приобретает всё большее значение, однако в практике воспитания детей она ещё используется недостаточно.

Откуда вытекает важная проблема: как помочь ребенку развить сенсорные способности. Как вы думаете, чем важна эта проблема? (родители обсуждают данную проблему).

Для решения этой проблемы педагоги нашего детского сада выбрали проектную деятельность. Наш проект называется «Учимся, играя». Мы предлагаем вам стать партнерами данного проекта. (Обсуждение родителями их роли в реализации данного проекта).

В проекте предоставлена система работы, помогающая развивать познавательную сферу ребёнка раннего возраста через дидактическую игру, так как в раннем возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Организуя игру, современный педагог учитывает специфику её формирования и общие закономерности развития детей. Известные отечественные психологи Л. С. Выготский, А. Н. Леоньтев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и другие утверждают, что развитие ребёнка происходит только в том случае, если он сам активно включается в разные виды деятельности (предметную, игровую, учебную, трудовую).

Народная мудрость создала дидактическую игру, которая является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. Обучающее воздействие необходимо как в семье, так и в детских учреждениях. Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в формах увлекательных доступных ребенку.) Игра, как сказал В. А. Сухомлинский – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Известные психологи Л. Выготский, Г. В. Дьяконов, Л. Т. Ямпольский подчёркивают: развитие мышления, памяти, воображения, осознание себя как личности происходит именно в предметной деятельности.

Своеобразный итог. Итак, если Вы хотите научить детей смотреть и видеть, слушать и слышать, овладевать разнообразными умениями, испытывать от этого радость открытия, постарайтесь научить ребенка играть. А мы в этом Вам поможем.

Помните, что в обучении и воспитании детей главное – это терпение. Как писал психолог Л. С. Выготский, вряд ли разумный садовник будет тянуть растение вверх, чтобы оно быстрее росло. Так и Вы терпеливо воспитывайте и обучайте своих детей, и результат обязательно будет.

Перелагаем Вам, уважаемые родители, познакомиться с дидактическими играми. Понять их содержание будет значительно легче, если немножко больше узнать о них в методической и художественной литературе, с которой Вы можете познакомиться на нашей выставке.

Уважаемые родители, вашему вниманию предлагаются «Памятки» (приложение 6, цель которых:

• оказать помощь в обучении и развитии детей 2 – 3 лет;

• предоставить детям систему обучающих игровых заданий по формированию знаний и представлений о цвете, форме и величине предметов.

Родители знакомятся с текстом памяток. Проводится обсуждение предложенных советов.

Решение родительского собрания:

1. Принять активное участие в реализации проекта «Учимся, играя».

2. Учить детей играть в дидактические игры в домашних условиях.

3. Уделять больше внимания формированию у детей сенсорных способностей, через дидактические игры.

Приложение 6

Родительская гостиная

«Учимся мастерить и играть»

Цель.

• Познакомить родителей с разновидностями дидактических игр, и способами их изготовления в домашних условиях.

• Активизировать знания родителей, о применение дидактических игр для развития сенсорных способностей.

Ход

Ведущий. Уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами. Проводя анкету, мы выяснили, что Вы совсем не умеете мастерить дидактические игры для развития у ваших детей сенсорных способностей. В основном покупаете их в магазине. Сегодня мы проведём для Вас интересное практическое занятие по проблеме "Формирование сенсорных способностей у детей 2 – 3 лет средствами дидактических игр». Мы будем делать простые дидактические игры, которые Вы сможете использовать дома для занятий с детьми. Посмотрите, пожалуйста, нашу коллекцию самодельных дидактических игр, рассмотрите их внимательно, поиграйте ими. Выберите для себя игру, какую бы Вы хотели сделать сами дома вместе со своими детьми.

Родители рассматривают игры, делятся впечатлениями. Выбирают для себя игру.

Ведущий предлагает для каждой игры, которую выбрали родители необходимый материал – это цветной картон цветную бумагу, клей карандашный, ножницы, поролон, пластиковые бутылки и пробки от них. картинки. Затем раздаёт памятки по изготовлению игр, загадки, стихи по содержанию игр. Родители приступают к работе. Ведущий и его помощники помогают родителям. По окончании работы ведущий предлагает родителям обыграть изготовленные игры.

После игры ведущий дарит родителям игры, которые они изготовили, памятки по изготовлению и памятки со стихами, загадками, текстами игр. Советует родителям ими воспользоваться дома и играть с детьми.

Проводится чаепитие.

Предлагаемые игры:

• Упражнение с кругами;

• Построим дом;

• Сложи радугу;

• Склеим чайник;

• Закрой двери в домике;

• Спаси мышку;

• Воздушные шары;

• Подбери пару (варежки);

• Бабочки;

• Собери цветок по цвету (из поролоновой губки);

• Три медведя:

• Вкладыши.

Приложение 8

Какой цвет у снега?

Занятие по сенсорному развитию детей 1 мл. группа

Цель.

• Узнать, почему снег белый.

Материалы. Лоток со снегом. Ёмкости с подкрашенной водой:

красной, жёлтой, зелёной, синей, пять пустых ёмкостей.

Ход опыта

Разложите из лотка снег во все ёмкости. Дети рассматривают

снег и определяют, какого он цвета. Предложите детям закрыть глаза и полейте снег в четырёх ёмкостях определённым цветом. Рассмотрите снег и определите цвет.

Итог. Снег стал, синим, жёлтым, зелёным, красным, белым. Почему?

Снег стал, синим, зелёным, жёлтым, красным, потому что

в него добавили краску.

Вывод. Снег белый, если в него не добавили краску.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей 2–3 лет средствами дидактической игры «Учимся, играя». Проект
Публикации по теме:

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Проект «Коренные народы Югры» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Библиотека изображений:
  • Еда, продукты питания
  • Изучаем цвета
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Формирование и развитие сенсорных способностей у детей 2–3 лет средствами дидактической игры «Учимся, играя». Проект
Опубликовано: 21 марта 2013 в 07:33
+18
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...